Лекция 5. Современный ученик в образовательном взаимодействии
План лекции
1.Основные условия социального и психофизического формирования школьников в начале XXI века.
2.Социально-педагогическая характеристика современного школьника.
3.Возрастная периодизация и физиологические особенности возраста. Психолого-педагогические особенности школьников различных возрастов.
4.Учет возрастных и гендерных особенностей учащихся в учебно-воспитательном процессе школы.
Список литературы
1. Введение в педагогическую деятельность/ под ред. А.С. Роботовой. – 4-е изд., перераб. - М.: Академия, 2007. – Глава 5.
2. О национальном плане действий в интересах детей Российской Федерации// Педагогика. - 2012. - № 5. – С.3-17.
«Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей»
Сократ, 470-399 гг. до н.э.
Приведенные слова, как нетрудно подсчитать, были сказаны более двух тысячелетий назад, но кажется, что они принадлежат сегодняшней действительности: столь ярко и выпукло они рисуют “портрет” современного школьника. Такой парадокс объясняется психологическим своеобразием взаимоотношений отцов и детей: первые в силу жизненных стереотипов и возраста отрицают то, что свойственно детству и юности, вторые вследствие переизбытка жизненных сил и неотягощенности условностями тайно или явно пренебрегают советами старших.
Это извечное психологическое противостояние (конфликт) отцов и детей наполняется особым смыслом и получает особую категоричность в современных условиях.
В 2012 году Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 была утверждена «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». Этот документ представляет анализ положения детей в РФ и определяет основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
В принятом документе определяются основные проблемы в сфере детства:
недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка;
высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях;
распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей;
низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства;
неравенство между субъектами Российской Федерации в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей;
социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении);
нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей;
отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.
Выделенные проблемы представлены в цифрах. Например, «...сокращение численности детского населения в среднем на 3 % в год»; «...почти у 50 % детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. Россия по-прежнему лидирует по числу детских суицидов».
В 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений. Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения.
По сведениям МВД России, число сайтов, содержащих материалы с детской порнографией, увеличилось почти на треть, а количество самих интернет-материалов - в 25 раз. Значительное число сайтов, посвященных суицидам, доступно подросткам в любое время.
Несмотря на наблюдающийся в последние годы рост рождаемости, число детей в возрасте до 17 лет сократилось за 10 лет с 31,6 миллиона в 2002 году до 25 миллионов в 2011 году. На начало 2011 года в 37 субъектах Российской Федерации показатели младенческой смертности были выше, чем в среднем по Российской Федерации, только в 22 регионах работали перинатальные центры.
По распространенности суицидов среди подростков Россия занимает одно из ведущих мест в мире, уровень смертности детей значительно выше, чем в других европейских странах.
Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 году составило 654,4 тыс. человек (2,6 процента детского населения), из них 82 процента стали социальными сиротами вследствие лишения родителей родительских прав, от каждого десятого ребенка родители отказались при рождении.
Принятый документ на уровне констатации представляет достаточно сложную картину Детства и предлагает основные направления работы:
«Семейная политика детствосбережения»;
«Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей»;
«Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни»;
«Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства»;
«Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия»;
«Дети – участники реализации Национальной стратегии».
Ф. Ларошфуко отмечал: “Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет”.
Современный школьник - это неоднородная социально- демографическая группа: она включает учеников разного пола и возраста, живущих в селе, небольших городах и крупных центрах, имеющих различные ценностные ориентиры, интересы, потребности. Все эти региональные, культурные, образовательные и другие различия требуют специального рассмотрения.
Какими бы ни были сегодняшние и завтрашние школьники, учителю все равно придется работать с ними. Неблагоприятным влиянием грубой действительности школа должна противопоставить идеалы “разумного, доброго, вечного”.
Демократизация и гуманизация жизни школы требуют от учителя профессионального поведения, основывающегося на уважении, признании свободы и достоинства учащихся, доверии друг к другу, сотрудничестве. Это является опорой для создания школьного нравственно-правового пространства, в недрах которого будут созидаться ценности, необходимые для культурного человека.
Особенно важен индивидуальный подход к ученикам, учет их интересов, способностей, склонностей. Индивидуализация и дифференциация в образовании также являются гарантом развития витальных, социальных и идеальных потребностей учеников. В целях развития потребности в знаниях, образовании необходимо учить школьников учиться, создавать атмосферу соразмышления, работать творчески, эмоционально, вести учеников к успеху.
