Закономерности и принципы воспитания и самовоспитания.
Закономерности воспитания – устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспит процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности. Закономерности: Общие и частные.
Общие – зависимость цели воспитания от требований общества, зависимость содержания воспит от целей воспит, зависимость методов В от целей и содержания В.
Частные – зависимость В от условий, взаимосвязь эффективность обучения и эффективность воспитания, В личности в деятельности, взаимосвязь обученности и воспитанности.
Принципы – основные требования к воспитанию (правила воспитания): целеноправленность, связь с жизнью, включ реб в разн виды деят-ти, стимулирование к деят-ти, гуманизация к реб с требовательностью, опора на положит в ребенке, учет инд возр особен реб-ка, коллективизм и связь семьи, общ организац школы.
Требования предъявляемые к принципам: Обязательность, комплексность, равнозначность.
См. концепцию воспитания детей и учащейся молодежи в РБ.
Воспитательный процесс как часть более общего педагогического процесса подчиняется закономерностям данного процесса. А также в нем проявляются связи, характерные для процесса развития и процесса формирования. Эффективность воспитания зависти от сложившихся воспитательных отношений (отношение ко всему окружающему – формирование взглядов, их жизненной позиции); от соответствия цели и организации действий, помогающих достичь эту цель; от соответствия социальной практики и характера воспитательного влияния на воспитанников 9 человек действует, мыслит, получает знания, и приобретает практический опыт, усваивает нормы и правила социального поведения и тут же проверяет их на практике); от совокупного действия объективных и субъективных факторов, от интенсивности воспитания и самовоспитания; от активности в пед.взаимодействии; от эффективности процессов развития и обучения; от качества воспитательного воздействия; от интенсивности и качества взаимоотношения между самими воспитанниками. Принципы воспитательного процесса – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Требования предъявляемые к принципам: Обязательность, комплексность, равнозначность. Принципы: 1. общественная направленность воспитания; 2. связь воспитания с жизнью; 3. опора на положительное; 4. гуманизация воспитания; 5. личностный подход; 6. единство воспитательных воздействий.
Содержание, методы и формы организации воспитательной работы с учащимися.
Формы воспитания – внешнее выражение процесса воспитания. Философские категории содержания и формы отражают единство внутреннего и внешнего в явлениях воспитания. Изменение содержания влечет за собой изменение формы и наоборот. Содержание воспитательного процесса составляют качества и свойства всесторонне и гармонично развитой личности (духовные, нравственные, физические, трудовые и социальные). Формы организации воспитательного процесса делятся по следующим критериям: 1. по количеству охватываемых процессом воспитания людей (индивидуальные, микрогруппы, массовые); 2. внешкольные формы воспитания (бойскауты).
Метод воспитания - форма воспитания
Убеждение – беседы, вечера, конференции, диспуты, встречи, формы учебной работы
Упражнение - формы учебной работы, внеклассные мероприятия, общение, практич деят-ть.
Одобрение – похвала, грамоты, медали, ценные подарки.
Осуждение – замечание учителя, устный выговор, выговор в приказе, вызов на педсовет для внушения, перевод или исключение.
Требование – просьба, тактичные указания и распоряжения.
Контроль – наблюдение за поведением и работой, беседы, отчеты о работе и дисциплине
Основные методы воспитания их характеристика.
Метод воспитания – путь достижения заданной цели воспитания. Применительно к школе – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Прием воспитания – часть общего метода, отдельное действие.
Основные методы воспитания: убеждение,- глубокое разъяснение чего-либо, упражнение – многократное повторение действий для выработки привычки, положит пример, одобрение, осуждение, требование – побуждение к чему-либо, контроль, переключение с одного вида деят-ти на другой.
Выбор методов зависит от: общей цели воспитания, цели конкретного урока, уровня развития коллектива, индивидуально-возрастные особенности учащ-ся, условия воспитания, способы воспитания, компетентность учителя.
методы воспитания: 1. методы формирования сознания личности (метод убеждения, внушение, проблемная ситуация.)
метод организации деят-ти – инструктаж, упражнения, положит пример. 3. Методы стимулирования – требования, критика, наказание, одобрение, перспектива