Возможности информационно-коммуникационных технологий в преподавании культурологических дисциплин
Важно, приступая к преподаванию предмета, четко определить и точно сформулировать его цель.
Одной из первых задач в изучении МХК является раскрытие перед учащимися закономерностей развития мировой культуры, особенностей художественно-образного языка искусства. Главным в методике становится развитие способности восприятия, понимания языка искусства, его роли в жизни людей, воспитание читателя, зрителя, слушателя, обогащение его духовного мира в процессе общения с прекрасным.
В помощь педагогической науке выступает медиаобразование (направление,занимающееся проблемами образования и воспитания при помощи средств медиа, т.е. средств массовой коммуникации). ЮНЕСКО в начале 1970-х годов обозначало следующее:
“Под медиаобразованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знания в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знания, таких, как например, математика, физика, география и т.п.”
Специфика методики преподавания мировой художественной культуры и ее основные принципы заложены в программе и основаны на единстве закономерностей искусства и его восприятия. Если учитель будет следовать этим принципам и вышеназванным задачам программы, цель введения курса будет оправдана.
Опыт работы в школе показывает то, что учителю приходится постоянно уделять внимание и медиаразработкам с учащимися на уроках информационных технологий.
Наиболее эффективными формами организации интегрированной деятельности учащихся являются самостоятельные исследовательские работы, выполнение специально разработанного комплекса творческих заданий и упражнений, разработка творческих проектов с использованием современных информационных технологий.
Особо можно выделить проведение самостоятельной исследовательской деятельности учащихся в интегрированном курсе, которая может принимать форму реферативной работы или при более глубоком и широком подходе (в том числе и коллективном) форму проекта. Работа начинается с выбора темы и поиска материала по интересующему вопросу. В качестве источников информации могут быть книги, журналы, энциклопедии, газеты, а так же электронные источники (CD диски, электронные энциклопедии, Интернет). Под руководством учителя разрабатывается план и основное содержание работы. Когда структура и содержание реферата (или проекта) разработаны, возникает вопрос выбора формы защиты или представления его.
Современный уровень развития информационных технологий предъявляет определенные требования к решению этой проблемы, поэтому завершающим этапом реферативной или проектной работы является подготовка мультимедийной презентации, которая проводится под руководством преподавателя информационных технологий.
При работе над презентацией решается несколько вопросов:
ü дополнительное погружение в проблему реферата или проекта;
ü акцентирование внимания на наиболее существенных моментах;
ü систематизация материала;
ü использование и создание иллюстрированного материала;
создание мультимедийного диска, который может быть в дальнейшем использован как учителем, так и учащимися в дальнейшей деятельности, создавая свою мультимедийную библиотеку, которая будет максимально приближена к учебному процессу. Ценность таких программ возрастает, так как они созданы непосредственно учениками под руководством учителей. Примерами таких мультимедийных программ могут служить:
Искусство древнего Новгорода.
Основание Москвы.
Православный храм – синтез искусств (на примере Собора Святой Софии в Киеве).
Одежда и быт бояр.
Основание Петербурга.
Тайны стен и башен Московского Кремля,.
использование современных технологий при публичной защите работы. В этом случае мы имеем дело с современной формой проведения урока. Каждый учащийся имеет возможность, опираясь на собственную мультимедийную презентацию, рассказать о своей работе, отстаивать свою точку зрения, вовлекая в дискуссию остальных учеников и других слушателей, так как выступление имеет яркий, привлекающий внимание характер.
Опыт работы последних нескольких лет во многих уч. заведениях показывает возрастающий интерес учащихся к подобной форме работы, формирует целостное представление рассматриваемой проблемы, а также высокий уровень владения материалом, стимулируя развитие творческого, самостоятельного, исследовательского направления в процессе обучения.
Таким образом, средства и формы медиаобразования дают учителю возможности профессионального роста и самосовершенствования на пути использования новейших достижений науки и информационных технологий. Последнее способствует обновлению содержания и форм современного образования.
Также к возможностям и-к технологий, мы можем отнести наглядность и тд….
Вопрос.