IV. Подготовка к восприятию произведения. I. Учитель читает стихотворение
I. Учитель читает стихотворение.
Утром кот Он имеет
Принес на лапах Вкус и запах,
Первый снег! Первый снег!
Первый снег! Первый снег!
Он кружится,
Легкий,
Новый,
У ребят над головой,
Он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой,
Он белеет
Вдоль забора,
Прикорнул
На фонаре,
Значит,
Скоро,
Очень скоро —
Полетят
Салазки
С горок.
Значит,
Можно будет
Снова
Строить крепость
Во дворе!
Я. Аким
2. Анализ стихотворения.
— Понравились ли вам картины зимы, нарисованные поэтом? Что понравилось больше всего?
— Как дети узнали, что выпал первый снег? Опишите его.
— Как снег покрыл землю?
— Как можно назвать зиму? Почему?
— Кто больше всего был рад зиме? Почему?
2. Беседа по картине А. Пластова «Первый снег».
Радостные дети вышли со двора:
Вот она какая, русская зима!
Значит, вновь пришла она и добра и весела,
Смех и радость принесла зимушка-зима.
А. Климова.
— Как называется картина А. Пластова? (Учащиеся читают название.)
— Как вы думаете, грустное или радостное настроение передал художник на картине?
— Кто изображен на переднем плане?
— Какое чувство испытывают дети — главные герои картины? Как это выражено? Обратите внимание на лица детей, их позы, одежду.
— Какие цвета преобладают на картине? Почему?
— На каком цветовом фоне изображены дети?
— Почему береза кажется такой нарядной?
— Опишите снег. Какой он? Как он падает? С чем его можно сравнить? Как изменилась улица и все на ней после того, как выпал снег?
— Взгляните на небо: какое оно?
— Почему художник назвал свою работу «Первый снег»?
— Какое чувство вызывает у вас картина?
V. Работа с текстом стихотворения И. Никитина «Встреча зимы»
1.Чтение произведения учителем (с. 120).
2. Проверка первичного эмоционального восприятия.
— Какие чувства вызвало у вас стихотворение?
3. Чтение произведения учащимися.
4.Обсуждение прочитанного.
— О какой поре года рассказывает поэт?
— Как описано начало зимы?
— С чем поэт сравнивает снежок?
— Одинаково ли описан"снег днем и утром? Найдите слова в тексте.
— Почему поэт пишет, что «снег лежит полотном»? Как вы это понимаете?
— С чем еще можно сравнить снег?
5. Выборочное чтение.
— Найдите и прочитайте описание начала зимы.
— Когда «снег блестит разноцветным огнем»? Найдите строки в тексте.
— Какими стали воздух, река? Прочитайте.
6. Выразительное чтение (конкурс на лучшего чтеца).
— Прочитайте стихотворение, передавая голосом радость от наступления зимы.
Физкультминутка
Не боимся мы пороши — Ловим снег, хлопок в ладоши! Руки в стороны, по швам — Снега хватит нам и вам.
Е. Григорьева
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия
— Зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. Ей посвящается много рассказов, стихотворений. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Мы любим зиму. Недаром в песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкой, а мороз — всемогущим воеводой.
146Пришла хозяйка синеокая, Собольей бровью повела. Из рукава ее широкого Пылит серебряная мгла.
Г. Милое а
— Что нового вы узнали на уроке?
— Что вам больше всего понравилось?
— С каким настроением вы заканчиваете урок?
VII. Домашнее задание
Выучить наизусть стихотворение И. Никитина «Встреча зимы».
Урок № 47
Тема: СЕРГЕЙ ЕСЕНИН «БЕЛАЯ БЕРЕЗА»
Цель:развивать речевое дыхание, умение читать правильно, отчетливо произнося звуки; совершенствовать умение определять эмоциональное настроение произведения; содействовать развитию умения находить в тексте образные слова и выражения, использовать их в процессе подготовки словесного рисунка; совершенствовать умение читать выразительно; формировать умение сравнивать произведения различных жанров; способствовать развитию речи, формированию умения наблюдать за красотой природы в любое время года.
Оборудование: иллюстрации зимнего пейзажа — репродукции картин И. Грабаря «Февральская лазурь», «Мартовский снег», «Иней».
Ход урока
I. Организационный момент