Должное внимание следует уделять проблеме развития личностных характеристик школьников. В качестве конкретных шагов в этом направлении возможны следующие: побуждение детей к рефлексии (размышлению над своим “я”), обучение искусству общения, создание духовной среды, стимулирование позитивного поведения, развитие адаптивных механизмов.
В целом же работа со школьниками - это многотрудный процесс, и успех ждет того учителя, который “отдавая свое сердце детям”, терпеливо и доброжелательно помогает каждому школьнику найти себя, раскрыть свои дарования.
Поэтому можно утверждать, что сущность школьной социализации заключается в формировании ребенка как члена общества, ориентированного на соответствующие социальные, культурные, этические идеалы. Естественно, что общество и государство через школу как институт воспитания обеспечивают равные возможности для воспитания юных граждан, создают условия для реализации их потенциала, развития интересов и способностей.
Однако школа - сложный социальный организм, который прежде всего включает в себя образовательно-воспитательное учреждение, реализующее воспитательные функции через обучение; организацию жизнедеятельности учащихся педагогами все учебного процесса; социально-психологическую группу, влияние которой осуществляется в процессе свободного общения. Особую роль в социализации школьников играют отношения “учитель-ученик”, способ взаимоотношений участников образовательного процесса, особенности распределения власти.
Специфика взаимоотношений “учитель-ученик” заключается прежде всего в том, что учитель олицетворяет “власть”, а ученик - “зависимость”. Вот почему для современного школьника очень важно проявление в учителе таких качеств, как такт и авторитет, понимание и стремление к диалогу. В связи с этим ученик должен постигать культуру взаимоотношений, развивать позитивный стиль жизнедеятельности.
Школа создает возможности для реализации активности учащихся в предметно-практической и духовно-практической сферах (познание, общение, игра, спорт, художественная деятельность и т.д.). Содержание и формы жизнедеятельности школьников, как правило, определяют педагоги на основе государственных документов, образовательных стандартов, рекомендаций органов управления образованием.
Учет возрастных особенностей школьников - это одно из условий гуманизации образовательного процесса, основа успешного осуществления обучения, воспитания и стимулирования развития учащихся. Поэтому знание возрастных особенностей детей, их систематическое изучение рассматриваются как исходный принцип эффективного педагогического процесса.
Как известно, возраст - это определенный период физического, психического и социального развития человека, ограниченный относительными хронологическими рамками, это индивидуальный жизненный путь, для которого свойственны качественные изменения всего облика личности в соответствии с этапом жизни. Возраст - понятие относительное, подвижное, его границы условны; в одном и том же классе могут находиться ученики, развитие которых соответствует разным возрастным группам. Следует помнить о том, что возрастные характеристики зависят от социальных условий жизни, индивидуального опыта, которые могут их усиливать или, напротив, тормозить. Однако учителю, решившему работать с детьми, следует опираться на знания типичных особенностей возрастных групп.
Младший школьный возраст объединяет учащихся 6-10 лет. Это возрастная группа отличается качественными изменениями, связанными с поступлением ребенка в школу и его обучением в начальных классах образовательного учреждения. Поступление ребенка в школу - это переломный момент в его индивидуальном развитии, ведущий к новому образу жизни и новому положению и меняющий социальные условия и особенности взаимодействия ребенка со взрослыми. От нерегламентированных отношений ребенок переходит к обязательной социально значимой деятельности. В его жизни появляются новые атрибуты: портфель, учебники, тетради и т.п. и возникает новая модель отношений. Особую роль в жизни ученика начинает играть учитель, который целенаправленно занимается развитием личности начинающего школьника. Он объясняет материал, спрашивает, поддерживает, предъявляет дисциплинарные требования и т.д.
В условиях начальной школы у ученика, как правило, относительно спокойно и равномерно происходит развитие анатомо-физиологического строения организма. Постепенно увеличивается длина и масса тела ребенка, формируется скелет. Хотя важно отметить, что в костной системе имеется еще много хрящей, что придает телу ребенка особую гибкость и требует бережного отношения к ученику во время занятий физической культурой.
