Педагогический аспект абилитации детей раннего возраста с отклонениями в развитии
Шкатова Евгения Анатольевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии и детской речи института детства новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск
ВГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»
Новосибирская область, Октябрьский район
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики является раннее выявление нарушений в развитии детей раннего возраста и своевременно оказанная адекватная помощь ребенку и его семье. Особое значение имеет комплексная индивидуально-ориентированная помощь на ранних ступенях развития.
В настоящее время сформировано научно-теоретическое обоснование необходимости включения ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии в возможных пределах в систему мероприятий, направленных на формирование двигательных стереотипов, гностико-практических и речевых функций, на овладение навыками самообслуживания.
Первоначальное формирование способности к чему-либо, преимущественно у детей раннего возраста с отклонениями в развитии определяется как «абилитация».
И.П. Чепурышкин приводит рабочее определение понятия абилитации как адаптивно развивающей деятельности, стимулирующей потенциальные возможности детей с дефектами развития и направленное на формирование оптимальных навыков социальной адаптации, на создание новых возможностей, наращивание социального потенциала, т.е. возможности личности реализоваться в данном сообществе [5].
Нарушение развития означает существенные отклонения от нормативных (типичных) образцов развития и является последствием тех или иных изменений в состоянии здоровья или неблагоприятного влияния среды.
При отсутствии факта и момента утраты определенных функций у ребенка с отклонениями в развитии абилитация предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной и речевой сферы детей младенческого возраста.
Абилитация рассматривается как процесс, направленный на развитие потенциальных возможностей детей, обучение тому, чего дети пока не знали и не умели (З.Н. Нуртдинова).
Абилитация детей с умственной отсталостью является стимуляцией потенциальных возможностей психики и моторики ребенка, исправлением дефекта его развития, лечением сопутствующих сомато-неврологических нарушений в эмоционально-волевой сфере с целью формирования навыков социальной адаптации. Ребенок с отклонениями в развитии, получивший помощь в раннем возрасте получит вероятную возможность активно действовать в адекватно организованном пространстве.
Поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновосстановимой [5]. Накопленный опыт в России и за рубежом свидетельствует о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни ребенка, исключая медико-педагогическую запущенность в развитии детей с отклонениями в двигательном, психическом, речевом развитии.
Решение проблем раннего возраста позволяет предупредить проблемы старших возрастов.
Проведенные исследования (Н.Д. Шмашко, Т.В. Николаева) в области раннего выявления и комплексной медико-психолого-педагогической коррекции нарушенной слуховой функции доказали особую значимость ранней коррекционной работы в неслышащими и слабослышащими детьми, имеющие и другие дополнительные нарушения развития (грубое нарушение зрения, интеллекта, опорно0двигательного аппарата и т.п.) [2].
Развитие служб ранней помощи рассматривается как одно из самых приоритетных направлений. Современные исследования в области раннего выявления нейробиологических предпосылок задержек или нарушений психоречевого развития может повысить эффективность их компенсации, способствовать развитию сенсорно-перцептивной и речевой деятельности, психической активности ребенка, усвоению социального опыта (Л.А. Рожкова).
Разработаные стандартные требования к организации деятельности службы раннего вмешательства регламентируют деятельность службы по оказанию помощи детям раннего возраста с нарушениями развития или риском их возникновения и их семьям [4].
В процессе реализации абилитационного направления Л.М. Шипицина, Е.В. Казакова рекомендуют опираться на базовые принципы и принципы теории педагогической поддержки [2].
Базовые принципы теории сопровождения (рекомендательный характер) включают:
· приоритет интересов сопровождаемого;
· непрерывность сопровождения;
· мультидисциплинарность сопровождения.
Принципы теории педагогической поддержки:
· согласие на помощь;
· опора на наличие силы и потенциальные возможности;
· вера в возможности;
· ориентация на способность самостоятельно преодолевать трудности.
В стандартных требованиях также установлены варианты отставания или нарушения функций:
· крупная моторика;
· тонкая моторика;
· сенсорное восприятие;
· когнитивная область;
· коммуникация;
· адаптивное поведение (навыки самообслуживания, социальные навыки).
К основным факторам риска отставания в развитии отнесены:
1) установленный риск, связанный с наличием специфического медицинского диагноза или синдрома;
2) социальный риск (социальная депривация);
3) биологический риск.
