Артикуляционная гимнастика. знакомство со звуком [а]
Знакомство со звуком [а]
• Наблюдение перед зеркалом за положением артикуляционных органов, за воздушной струей и голосом.
Характеристика звука: поется, значит гласный.
• Выделение начального ударного гласного в произношении слов по картинкам: Аня, Алла, Ася, август, армия, азбу
ка, астра, арка и т.д.
Дети выделяют звук [а] растянутым, длительным произношением.
• Игровое упражнение «Мы учим звук А»:
Мы учим звук А: а-а-а, а-а-а,
Азбука, армия, аист, ага.
• Повторение слоговых цепочек:
а-а-ам; а-а-ма; ам-ав;
а-а-ах; а-а-ха; ак-ап;
а-а-ав; а-а-ва; а-ам-ав;
а-а-ап; а-а-па; а-ап-ах.
• Игра «Хлопни в ладоши». Логопед произносит звуки. Услышав звук [а], дети должны хлопнуть в ладоши:
а, у, о, у, а, а, о, у, а.
• Проговаривание слов, начинающихся со звука [а]. Логопед
произносит слова, дети повторяют только те, которые начинаются со звука [а]: Оля, утка, арбуз, аптека, иголка, апельсин, ананас, усы, автобус, удочка, аквариум.
• Считалка. На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.
Вот со звуком А считалка:
Ананас, автобус, арка.
• Воспроизведение слоговых рядов:
ак-ак-ак-мак;
ак-ак-ак-рак;
ак-ак-ак-бак;
ак-ак-ак-лак.
Итоги занятияЛогопед. Какой звук мы сегодня изучали?
ематические циклы
В течение I периода проводится по два
фронтальных логопедических занятия в неделю,
во II и III периодах - по три занятия в неделю,
одно из которых по фонетике.
Первый период
сентябрь — ноябрь
Тематический цикл «Детский сад»
(первая неделя)
Дети должны усвоить:для чего нужен детский сад, кто в нем работает, что есть в детском саду. (Обязательна экскурсия по детскому саду.)
Лексический материал:группа; игровые утолки, спальня, раздевалка, класс, кухня, прачечная, спортивный зал, изостудия, зеленая комната; воспитатель, помощник воспитателя, логопед и т.д.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• « Что делает ?» Составление простых предложений.
На столах у детей — предметные картинки. Ребята перечисляют действия, которые можно выполнять с этими предметами.
Логопед предлагает детям подойти к игровому уголку, посмотреть, какие игрушки там есть и рассказать, какие действия они могут выполнять.
Психоречевая гимнастика
• Повторение слоговых цепочек:
та-то-ту; так-ток-тук;
пта-пто; пта-пту;
моу-воу; бау-пау;
мот-вот; гау-кау;
бот-пот; кот-гот.
•«Сколько в слове слогов?» Отстучать карандашом количество слогов в словах: мама, бабушка, дети, сын, дочь.
• Речевая подвижная игра «Сначала буду маленьким». Дети садятся на корточки, наклонив голову и обхватив руками колени, потом постепенно выпрямляются, становятся на носки и тянутся вверх, поднимая руки.
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.
• Считалка «Детский сад». На каждую строчку считалки четыре ритмичных удара мяча об пол:
Детский сад мы очень любим,
В нем играть, расти мы будем.
Тематический цикл «Овощи»
(вторая неделя)
Дети должны усвоить:основные названия овощей, где они растут, как за ними ухаживают, что из них готовят, что в них много витаминов.
Лексический материал:овощи, их цвет, форма, вкус; урожай, грядки, огород, в земле, на земле; расти, зреть, поливать, полоть, копать, собирать, ухаживать; зрелый/незрелый, спелый/неспелый.