Тема 2. Аналитическая деятельность научно-методической службы

Анализ библиотечной практики как главное направление деятельности научно-методической службы по методическому обеспечению библиотек. Роль, виды и этапы анализа библиотечной практики: анализ первичной библиотечной документации и опубликованных работ о деятельности библиотеки. Обзоры деятельности библиотек, методика их составления. Использование результатов аналитической деятельности в методическом обеспечении библиотек. Обследование библиотек: виды, методика проведения.

Назначение библиотечного мониторинга, его роль в управлении развитием библиотечной отрасли. Применение библиотечного мониторинга в деятельности научно-методических служб. Методический мониторинг каксистема слежения научно-методического центра за изменениями в подведомственных библиотеках. Объекты мониторинга и источники информации. Определение цели мониторинга, выбор необходимых показателей работы библиотек, разработка алгоритма получения информации, инструментария (виды статистических таблиц), обработка полученных статистических данных. Итоговые материалы мониторинга и их использование в оценке и составлении прогнозов развития библиотечной отрасли. Библиотечная статистика: статистическая отчетность библиотек системы Министерства культуры, формы государственной статистики.

Семинар.

Аудиторные практические и лабораторные занятия.

Посещение отдела Маркетинга Центральной городской библиотеки им. Янки Купалы.

Тема 3. Консультационно-методическая помощь библиотекам

Библиотека как объект консультационно-методического обеспечения (оказания методической консультационной помощи): организационно-функциональная структура, технология, локальная нормативно-регламентирующая документация. Задачи и формы методического консультирования библиотекарей: устные консультации, письменные консультации, требования к ним. Общая методика подготовки и оказания консультационных услуг. Консультационная помощь библиотекам в освоении новшеств и нововведений. Система методических изданий, выпускаемых методическими службами.

Семинар.

Практические и лабораторные занятия.

Тема 4. Повышение квалификации библиотечных кадров

Библиотечное образование и повышение квалификации. Цели и задачи повышения квалификации библиотечных кадров, повышение квалификации в системе непрерывного образования. Требования к системе повышения квалификации: всеобщность, дифференцированный подход, развитие творческой инициативы библиотекарей, систематичность и последовательность. Формы повышения квалификации: курсы, конференции, семинары, совещания, практикумы и стажировки библиотекарей. Активные формы повышения квалификации: деловые игры, состязательные формы. Современные решения и подходы к повышению квалификации. Система повышения квалификации в республике: опыт научно-методических служб. Роль научно-методических служб в самообразовании сотрудников библиотеки. Профессиональные издания, их роль в самообразовании.

Семинар.

Практическое занятие.

Деловая игра.

Тема 5. Научно-методические службы библиотек

И организация их работы

Национальная библиотека Беларуси, республиканские отраслевые библиотеки, областные библиотеки как научно-методические центры библиотечных сетей своих ведомств, организационно-функциональная структура, иерархические уровни. Координация научно-методических служб республики: координационные планы научно-исследовательской и научно-методической работы, их роль, процедура формирования. Методические службы в системе библиотечного менеджмента. Методическая служба в централизованной библиотечной системе: организационная форма, штат, нормативно-правовая документация, структура подсобного фонда, материально-техническая база. Участие методической службы в управлении центральной библиотекой и библиотеками-филиалами: планирование, отчетность, управление библиотечной технологией и инновациями, участие в разработке локальных нормативных правовых документов, в реализации маркетинговых программ, профессионализация кадров. Требования, предъявляемые к работнику научно-методической службы.

Семинар.

Аудиторные практические и лабораторные занятия.

Посещение отдела библиотековедения Минской областной библиотеки им. А. С. Пушкина.

Тема 6. Научно-методическая поддержкаинновационной деятельности библиотек Научно-методические службы библиотек как элементы инфраструктуры инновационной деятельности: цели, задачи, направления деятельности. Научно-методическое обеспечение инновационного развития библиотек, характеристика системы: «библиотекарь – новация – методист – инновация – библиотекарь». Основные направления и методика изучения библиотечных инноваций. Аналитическая деятельность библиотек как способ выявления, изучения и внедрения инновационных форм работы в деятельность библиотеки. Организация работ по распространению и продвижению новшеств в библиотечном деле. Методист библиотеки как инициатор инновационной деятельности.

Семинар.

Практическое занятие.

Аудиторные практические занятия.

Наши рекомендации