Основополагающим в реализации программы раннего вмешательства является скоординированность услуг, направленных на развитие всех сторон развития и жизни ребенка в соответствии с его потребностями.
На основе данного положения обозначен основной состав междисциплинарной команды службы раннего вмешательства: педиатр развития, физический специалист (специалист по физической реабилитации), специальный педагог, специалист по ранней коммуникации, психолог, специалист по социальной работе, эрготерапевт, специалисты по оценке зрения и слуха и др.
Для деятельности каждого специалиста определены не только базовый уровень образования, но и наличие дополнительной квалификации, перечисленны компетенции, определены направления и формы работы [2].
В основе процесса сопровождения выделены пять этапов. Каждый этап имеет свою цель, свои задачи, направления.
На диагностическом этапе рекомендуется избегать «соблазна» гипердиагностики, придерживаться «презумпции нормальности». В процессе диагностики необходимо:
1) выработать логику проведения диагностического исследования, проанализировать социальную ситуацию развития;
2) зафиксировать сигнал проблемной ситуации;
3) выявить настораживающие признаки неблагополучия.
Поисковый этап включает сбор информации о путях и способах решения проблем, проверку гипотезы о зоне ближайшего развития, информирование всех участников проблемной ситуации о возможностях и перспективах развития, возможности её адаптации.
В процессе реализации консультативно-проектного (договорного) этапа проводится обсуждение возможных вариантов решения проблемы, позитивных и негативных сторон разных решений, строятся прогнозы эффективности, осуществляется выбор методов, распределение обязанностей, определение последовательности действий, уточнение сроков исполнения и возможность корректировки планов.
Деятельностный этап сопровождения самый трудный и ответственный должен обеспечивать достижение желаемого результата. Специалисты координируют работу всех участков, оказывают помощь по реализации наиболее сложных пунктов плана.
Работа строится по принципу совместно-разделенной деятельности.
Период осмысления результатов деятельности службы по решению той или иной проблемы – рефлексивный этап.
Результаты деятельности службы по решению той или иной проблемы осмысливаются на рефлексивном этапе.
Для каждой возрастной группы раннего возраста определены возможные состояния реакций, функций, навыков и т.д.
В возрасте от 0 до 1 года важным является определение таких состояний, как:
· слуховое восприятие;
· ориентировочные реакции;
· нахождение источника звука;
· различение голосов, интонаций, мелодий;
· узнавание своего имени;
· зрительное восприятие (фиксация прослеживания, зрительное сосредоточение, рассматривание предмета в руке, поисковые движения, узнавание знакомого предмета, лица);
· состояние развития общих движений, предметной деятельности;
· навыки самообслуживания;
· социальное развитие.
От 1 года до 3 лет определяются:
· состояние сенсорного развития;
· развитие общих движений;
· формирование предметной деятельности;
· предпосылок игровой деятельности;
· особенности речевого, языкового и коммуникативного развития.
Научно-теоретические подходы и практический опыт позволяют говорить о необходимости абилитации детей раннего возраста с отклонениями в развитии, т.е. проведения медико-психолого-социально-педагогических и логопедических мероприятий по формированию социально-психолого-педагогических новообразований.
1. Абилитация и реабилитация, Невропатология и психиатрия. – Электронный ресурс.
2. Александрова, Н.А. Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. [текст] / Н.А. Александрова, Е.Р. Баенская, Т.А. Басилова, М.Э. Бернадская и др. ; под общ. Ре. Ю.А. Разенковой. – М.: Школьная Пресса – 2012.
3. Система подготовки и усовершенствования кадров в области реабилитации, концепция совершенствования медико-социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства (утв. Приказом Минздрава РФ от 25 ноября 2003 г. № 567)
4. Стандартные требования к организации деятельности службы раннего вмешательства / Аксенова О.Ж., Баранова Н.Ю., Емец М.М., Самарина Л.В. – Санкт-Петербург, 2012 г.
5. Чепурышкин, И.П. К вопросу о сущности понятия «абилитация» как педагогический феномен / Чепурышкин И.И. Актуальные проблемы современной педагогики: материалы международной заочной научно-практической конференции (15 февраля 2010 г.). Электронный ресурс. – URL::