Подготовка мастера к уроку (занятию)
Урок является заключительной и наиболее решающей и ответственной стадией всей подготовительной работы. Если при подготовке к учебному году, к теме мастер допустил недостатки, то он еще имеет возможность их устранить в ходе подготовки к уроку. Неудовлетворительную подготовку к уроку мастер исправить уже не сможет, т.к. она непосредственно скажется на качестве проводимого урока.
Порядок и содержание подготовки к уроку ПО заключается в следующем:
1) мастер прежде всего анализирует результаты предыдущих уроков и на основе этого уточняет содержание и цель предстоящего урока;
2) мастер определяет структуру урока и время на каждый элемент, решает, какие учебно-производственные работы будут выполнять учащиеся;
3) определив структуру урока, мастер намечает сколько времени он затратит на вводный инструктаж, как будет организован индивидуальный инструктаж;
4) мастер намечает, какие и сколько будет выполнять работ каждый учащийся и вся группа;
5) подготавливает заготовки, материалы, инструменты, приспособления, документацию, наглядные пособия, модели, макеты, ТСО. Намечает методы и методические приемы обучения, которые обеспечат успешное решение задач;
6) в результате всей этой подготовительной работы мастер составляет план урока, который является рабочим документом в течение всего урока. Стандартных, обязательных форм планов урока ПО не установлено.
Личная подготовка мастера к уроку
Долг мастера — тщательно готовиться к проведению каждого урока. Выполнение этого требования обязательно, каким бы долголетним опытом ни обладал мастер. Для этого следует прежде всего внимательно ознакомиться с методическими материалами и пособиями. Подготавливая к уроку свое рабочее место, мастер подбирает наглядные пособия, ТСО, учебно-техническую документацию, инструменты, приспособления.
Макеты и модели рекомендуется до использования (до показа) закрыть чехлами или держать в шкафу, так как пособия с большим интересом воспринимаются, когда учащиеся их видят впервые. Для успешного показа трудовых приемов мастер должен предварительно поупражняться в их выполнении. Нельзя надеяться только на прежний свой опыт. Нечетко выполненный показ виден, он может привести к ошибкам учащихся, к тому же авторитет мастера в их глазах понизится. Успех каждого урока зависит от умений мастера подбирать и объяснить факты, примеры. Необходимо заранее установить последовательность объяснений, показа учащимся приемов и способов работы как надо стоять на рабочем месте, как держать инструменты, какова структура движений, их ритм, сила, точность, координация. Мастер обязан серьезно изучить правила безопасности, относящиеся к данному виду работы..
Подготовка мастером плана урока
Подготовка мастера к уроку получает свое окончательное оформление в письменном плане урока и плане проведения вводного инструктажа. План урока — это рабочий документ, им мастер пользуется в течение всего урока. План необходим для каждого урока, он даст мастеру возможность провести урок целенаправленно, организованно и успешно. Хорошо составленный и умело используемый план урока обеспечивает: достаточно полное освещение каждого изучаемого вопроса; преподнесение изучаемого материала в логической и технологической последовательности, повышающей эффективность восприятия; правильное и полное использование времени на уроке. План урока приносит пользу мастеру только в том случае, когда он является результатом глубокой, серьезной подготовительной работы самого мастера. Обычно в плане урока надо предусматривать следующие основные вопросы: а) расставив» у учащихся по рабочим местам; б) проведение вводного инструктажа учащихся в начале прохождения темы или подтемы программы; в) обеспечение учащихся учебными работами, инструментами, чертежами и технологическими документами; г) проведение упражнений, в процессе которых учащиеся изучают приемы и способы работы, относящиеся к теме данного урока; д) обходы учебных (рабочих) мест в процессе упражнений учащихся в целях индивидуального инструктажа, е) проведение текущего коллективного инструктажа; ж) прием, разбор и оценка работ, выполненных учащимися; з) проведение краткого заключительного инструктажа со всей группой (в конце урока).