Крупные мышцы тела развиваются раньше мелких, что “мешает” выполнять точные движения, приводит к утомлению от письменных работ. Быстро растут мышцы сердца и хорошо снабжают кровью головной мозг. К окончанию начальной школы головной мозг ученика является структурно зрелым, большие корковые зоны мозга составляют 80 % размера взрослого состояния. Следует обратить внимание и на то, что процессы возбуждения у младшего школьника пока преобладают над торможением.
Психические процессы у младших школьников развиваются неравномерно, хотя и интенсивно. Постепенно ребенок усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, чтение, слушание, арифметические действия, ручной труд и т.п. Развивается восприятие, освобождаясь от влияния непосредственной деятельности, с которой раньше было тесно связано, и становится более управляемым. Учебная деятельность требует от ребенка особой рефлексии, связанной с умственными операциями: анализом учебных задач, организацией работы, исполнением действий и контролем.
Значительно увеличивается словарный запас ребенка, развивается его устная и письменная речь; он умело пользуется существительными, глаголами, местоимениями, прилагательными, числительными и соединительными союзами. Ученик начальных классов достаточно хорошо понимает, какими словами принято пользоваться, а какие произносить нельзя.
Постепенно в начальной школе происходит переход от наглядно-образного к понятийному мышлению. Ребенок проявляет познавательную активность, которая направлена на познание мира и построение своей картины окружающей действительности. Достаточно хорошо развита речь учащихся, хотя иногда встречаются некоторые внешние недостатки (заикание, картавость, неразборчивость и др.), которые постепенно могут исчезнуть.
Учебная деятельность требует от ребенка развития высших психических функций - произвольности внимания, памяти, воображения. Внимание ребенка может быть длительным с опорой на интерес, в случае однообразной и малопривлекательной деятельности оно может отключаться ( и это спасает от переутомления). Чтобы удержать внимание на интеллектуальных задачах от ученика начальной школы требуются колоссальные усилия воли.
Слабость произвольного внимания - одна из особенностей этого периода. Она объясняется слабостью тормозных процессов. Поэтому для детей начальной школы более приемлемы уроки по 35 минут, краткие паузы ( музыкальные, физкультурные ) в течение урока, периодические смены видов деятельности.
Память учащихся развивается в сторону усиления произвольности с опорой на понимание заучиваемого материала. Важную роль в жизнедеятельности младшего школьника играет совершенствование воображения как способа выйти за пределы личного практического опыта и условия творчества. Однако необходимо помнить о том, что воображение может заводить ребенка в тупик, создавая навязчивые образы и придавая болезненность его душевной жизни.
Дети начальной школы очень эмоциональны, хотя постепенно учатся управлять своим эмоциональным состоянием. Как правило, учащимся присуще длительное устойчивое, радостное и бодрое настроение. Возможны и отрицательные состояния, связанные с невозможностью ребенка получить одобрение своих достижений, отвечающих социальным ожиданиям. У учащихся начальной школы развита вся гамма чувств, сформированных в притязаниях на признание: совесть, гордость, стыд и т.п. Чрезвычайно важным для учеников начальной школы является признание со стороны взрослых и подростков (хорошее поведение, успешная учеба и т.п.), т.к. оно стимулирует ребенка к нормативному поведению. В случае невозможности выполнить определенные требования у ребенка может проявляться капризность - слезливость, своевольные выходки как средство обратить на себя внимание. Чаще всего капризными бывают неуспешные или слишком избалованные родителями дети, учащиеся, обделенные вниманием или безынициативные, ослабленные школьники.
Как уже отмечалось, главной особенностью этого возраста является новая социальная позиция: ребенок стал школьником. Теперь он член классного коллектива и должен выполнять определенные нормы поведения, подчиняться режиму. Новая социальная ситуация психологами оценивается как стрессогенная, ужесточающая условия жизни ребенка. Пожалуй, только общая сензитивность к воздействию окружающей жизни, свойственная детству, способствует развитию адаптационных форм поведения и помогает ученику приспособиться к новым социальным условиям.
Ведущей деятельностью для младшего школьника является учебная. Однако своего значения не утрачивает и игра, способствуя развитию социальных, физических и психических функций ребенка: воображения, общения (в играх с правилами и интеллектуальных), внимания, организованности и т.п. Игра важна для ребенка и как средство заполнения досуга, развлечение и возможность свободного волеизъявления.
