ОН БЫЛ В СМОЛЕНСКЕ ЩИТ, В ПАРИЖЕ – МЕЧ РОССИИ
В Париже в Доме инвалидов находится громадный саркофаг с прахом Наполеона. По окружности зала пантеона в мраморе выбиты название городов и мест, где происходили главные сражения Бонапарта. Среди них есть Смоленск и Москва. Но нет Бородино. Для нас Бородино - это самое главное в той далёкой Отечественной войне. Странно, почему мы воспринимаем фактическое отступление и последующую сдачу Москвы, а значит, поражение в битве под Бородино, как главную победу. На самом деле, ничего странного нет: нам свойственно думать наперёд. В этом и заключается "парадокс русского мироощущения".
Почему мы думали и думаем так тогда и сейчас? Ответом на этот вопрос может стать напоминание о героической стойкости русских солдат в ту великую битву. Хочется напомнить о славном генерале Раевском и его знаменитой батарее, сыгравшей чуть ли не решающую роль в исходе Бородинского сражения.
«Он был в Смоленске щит, в Париже - меч России». Эти слова на могиле генерала от кавалерии Николая Николаевича Раевского - прекрасная характеристика, о которой мог бы мечтать любой полководец. При отступлении Раевский был в арьергарде, при наступлении - в авангарде. Он принял первое сражение с французами на российской земле под Салтановкой, он же потом первым занял предместья Парижа и вошёл в столицу Франции. Его имя пять раз повторяется в списках героев 1812-1814 годов на табличках Храма Христа Спасителя в Москве. Один раз - за участие в битве под Бородиным. Здесь он был в самом центре, в самой гуще сражения. Здесь потерял более всего своих солдат и офицеров и чудом остался жив.
Отчего же так помнится нам "батарея Раевского" на Бородинском поле? Вспомним, как всё было 200 лет назад. В самом центре русских позиций господствовала высота, называемая Курганной, она оказалась на стыке двух армий. Именно здесь развернулись события, ставшие эпицентром всего сражения. "Видя по положению места, что неприятель поведёт атаку на фланг наш и что сия моя батарея будет ключом всей позиции, укрепил я оный Курган", - писал позднее в рапорте Раевский. На высоте были установлены 18 артиллерийских орудий. Вокруг них насыпали бруствер высотой до двух с половиной метров, прорыли ров почти двух метров глубиной, а впереди на расстоянии ста саженей нарыли ловушек, так называемых "волчьих ям". Батарея была создана за одну ночь.
Описать в подробностях всё происходившее здесь в день сражения в двух словах невозможно. Следует отметить хотя бы то, что сюда был направлен один из главных ударов французской армии, батарея переходила из рук в руки несколько раз, русские взяли в плен французского генерала Бонами, отличились генералы Паскевич и Васильчиков, погиб смертью храбрых генерал Кутайсов, был ранен генерал Ермолов. Когда к концу дня Раевский подсчитал потери своего 7-го корпуса, то отметил, что он "убитыми и ранеными приведён был в совершенное ничтожество". В рапорте он напишет: "Описывать деяния всякого генерала и офицера я не в силах, а отличная их храбрость доказана тем, что почти все истреблены на месте". Корпус Раевского фактически перестал существовать. На следующий день для подкрепления на батарею пришли части дивизии генерала Лихачёва. Оборона продолжилась. Но высоту французы всё-таки взяли, окрестив её "редутом смерти".
Кто знает, что могло бы произойти, если бы не стойкость защитников батареи, если бы французы прорвались и сражение пошло бы по другому сценарию? Однако пример защитников только одной высоты и только одной войны говорит о том, что порой небольшая горстка героев способна повернуть ход истории, спасти судьбу Отечества, написать страницу славы в истории страны.
Почему об этом не помнят или не знают хранители французских саркофагов? Наверное, потому, что не всегда хочется вспоминать о своих неудачах, даже если это и было сражение, на короткое время создавшее иллюзию победы. Иллюзии рассеиваются, а имена и память остаются. Во всяком случае - в памятниках на Бородинском поле.
ЛИТЕРАТУРА
1. Обзор статей журнала «Русский дом» 2007-2011 года.
2. Различные сайты интернета о Великой отечественной войне 1812 года.
И.С. Масалимова
учитель МОБУ СОШ №7
(г. Давлеканово РБ)
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА В БАШКИРСКИХ ПЕСНЯХ И ПРЕДАНИЯХ
Меньше двух веков отделяет нас от победы в Отечественной войне 1812 года, но это не умаляет ее значения для истории России. Борьба с иноземными захватчиками пробудила в народах населяющих Россию высокие чувства любви к Родине, истинного патриотизма, народного единения. В песнях, преданиях сочиненных башкирским народом отчетливо проявляется историзм. Постоянно звучит мысль об оборонительном характере войны для России, ставится вопрос о силах, обеспечивших победу. Это показывает, что Отечественная война 1812 года сыграла большую роль в формировании национального сознания башкирского народа.
На уроках истории и культуры Башкортостана мною уделяется большое внимание воспитанию патриотизма учащихся при изучении данных тем. Для этого используются различные формы и методы. Знакомство с песнями в пятом классе начинается с их прослушивания. Особое место отводится песням «Любизар» и «Кутузов». Они последовательно рассказывает о войне, начиная с вступления Наполеона в Москву и кончая возвращением, домой башкирских конников после блистательного завершения войны. После их прослушивания учащиеся рассказывают о своих ощущениях, о чувствах которые вызвали данные песни. К концу урока возникает выставка работ, посвящённая Отечественной войне 1912 года. На дом задается написать письмо Кутузову от имени башкирского воина или придумать рассказ: «Один день из жизни «северного амура» в войне 1812 года».
В восьмых классах при прохождении башкирских преданий и песен прослушание песен сопровождают иллюстрации, посвященные башкирским воинам периода Отечественной войны 1812 года. Основное место отводится работам Александра Осиповича Орловского его «Башкирской сюите». Ребятам предоставляется возможность рассмотреть работы: «Голова башкира»(1817г.), «Всадник-башкир» (1823г.). Затем они высказывают своё мнение о прослушанном и увиденном. При проведении уроков мы не должны забывать о том, что эти песни и предания, как память тех героических лет, и поныне живут в народе и выполняют большую воспитательную и познавательную функции.
Литература:
1. История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах Т.1. – Уфа: Китап, 2004.
2. Рахимов Р. Отечественная война 1812 г. в современном сознании.- Уфа. Ватандаш.-2000.-№3
А.А. Муллаярова,
учитель истории и обществознания МОБУ «Гимназия им. Т. Кусимова»
(с. Аскарово, Абзелиловский район РБ)