ОН БЫЛ В СМОЛЕНСКЕ ЩИТ, В ПАРИЖЕ – МЕЧ РОССИИ

В Париже в Доме инвалидов находится громадный саркофаг с прахом Наполеона. По окружности зала пантеона в мраморе выбиты название городов и мест, где происходили главные сражения Бонапарта. Среди них есть Смоленск и Москва. Но нет Бородино. Для нас Бородино - это самое главное в той да­лёкой Отечественной войне. Странно, почему мы воспринимаем факти­ческое отступление и последующую сдачу Москвы, а значит, поражение в битве под Бородино, как главную победу. На самом деле, ничего странного нет: нам свойствен­но думать наперёд. В этом и заключается "парадокс русского мироощущения".

Почему мы думали и думаем так тогда и сейчас? Ответом на этот вопрос может стать напоминание о героической стой­кости русских солдат в ту великую битву. Хочется напомнить о славном генерале Раевском и его знаменитой батарее, сыг­равшей чуть ли не решающую роль в ис­ходе Бородинского сражения.

«Он был в Смоленске щит, в Париже - меч России». Эти слова на могиле генерала от кавалерии Николая Николаевича Раев­ского - прекрасная характеристика, о кото­рой мог бы мечтать любой полководец. При отступлении Раевский был в арьергар­де, при наступлении - в авангарде. Он при­нял первое сражение с французами на рос­сийской земле под Салтановкой, он же потом первым занял предместья Парижа и вошёл в столи­цу Франции. Его имя пять раз повторяется в списках героев 1812-1814 годов на табличках Храма Христа Спасителя в Моск­ве. Один раз - за участие в битве под Бородиным. Здесь он был в самом центре, в самой гуще сра­жения. Здесь потерял более все­го своих солдат и офицеров и чудом остался жив.

Отчего же так помнится нам "батарея Раевского" на Бо­родинском поле? Вспомним, как всё было 200 лет назад. В са­мом центре русских позиций господствовала высота, называ­емая Курганной, она оказалась на стыке двух армий. Именно здесь развернулись события, ставшие эпицентром всего сра­жения. "Видя по положению места, что неприятель поведёт атаку на фланг наш и что сия моя батарея будет ключом всей позиции, укрепил я оный Курган", - писал позднее в рапорте Раев­ский. На высоте были установлены 18 ар­тиллерийских орудий. Вокруг них насы­пали бруствер высотой до двух с полови­ной метров, прорыли ров почти двух ме­тров глубиной, а впереди на расстоянии ста саженей нарыли ловушек, так называ­емых "волчьих ям". Батарея была создана за одну ночь.

Описать в подробностях всё происхо­дившее здесь в день сражения в двух словах невозможно. Следует отметить хотя бы то, что сюда был направлен один из главных ударов французской армии, батарея пере­ходила из рук в руки несколько раз, рус­ские взяли в плен французского генерала Бонами, отличились генералы Паскевич и Васильчиков, погиб смертью храбрых ге­нерал Кутайсов, был ранен генерал Ермо­лов. Когда к концу дня Раевский подсчитал потери своего 7-го корпуса, то отметил, что он "убитыми и ранеными приведён был в совершенное ничтожество". В рапор­те он напишет: "Описывать деяния всякого генерала и офицера я не в силах, а отлич­ная их храбрость доказана тем, что почти все истреблены на месте". Корпус Раевско­го фактически перестал существовать. На следующий день для подкрепления на ба­тарею пришли части дивизии генерала Ли­хачёва. Оборона продолжилась. Но высоту французы всё-таки взяли, окрестив её "ре­дутом смерти".

Кто знает, что могло бы произойти, если бы не стойкость защитников бата­реи, если бы французы прорвались и сра­жение пошло бы по другому сценарию? Однако пример защитников только од­ной высоты и только одной войны гово­рит о том, что порой небольшая горстка героев способна повернуть ход истории, спасти судьбу Отечества, написать стра­ницу славы в истории страны.

Почему об этом не помнят или не знают хранители французских саркофа­гов? Наверное, потому, что не всегда хо­чется вспоминать о своих неудачах, даже если это и было сражение, на короткое время создавшее иллюзию победы. Иллю­зии рассеиваются, а имена и память оста­ются. Во всяком случае - в памятниках на Бородинском поле.

ЛИТЕРАТУРА

1. Обзор статей журнала «Русский дом» 2007-2011 года.

2. Различные сайты интернета о Великой отечественной войне 1812 года.

И.С. Масалимова

учитель МОБУ СОШ №7

(г. Давлеканово РБ)

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА В БАШКИРСКИХ ПЕСНЯХ И ПРЕДАНИЯХ

Меньше двух веков отделяет нас от победы в Отечественной войне 1812 года, но это не умаляет ее значения для истории России. Борьба с иноземными захватчиками пробудила в народах населяющих Россию высокие чувства любви к Родине, истинного патриотизма, народного единения. В песнях, преданиях сочиненных башкирским народом отчетливо проявляется историзм. Постоянно звучит мысль об оборонительном характере войны для России, ставится вопрос о силах, обеспечивших победу. Это показывает, что Отечественная война 1812 года сыграла большую роль в формировании национального сознания башкирского народа.

На уроках истории и культуры Башкортостана мною уделяется большое внимание воспитанию патриотизма учащихся при изучении данных тем. Для этого используются различные формы и методы. Знакомство с песнями в пятом классе начинается с их прослушивания. Особое место отводится песням «Любизар» и «Кутузов». Они последовательно рассказывает о войне, начиная с вступления Наполеона в Москву и кончая возвращением, домой башкирских конников после блистательного завершения войны. После их прослушивания учащиеся рассказывают о своих ощущениях, о чувствах которые вызвали данные песни. К концу урока возникает выставка работ, посвящённая Отечественной войне 1912 года. На дом задается написать письмо Кутузову от имени башкирского воина или придумать рассказ: «Один день из жизни «северного амура» в войне 1812 года».

В восьмых классах при прохождении башкирских преданий и песен прослушание песен сопровождают иллюстрации, посвященные башкирским воинам периода Отечественной войны 1812 года. Основное место отводится работам Александра Осиповича Орловского его «Башкирской сюите». Ребятам предоставляется возможность рассмотреть работы: «Голова башкира»(1817г.), «Всадник-башкир» (1823г.). Затем они высказывают своё мнение о прослушанном и увиденном. При проведении уроков мы не должны забывать о том, что эти песни и предания, как память тех героических лет, и поныне живут в народе и выполняют большую воспитательную и познавательную функции.

Литература:

1. История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах Т.1. – Уфа: Китап, 2004.

2. Рахимов Р. Отечественная война 1812 г. в современном сознании.- Уфа. Ватандаш.-2000.-№3

А.А. Муллаярова,

учитель истории и обществознания МОБУ «Гимназия им. Т. Кусимова»

(с. Аскарово, Абзелиловский район РБ)

Наши рекомендации