Понимая значимость начальной школы в формировании основ личности, развитии мировоззренческой, нравственной и эмоциональной направленности, стиля и характера деятельности, следует особенно тщательно и продумано работать с детьми этой возрастной группы. Многое зависит от учителя, его авторитета и особенностей деятельности. Эффективных способов воздействия учителя на ребенка, по мнению профессора В.С. Мухиной, три: убеждение, внушение, организация подражательной идентификации. Все эти пути необходимы для эффективной работы. Между тем комфортные условия развития ребенка могут быть созданы с помощью доброжелательного, заинтересованного тона общения с учащимися, использования демократического, личностно-развивающего стиля деятельности педагога, стимулирующего сотрудничество, работоспособность и успешность познавательной работы ученика, психическую активность ребенка. Естественно, необходима опора на интересы учащихся, включение их в разнообразные виды деятельности, учет такой их особенности, как подражательность. Для детей начальной школы особенно важны положительные эмоции, радость от общения с учителем, одноклассниками, школой. Чтобы школьная жизнь была успешной первый учитель должен научить ребенка учиться и делать это с удовольствием.
Позиция учителя начальной школы - “мама”, “няня”, заботящаяся о перспективах развития каждого ребенка. При этом учитель общается не как взрослый с успешным или неуспешным учеником, а как личность с личностью.
2. Подростковый возраст - отрочество - пубертатный период (лат. pubertas - половая зрелость) - это возраст перехода от детства к юности - 10-15 лет. В этот самый короткий отрезок времени подросток проходит величайший путь в своем развитии. Этот период считается самым сложным в жизни человека - время бурного, неравномерного роста ученика во всех отношениях. Ученые при описании изменений этого возраста используют такие определения, как “гормональная буря”, “эндокринный шторм”, “скачок роста”. Традиционно трудности этого возраста ученые связывали с так называемым “кризисом 13 лет”, когда происходит взрыв грубости, непослушания, трудновоспитуемости ребенка. Кроме этого трудности отрочества связывают со школьной дезадаптацией (неумением приспособиться к школе), уровень которой значительно выше, чем в начальных классах.
В подростковом возрасте происходит интенсивный рост длины и массы тела, причем в начальной фазе этого периода девочки по этим показателям обгоняют мальчиков. Следует заметить, что рост в основном происходит за счет удлинения конечностей, поэтому подростки выглядят угловато, нескладно и переживают этот свой “недостаток”.
Развитие кровеносной системы отстает от значительного роста объема сердца. Начинается интенсивная деятельность желез внутренней секреции. Все это приводит к временным нарушениям в деятельности нервной системы (повышенная возбудимость, вспыльчивость, аффекты). Наиболее значимым фактором физического развития в пубертатном периоде является половое созревание, которое начинается и заканчивается раньше у девочек. Однако подчеркнем, что индивидуальные различия в физическом развитии подростков велики.
Быстро развиваются у подростка и психические процессы. Востребованность теоретического мышления ведет к его совершенствованию, приобретению способности устанавливать смысловые связи в окружающем мире. Как гигантский скачок можно оценить то, что подросток постоянно строит гипотезы, ориентируется на потенциально возможное. Правда, это по силам не каждому, и многие из учеников остаются на уровне конкретного мышления. Причинами такого положения могут быть: определенные социальные условия, генетические основы, внутренняя позиция учащегося.
Приобретают самостоятельность внимание, память, воображение, подросток свободно ими управляет. Правда, возможны и парадоксы в проявлении внимания (оно может полностью отсутствовать). Вероятно, это связано с повышением кривой утомляемости, пик которой приходится на 13-14 и 16 лет. Перестраивается память подростка, осуществляется переход от механического запоминания к смысловому. Воображение подростка может стать глубокой внутренней деятельностью и влиять на познание, эмоциональную сферу и собственно личность.
Постепенно у подростков формируются устойчивые познавательные интересы, что ведет к серьезному позитивному отношению к учебным предметам в целом. Сами подростки особое значение придают развитию собственной речи, поскольку она определяет успех в учении и общении. Для учащихся этого возраста свойственно развитие воли, настойчивости, упорства в достижении цели. В подростковом возрасте происходит становление доминирующих интересов, у части подростков возникают профессиональные намерения.
Специфическим новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости, стремление ученика быть взрослым, потребность признания этого окружающими. Кроме этого подросток начинает интенсивно рефлексировать на себя, других, общество, расставляя акценты и выясняя значение в своей жизни семьи, школы, сверстников. Подросток активно продвигается по пути самопознания, поскольку его серьезно интересует ответ на вопрос: “Кто Я?”
