Тесты уровня овладения лексической нормой
1.Выпишите номера неверных высказываний.
- Лексическая норма регламентирует ударение.
- Лексическая норма регламентирует произношение.
- Лексическая норма регламентирует словоупотребление.
- Паронимы – это близкие по звучанию однокоренные слова с разным лексическим значением.
- При выборе слов следует учитывать не только значение слова, но и его лексическую сочетаемость.
- Для уточнения лексической сочетаемости можно воспользоваться «Орфоэпическим словарем».
- При выборе слова из ряда синонимов следует учитывать их функционально-стилистическую окраску.
- Тавтология – это употребление в речи логически излишних слов.
- Плеоназм – это употребление в речи логически излишних слов.
- Расщепление сказуемого – это один из видов многословия.
2.Выпишите слова, употребленные без учета их семантики. Замените словами с соответствующим значением.
1. В ХIV веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.
2. Он изо всех сил старался произвести на Софию внимание.
3. Наш класс считался экономическим, то есть мы будем менеджменты.
4. Публика сканировала: «Браво, Сальвини!»
5. Вся публика была уже в триумфе.
6. Если бы директором школы был я, то я бы выделял больше внимания ученикам.
7. Рассказы, на которые бы я мог упереться, были еще не напечатаны.
8. Они только выполняли свою должность.
9. Прочитав «Слово о полку Игореве», я получил восхищение.
10. Женщина ушла в кредит на время воспитания ребенка.
3.Выпишите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу.
1. (Болотный, болотистый) ил является отличным удобрением.
2. Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент, абонемент).
3. (Соседний, соседский) кот важно прошел на кухню.
4. После десятимесячного возраста ребенка перевели на (искусное, искусственное) вскармливание.
5. Мы живем в одном доме, но на (разных, различных) этажах.
6. В жаркий день приятно походить по (теневым, тенистым) аллеям.
7. В квартире нужно было (провести, произвести) ремонт.
8. На поляне мы увидели высокий (земельный, земляной) холм.
9. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень (бережная, бережливая).
10. Давайте найдем в себе (скрытые, скрытные) резервы и доберемся до вершины.
4. Выпишите глаголы одеть/надеть, подходящие по смыслу в данных предложениях.
1. Мама _______________чехол на чемодан.
2. Девочка_______________ куклу Катю.
3. Старший брат_______________ сестру.
4. Сегодня девочка _______________новые туфли.
5. Брат_______________ часы на руку.
6. Девочке подарили игру «_______________медвежонка».
7. Мальчик _______________ стрекозу на булавку.
8. Бабушка _______________ внука.
9. Бабушка _______________ новое пальто.
10. Космонавт _______________ скафандр.
5. Соедините пары антонимов. Выпишите соответствия. Например: 1- А.
1. Полезный. 2. Талантливый. 3. Искренний. 4. Правдивый. 5. Откровенный. 6. Внимательный. 7. Щедрый. 8. Враждебный. 9. Расточительный. 10. Безвестный. | А. Скрытный. Б. Лживый. В. Рассеянный. Г. Вредный. Д. Бездарный. Е. Лицемерный. Ж. Прославленный. З. Бережливый. И. Скупой. К. Дружелюбный. |
6. Выпишите словосочетания, где нарушена лексическая сочетаемость. Исправьте ошибки.
1. На улице лил большой дождь.
2. В разговоре он допустил сильную ошибку.
3. Грехи мои тяжелые!
4. Никогда не прибегайте к сильным словечкам, даже если окружающие позволяют себе это.
5. При подготовке к выступлению мы соблюдаем крепкую конспирацию.
7. Из каждой группы синонимов выпишите те слова, которые характерны для разговорной речи.
1. Просить, молить, хлопотать, канючить, бить челом, ходатайствовать.
2. Думать, размышлять, предаваться раздумью, мозговать.
3. Спрятаться, затаиться, укрыться, схорониться, притаиться.
4. Изучить, освоить, пройти, постичь, проработать.
5. Превзойти, перегнать, опередить, обставить, затмить.
8. Выпишите логически лишнее слово.
1. Рождество я отмечал у коллеги по работе.
2. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.
3. Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях.
4. Очень замечательные пироги печет Пульхерия Ивановна.
5. Близнецы были так похожи, что даже родители не различали их одного от другого.
6. Каждый герой имеет свои индивидуальные черты.
7. Медведя выводили во двор и подкатывали к нему пустую порожнюю бочку, утыканную гвоздями.
8. В речи он употребляет диалектные и областные слова.
9. Алексей мысленно подумал, что это крах.
10. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.
9. Выпишите номера предложений, где естьтавтология.
1. Он всего лишь описал случай, который случился с ним.
2. Она по праву завоевала первое место и призовой кубок.
3. Необходимо поурочное планирование уроков.
4. Летом дни длятся длиннее.
5. Я подняла голову, а у него шапки нет.
6. Когда выступающий выступал, все внимательно слушали.
7. Более полно и ярко Некрасов изобразил образы крестьян-борцов.
8. Все материалы о выставке мы отдали классному руководителю класса.
9. В нашем классе Настя несет ответственность за дежурство.
10. Новая программа ежемесячно регулярно знакомит нас с новинками литературы.
10.Подберите к устаревшим словам синонимы из правой колонки. Выпишите соответствия. Например: 1 -А.
| А. Щеки. Б. Глаза. В. Говорит. Г. Губы. Д. Лоб. Е. Можно. Ж. Видный. З. Парикмахер. И. Палец. К. Битва. |
11. Укажите, какие значения соответствуют приведенным образным выражениям. Например: 1 -А.
1. Современный Дон-Кихот | А. Сложное, запутанное дело |
2. Дон Жуан | Б. Ловелас, распутник, волокита |
3. Троянский конь | В. Невежа, враг всего нового |
4. Вернуться к своим пенатам | Г. Необычные приключения, путешествия в одиночку |
5. Настоящий Квазимодо | Д. Добрый, бескорыстный человек |
6. Петь дифирамбы | Е. Уродливый, безобразный |
7. Гордиев узел | Ж. Восхвалять, прославлять |
8. Робинзонада | З. Вернуться в родной дом |
9. Грубый топтыгин | И. Коварные дары, несущие гибель тем, кто их получает |
10. Фигура, как у Аполлона | К. Красивая мужская фигура |
11. Вылитый Плюшкин | Л. Восхвалять |
12. Курить фимиам | М. Совершить решительный поступок |
13. Перейти Рубикон | Н. Женщина, всецело поглощенная книжными, учеными интересами |
14. Пиррова победа | О. Нависшая, угрожающая опасность |
15. Гомерический смех | П. Мерка, под которую насильственно подгоняют человека |
16. Дамоклов меч | Р. Бесполезная попытка поправить дела |
17. Этакий Голиаф | С. Скряга, жадина |
18. Тришкин кафтан | Т. Крупный, рослый, богатырского сложения |
19. Прокрустово ложе | У. Неудержимый, громкий смех |
20. Синий чулок | Ф. Сомнительная, не оправдывающая понесенных жертв победа |