IV. Подготовка к восприятию произведения. I. Учитель читает стихотворение

I. Учитель читает стихотворение.

Утром кот Он имеет

Принес на лапах Вкус и запах,

Первый снег! Первый снег!

Первый снег! Первый снег!

Он кружится,

Легкий,

Новый,

У ребят над головой,

Он успел

Платок пуховый

Расстелить

На мостовой,

Он белеет

Вдоль забора,

Прикорнул

На фонаре,

Значит,

Скоро,

Очень скоро —

Полетят

Салазки

С горок.

Значит,

Можно будет

Снова

Строить крепость

Во дворе!

Я. Аким

2. Анализ стихотворения.

— Понравились ли вам картины зимы, нарисованные поэ­том? Что понравилось больше всего?

— Как дети узнали, что выпал первый снег? Опишите его.

— Как снег покрыл землю?

— Как можно назвать зиму? Почему?

— Кто больше всего был рад зиме? Почему?

2. Беседа по картине А. Пластова «Первый снег».

Радостные дети вышли со двора:

Вот она какая, русская зима!

Значит, вновь пришла она и добра и весела,

Смех и радость принесла зимушка-зима.

А. Климова.

— Как называется картина А. Пластова? (Учащиеся читают название.)

— Как вы думаете, грустное или радостное настроение пере­дал художник на картине?

— Кто изображен на переднем плане?

— Какое чувство испытывают дети — главные герои карти­ны? Как это выражено? Обратите внимание на лица детей, их позы, одежду.

— Какие цвета преобладают на картине? Почему?

— На каком цветовом фоне изображены дети?

— Почему береза кажется такой нарядной?

— Опишите снег. Какой он? Как он падает? С чем его можно сравнить? Как изменилась улица и все на ней после того, как вы­пал снег?

— Взгляните на небо: какое оно?

— Почему художник назвал свою работу «Первый снег»?

— Какое чувство вызывает у вас картина?

V. Работа с текстом стихотворения И. Никитина «Встреча зимы»

1.Чтение произведения учителем (с. 120).

2. Проверка первичного эмоционального восприятия.

— Какие чувства вызвало у вас стихотворение?

3. Чтение произведения учащимися.

4.Обсуждение прочитанного.

— О какой поре года рассказывает поэт?

— Как описано начало зимы?

— С чем поэт сравнивает снежок?

— Одинаково ли описан"снег днем и утром? Найдите слова в тексте.

— Почему поэт пишет, что «снег лежит полотном»? Как вы это понимаете?

— С чем еще можно сравнить снег?

5. Выборочное чтение.

— Найдите и прочитайте описание начала зимы.

— Когда «снег блестит разноцветным огнем»? Найдите стро­ки в тексте.

— Какими стали воздух, река? Прочитайте.

6. Выразительное чтение (конкурс на лучшего чтеца).

— Прочитайте стихотворение, передавая голосом радость от наступления зимы.

Физкультминутка

Не боимся мы пороши — Ловим снег, хлопок в ладоши! Руки в стороны, по швам — Снега хватит нам и вам.

Е. Григорьева

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

— Зима воспета в народных песнях, в музыке русских ком­позиторов. Ей посвящается много рассказов, стихотворений. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Мы любим зиму. Недаром в песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкой, а мороз — все­могущим воеводой.

146Пришла хозяйка синеокая, Собольей бровью повела. Из рукава ее широкого Пылит серебряная мгла.

Г. Милое а

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что вам больше всего понравилось?

— С каким настроением вы заканчиваете урок?

VII. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение И. Никитина «Встреча зимы».

Урок № 47

Тема: СЕРГЕЙ ЕСЕНИН «БЕЛАЯ БЕРЕЗА»

Цель:развивать речевое дыхание, умение читать правильно, от­четливо произнося звуки; совершенствовать умение определять эмо­циональное настроение произведения; содействовать развитию уме­ния находить в тексте образные слова и выражения, использовать их в процессе подготовки словесного рисунка; совершенствовать умение читать выразительно; формировать умение сравнивать произведения различных жанров; способствовать развитию речи, формированию умения наблюдать за красотой природы в любое время года.

Оборудование: иллюстрации зимнего пейзажа — репродукции кар­тин И. Грабаря «Февральская лазурь», «Мартовский снег», «Иней».

Ход урока

I. Организационный момент

Наши рекомендации