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение, которое в это время выполняет роль жизненной школы. По-особому складывается общение со взрослыми: с одной стороны отрокам необходима поддержка, но с другой, при малейшем посягательстве на их взрослость, они выражают протест и отстаивают свою независимость, например, дерзостью в общении. В отношениях с другими людьми подростки проявляют требовательность, они ничего не принимают на веру, нуждаются в доказательствах. У школьников этого возраста возникает критичность сознания, ими достаточно точно отмечаются недостатки в деятельности взрослых, особенно различного рода промахи.
Совершенно исключительное значение имеет общение со сверстниками - это особая школа социальных отношений. Успехи в среде сверстников, активное взаимодействие играют первостепенную роль в развитии личности и жизненном комфорте. Особая ценность в подростковом возрасте - обретение друга, отношения с которым могут сохраниться в душе на всю жизнь. Наиболее же трудно переносимым в отрочестве является чувство одиночества.
Естественным является появление у подростков полового влечения, соответствующих мыслей и чувств, специального интереса к противоположному полу. В связи с этим становится важной собственная внешность, личная привлекательность. Серьезно переживаются подростками диспропорции в развитии между девочками и мальчиками: рост, полнота, худоба и др. Естественно, большое значение может придаваться привязанности к сверстнику другого пола, а отсутствие взаимности может быть причиной сильных негативных эмоций.
В отрочестве начинает формироваться сексуальность, приводящая к конфликту между желанием подростка опробовать новые формы поведения (физические контакты) и запретами, как со стороны родителей, так и собственными. Однако в этом возрасте возможно возникновение вариантов сексуального поведения, прежде всего у подростков с недостаточно развитым чувством моральных запретов, бездуховных, инфантильных, развитых физически, но не способных при этом давать несексуальный выход своей энергии. У подростков, живущих в трудных условиях, как правило, отсутствует чувство стыда, естественная застенчивость и доминирует сексуальное влечение.
В последнее время, как показывают проводимые исследования, 40-60 % школьников в подростковом возрасте начинают беспорядочную половую жизнь. Согласно статистике, ежегодно в России у пятнадцатилетних матерей рождается около 1,5 тыс. младенцев, у шестнадцатилетних - 9 тыс., у семнадцатилетних - 30 тыс. К сожалению, беременность и роды в подростковом возрасте нарушают процесс роста и развития, не говоря уже о серьезном психологическом дискомфорте.
Именно поэтому в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» предусмотрено проведение просветительской работы по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних, а также создание кризисных центров по типу "маленькая мама" для оказания помощи несовершеннолетним беременным и матерям с детьми.
Подростковый возраст - это период отчаянных попыток “пройти через все”. Школьники этого возраста легкомысленно относятся к приобщению к источнику человеческих пороков и слабостей и в результате быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам, превратив их из источника ориентировочного поведения в предмет своих потребностей.
В работе с подростками учитель должен ориентироваться на их потребность в признании “самости” (уникальности) и с уважением относиться к их стремлению выразить себя в интеллектуальной, физической, духовной сферах. Особенно осторожно следует пользоваться словесными характеристиками учащихся, избегая психотравмирующих высказываний. Поскольку отрок углубленно изучает самого себя, важно проконсультировать его в вопросах рефлексии, идентификации и самовоспитания. Необходимо признавать права учащихся на большую самостоятельность, освобождение их от мелочной опеки.
По мере возрастания роли самостоятельности в жизни подростков учителю следует сначала выступать в роли организатора, а позже помощника при подготовке и проведении разнообразных школьных дел. Причем проводимые воспитательные дела должны иметь глубокое жизненное содержание.
В связи с необходимостью подростков объединиться в едином “Мы”, нужно учить учащихся общению, умениям отмечать в сверстниках позитивные черты, адекватно воспринимать проявление творчества, с уважением относиться к окружающим.
Важно умело и тактично просвещать подростков по вопросам любви и секса, готовить их к этой сфере взрослой жизни. В этом процессе особое внимание нужно уделять воспитанию чувства ответственности за себя и любимого человека.
При спокойном отношении к участию школьников в неформальных объединениях учитель должен развивать у своих подопечных общую культуру, выводить их из асоциальной среды, поскольку для этого требуется поддержка взрослого.
