Раздел 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа дисциплины «Психология и педагогика» национально-регионального компонента цикла ГСЭ Ф.07 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 28010465 «Пожарная безопасность» и определяет содержание и структуру дисциплины.
1. Цель дисциплины - усвоение основных понятий и категорий психологии и педагогики, способствующих улучшению качества учебно-воспитательной работы с личным составом, повышению психологической готовности к боевым действиям на пожарах и проведению пожарно-профилактических обследований объектов народного хозяйства.
2. Задачи дисциплины - приобретение теоретических знаний по основам психологии и педагогики, а также выработка практических умений и навыков по организации и проведению психолого-педагогической подготовки личного состава подразделений пожарной охраны.
3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника: изучаемый курс является основой для специальных дисциплин в процессе подготовки инженеров пожарной безопасности к боевым действиям на пожарах, осуществлению надзорных функций и управленческой деятельности.
4. Организационно-методические указания - на лекциях даются основные психологические и педагогические категории; принципы, методы и формы обучения и воспитания; раскрываются психологические механизмы познавательной деятельности, формирования личности и коллектива, психологические аспекты и пути совершенствования отдельных видов деятельности по обеспечению пожарной безопасности. На семинарских занятиях формируется ориентировочная основа деятельности, необходимая для психолого-педагогической диагностики и разработки оптимальных управленческих решений; отрабатываются методики проведения конкретных видов занятий с личным составом подразделений пожарной охраны в процессе его обучения и проведения специальной психологической подготовки.
5. Требования к уровню освоения дисциплины.
В результате изучения дисциплины выпускники должны:
- иметь представление об основных понятиях психологии и педагогики, способствующих повышению психологической надежности пожарного к деятельности в чрезвычайных ситуациях;
- знать теоретические основы психологии и педагогики; психолого-педагогические аспекты профессиональной деятельности работников пожарной охраны; приемы формирования творческих умений и навыков у подчиненных; психолого-педагогические особенности управления органами и подразделениями пожарной охраны;
- уметь эффективно применять приобретенные знания в практической деятельности при осуществлении надзорных функций, организации тушения пожаров, управленческой деятельности; организовать обучение и воспитание личного состава подразделений пожарной охраны, его специальную психологическую подготовку;
-иметь навыки по организации и проведению психолого-педагогической подготовки личного состава подразделений пожарной охраны; качества функциональной надежности психики, эмоционально- волевой устойчивости, оптимального проявления свойств и качеств личности в экстремальных условиях тушения пожаров и проведения мероприятий по их профилактике.
Курс рассчитан на 90 часов. Из них 6 отводится на лекции; 2 часа- на практические занятия; 82 часа - на самостоятельную работу. Пишутся две контрольные работы. После изучения курса дисциплины выпускники сдают экзамен.
6. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Срок обучения 4 года -заочно
темы | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов по вилам занятий. | ||||
лекции | Семинары | Деловые игры | Самостоятельная работа | ||||
Введение. Предмет, задачи к методы исследования психологии и педагогики | - | - | |||||
Раздел 1. Основы психологии и педагогики | |||||||
Психология личности. Личность как субъект и объект профессиональной деятельности | |||||||
2 | Психология групп и коллективов. Характеристика социально -психологических явлений в коллективе | - | - | - | - | ||
Психология общения сотрудников пожарной охраны | - | - | - | - | |||
Основы педагогического мастерства сотрудников пожарной охраны | - | - | - | ||||
Итого | - | ||||||
Раздел 2. Психолого-педагогическая характерист основных направлений деятельности подразделений пожа | пса жой охраны | ||||||
Психофизиологическое содержание трудовых процессов и общая характеристика условий труда пожарного. | - | - | - | ||||
Психологические особенности поведения людей в чрезвычайных ситуациях на пожаре | |||||||
Профессиональный психологический отбор работников пожарной охраны | - | - | - | - |
№ темы | Наименование рачделов и тем | Всего часов | Количество часов по видам занятий: | ||||
лекции | Семинары | Практические 'занятия | Деловые игры | Самостоятельная работа | |||
Психологические особенности деятельности руководителя тушения пожара (РТП) и личного состава при несении боевого дежурства и в чрезвычайных ситуациях при тушении пожара | - | - | - | - | |||
Психолого - педагогические особенности профилактической деятельности инженерно -инспекторского состава | - | - | - | - | |||
Психолого - педагогические аспекты управленческой деятельности руководителя подразделения пожарной охраны | - | - | - | - | |||
Итого: | - | - | - | - | |||
Раздел 3. Психолого-педагогические основы подготовки личного состава пожарной охраны | |||||||
Психолого - педагогические основы организации и проведения профессиональной подготовки работников пожарной охраны | - | - | - | - | |||
Организация и методика психологической подготовки работников пожарной охраны к деятельности в чрезвычайных ситуациях | - | - | - | - | |||
Пути повышения психофизиологической надежности пожарного к деятельности в экстремальных условиях чрезвычайных ситуаций | - | - | - | - | |||
Итого | - | - | - | - | |||
Всего по курсу | - | - | 82 |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение. Предмет, задачи и методы исследования дисциплины «Психология и педагогика»
Цели и задачи дисциплины «Психология и педагогика», его структура и методика изучения.
Психология: предмет, объект и методы исследования. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии.
Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики.
Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.
Мозг и психика.
Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.
Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
Характеристика методов исследования в психологии и педагогике и способы их применения в профессиональной деятельности.
Раздел 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