Основы туроператорской деятельности

Лекция 1

Деятельность современного туристического оператора прежде всего нацелена на эффективное выполнение им вышеперечислен­ных функций. Особенности туроперейтинга как вида деятельности на туристическом рынке характеризуются следующими чертами:

• она непосредственно связана с разработкой и составлением туристических программ и их апробацией;

• она требует непосредственного взаимодействия оператора с поставщиками туристических услуг (гостиничные предпри­ятия, перевозчики, экскурсионные бюро и т.д.);

• обязательно требует приложения усилий оператора в фор­мировании кадрового обеспечения каждого турпакета;

• предполагает наличие у оператора агентской сети (согласно правил лицензирования оператор не имеет права предос­тавлять туруслуги физическим лицам);

• требует непосредственного участия оператора в организа­ции тура и постоянного контроля за качественным испол­нением туристических услуг.

Туроперейтинг состоит из сочетания циклических работ, свя­занных с разработкой и реализацией каждого конкретного тура. Приблизительно цикл работ оператора можно разбить на сле­дующие этапы:

1) тур-проектирование (основывается на результатах марке­тингового исследования потребностей туристического рын­ка и исследования конкурентной среды);

2) тур-планирование (основывается на специфике взаимоотно­шений оператора и поставщиков туристических услуг);

3) продвижение тура;

4) сбыт турпродукта (непосредственно клиентам, либо через агентскую сеть);

5) реализация тура (организация поездки и оказания входя­щих в тур-пакет туристических услуг).

Как уже было сказано, цикл работ по планированию и орга­низации каждого вида туров из ассортимента оператора по-свое­му уникален, частично независим от других сфер приложения •груда персонала туроператора. Это приводит к тому, что много­профильные операторы, одновременно предлагающие несколько вариантов тур-пакетов по различным географическим направле­ниям, организовывают свою деятельность таким образом, чтобы качественно и эффективно вести работу над каждым отдельным туром (зачастую эти работы ведутся параллельно, причем этапы разработки различных тур-пакетов могут значительно отличать­ся друг от друга). Такие особенности туроперейтинга требуют от топ-менеджмента компании значительных организаторских спо­собностей, умений эффективно настроить рабочий процесс в фир­ме. К примеру, если оператор занимается летними и зимними направлениями, менеджер должен организовать непрерывный процесс разработки (проектирование и планирование), например, зимних программ, одновременно с продвижением, сбытом и реа­лизацией программ летних туристических направлений. Для по­добной организации требуется наличие круга ответственных за каждое направление лиц из числа работающего персонала.

Следовательно, деятельность туристического оператора есть закономерное (объясняемая факторами сезонности, динамикой рыночной конъюнктуры, спецификой работы поставщиков тури­стических услуг) сочетание (подразумевающее последовательную смену и(или) параллельность) рабочих циклов туристического оператора в отношении конкретных туров или программ. Как уже было сказано выше, первым этапом цикла работы оператора является тур-проектирование.

Наши рекомендации