Позиция учителя, работающего с подростками, как уже отмечалось, - организатор (для младших подростков) и помощник в условиях жизнедеятельности старших подростков.
Старший школьный возраст (ранняя юность) - это завершающий этап школьной жизни - 15-17 лет. Постепенно школьник проходит путь от неуверенного в себе, притязающего на взрослость подростка к действительной взрослости.
Для этого возраста характерно равномерное и значительное развитие физических качеств человека. Замедляется рост тела в длину, но увеличивается прирост массы тела. Быстро растут мускулы и достигают взрослого состояния. Выравнивается фигура тела, приобретая пропорциональные формы; заканчивается окостенение скелета. Завершается половое созревание и достигается определенный уровень физической зрелости. Нормализуется работа сердечно - сосудистой системы, стабилизируется кровяное давление, устанавливается ритмичная работа желез внутренней секреции. Продолжается развитие головного мозга. По интеллектуальным и физическим характеристикам молодые люди готовы к любой работе.
У юношей и девушек вполне сформировалась произвольность психических процессов, что позволяет им интенсивно заниматься познавательной деятельностью. Однако для того, чтобы успешно учиться, необходим еще и достаточно высокий уровень умственной активности и самостоятельности, развитость обобщающего, понятийного мышления.
В образовательном процессе старшеклассников проявляются определенные особенности, поскольку учеба приобретает жизненный смысл. Они выражаются в избирательном отношении к учебным предметам, в реализации своих жизненных интересов, ориентации на будущую профессию. Этот поворот способствует оптимальному развитию способностей школьников. Следует отметить и то, что старшеклассники достаточно умело могут управлять и сознательно регулировать такие психические процессы, как внимание, восприятие, память, воображение. К концу обучения в школе выпускники обладают высоким уровнем обобщения, абстрагирования, аргументации, способны делать выводы и обобщения, выстраивать причинно-следственные связи, приводить материал в систему.
Важным новообразованием юношеского возраста является самоопределение школьников, в котором центральное положение занимает потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека, определить себя в мире, понять себя и свои возможности. У старшеклассников развивается самосознание, формируется самооценка личности. Важным элементом самосознания является самоуважение, которое складывается у человека в ранней юности. Естественно, что все это тесно связано с будущей профессиональной деятельностью. С учетом ближайших перспектив ведущей деятельностью этого возраста является учебно-профессиональная.
Существует мнение, что старшеклассник - это человек, прежде всего находящийся в будущем, верящий в свое будущее. Между тем, юность - это причудливое сочетание прошлого, настоящего и будущего. И в этом процессе происходит переоценка ценностей, “нащупывание” непрерывности своего “Я”, временной преемственности.
Достаточно серьезным для школьников этой возрастной группы является вопрос о смысле жизни, в поисках ответа на который учащиеся размышляют о себе и своем жизненном предназначении. Как особого рода ценность переживается старшеклассниками открытие своего внутреннего мира. Но, возможно, наиболее значимы в поисках смысла жизни выработка мировоззрения, расширение системы ценностей, строительство нравственного стержня личности, способного помочь выстоять при первых столкновениях с жизненными неурядицами после окончания школы.
Огромное место в жизни старшеклассников занимает общение. Расширяется его сфера, социальное пространство; увеличивается время на коммуникативное взаимодействие, усиливаются требования к общению и возрастает избирательность контактов. Юношеское общение многолико, но часто бывает эгоцентричным, высвечивающим свои переживания и не всегда способным к сопереживанию, сочувствию. Многие учащиеся считают актуальным для себя общение со взрослыми (в большинстве случаев с родителями), однако при условии доверительности и исповедальности. В тоже время большая откровенность проявляется в контактах со сверстниками.
Для старшеклассников свойственно стремление к самостоятельности. Причем важно утвердить свою самостоятельность как в поведении, так и в эмоциональной жизни и морально- ценностной сфере.
Психологи, исследовавшие особенности ранней юности, отмечают неустойчивость, противоречивость психических процессов. Среди них находят место такие полярности, как “индивидуализм” юности и ее ярко выраженная социальная направленность, стремление все подвергать сомнению и желание уверовать во что угодно; максимализм в требованиях и устремлениях молодых людей и неразборчивость в выборе путей решения своих идей; развитая общительность и потребность в одиночестве. В таком состоянии для молодого человека сверхважны подтверждения окружающих, что они воспринимают его таким же, каким и он сам, ведущие к осознанию ценности личности и необходимости своего существования.
В юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу, рождается любовь. Это обстоятельство непосредственно влияет на жизнедеятельность молодых людей, на выяснение соответствия своей внешности эталонам мужественности и женственности. Остро переживаются настоящие и мнимые недостатки. Подлинной основой в любовных отношениях может рассматриваться развитое нравственное сознание.
Именно в юности происходит становление человека как личности, точнее второе рождение личности, когда молодой человек начинает сознательно стремиться к духовному росту (хотя возможен и нравственный цинизм). Главными ориентирами личности являются такие социально значимые свойства, как способность к сопереживанию, активное нравственное отношение ко всему окружающему, усвоение норм и правил поведения в обществе. Внутренний мир молодого человека наполняется разнообразными чувствами, рождается индивидуальный жизненный стиль, формируется самосознание и ценностная сфера как регулятор поведения и нравственная опора личности при принятии жизненно важных решений.
В работе со старшеклассниками современный учитель должен учитывать их интересы и жизненные планы, выстраивать линию сотрудничества в педагогическом процессе. Важно предоставлять возможность старшеклассникам самостоятельно решать актуальные для их возраста проблемы. Наиболее значимым в воспитательном отношении следует считать и целенаправленно развивать духовную сферу личности. Необходимо уделять достаточно времени формированию культуры общения учащихся через проведение часов общения, тренингов. В учебном процессе специального внимания требует опора на положительную эмоциональную сферу, признание эрудиции старшеклассников. Учитель, работающий в старших классах, должен постоянно работать над собой, владеть необходимой информацией из области социальной, культурной, научной и других сфер. Естественно, что приоритетной линией работы со старшеклассниками должна быть целенаправленная работа по подготовке к семейной жизни.
Позиция педагога, выполняющего воспитательные функции в старшей школе, условно формулируется как консультант. Это отражает по существу возможность предоставления большей самостоятельности старшеклассникам в организации своей жизнедеятельности.
Учет гендерных особенностей учащихся в учебно-воспитательном процессе школы является основой для создания сообразных полу условий обучения и воспитания мальчиков и девочек, для полноценной реализации личностных особенностей учащихся, сохранения их здоровья.
В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, нейропсихологов, педагогов, врачей. В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении. Гендерное воспитание и образование в своей основе направлено на формирование идеи о том, что пол не является основанием для дискриминации и способствует наилучшей реализации личностных склонностей и способностей как в связи с половой принадлежностью, так и вне ее.
Следует отметить, что мальчики в школе приобретают и закрепляют опыт подчинения взрослой женщине, что приводит к формированию специфических типов мужского поведения: феминизированного, излишне послушного и робкого или, напротив, активно протестующего «хулигана», что выражается и во взаимодействиях с девочками.
Особенности девочек в совместном классе оказываются также неучтенными. В среднем и, особенно, в старшем школьном возрасте девочки часто становятся невидимыми членами класса, опасаясь показывать свои знания.
До 5–6 класса девочки, как правило, доминируют физически, интеллектуально, социально. Они более покладисты, успешны, исполнительны, ориентированы на общение, что позволяет им занимать ведущие социальные роли. Мальчики же с первых классов обычно отстают от девочек и в учебе и в дисциплине, а к 5–6 классам стереотипно становятся нарушителями школьных правил, так называемой головной болью школы.
Гендеризация предполагает приведение образования в соответствие с возможностями, индивидуальными и природными половыми особенностями обучающихся, постановка в центр образовательного процесса идей раздельного обучения, создания условий для формирования личности в соответствии с её потребностями, запросами и интересами разностороннего развития, максимального развертывания и реализации задатков способностей и дарований.
Для реализации гендерного подхода важно изменить содержание образовательных программ в объеме до 15 % с учетом гендерной специфики обучения и воспитания мальчиков и девочек; вводить факультативы, кружки, элективные курсы, направленные на развитие способностей и расширение интересов мальчиков и девочек: введение в физику, военная история, этикет, риторика, мир женщины в классической литературе, хореография, спортивные игры, кулинария для мальчиков; подбирать педагогические технологии, методы и приемы обучения согласно свойственным полу особенностям и качествам; уделять должное внимание компенсаторному развитию недостающих или слабо выраженных качеств для данного пола.