Изучение способности воспитателя к децентрации.
Изучение самооценки дошкольников и идентификации детей и родителей.
Цель:
- формировать у студентов профессиональный интерес к исследовательской деятельности, овладение студентами средствами диагностики личности дошкольника и семейный микроклимат ребенка.
Методические рекомендации:
Децентрация – умение поставить себя на место другого, сопереживать ему и учесть его точку зрения.
1. Определить способность к децентрации у воспитателя вашей группы.
Предложить воспитателю закончить высказывания так, как, на ее взгляд, закончил бы один из детей (имя):
- Мне бывает очень радостно, когда…
- Я очень грущу, когда…
- Мне бывает очень страшно, когда…
- Мне бывает стыдно, когда…
- Я горжусь, когда…
- Я сержусь, когда…
- Я бываю очень удивлен, когда…
Сделать вывод воспитателя к децентрации, сравнив ответы.
Обработка результатов
Критерии оценки:
До 70% - воспитатель не способен идентифицировать себя;
70 – 79% - низкий уровень идентификации;
80 – 89% - средний уровень идентификации;
90 – 100% - высокий уровень идентификации,
5. Определение характера взаимодействия педагогов с детьми
Какие критерии необходимо оценивать во взаимодействии воспитателя с детьми и какой способ диагностики наиболее оптимален? Общеизвестно, что ситуация оценки вызывает не самые лучшие эмоции. Важно заранее оговорить с педагогами цели проводимой диагностики — диагностики не как самоцели, а как вспомогательного средства для оптимизации деятельности.
Диагностическую работу с коллективом может проводить студент совместно со старшим воспитателем, кроме того, хороший результат дают методики самооценки и практический опыт самоанализа в условиях групповой деятельности (тренинга).
Критериями взаимодействия взрослых с детьми должны выступать «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения», реализуемые в дошкольном образовательном учреждении, и касающиеся взаимодействия педагогов с детьми. В таком случае возможно проанализировать положительные и отрицательные моменты в деятельности педагога и разработать этапы, позволяющие выйти на качественно новый уровень деятельности. Успешность работы по оптимизации взаимодействия определяется динамикой особенностей общения детей со взрослыми и в группе сверстников.
Для изучения характера взаимодействия взрослого с детьми можно использовать метод наблюдения с помощью карты, разработанной педагогом-психологом дошкольного образовательного учреждения И.В.Калистратовой на основе современных стандартных требований, предъявляемых к деятельности воспитателя.
Характеристика приведенных выше стилей педагогического общения дана в «чистом» виде. Вместе с тем, в реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными. По и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.
Стиль взаимодействия педагога с детьми оказывает прямое влияние на характер общения детей друг с другом, общую атмосферу в детской группе. Так, если педагог демонстрирует уважительное отношение к детям, поддерживает инициативу, проявляет заинтересованное внимание, помогает в трудных ситуациях, то высока вероятность, что дети будут общаться друг с другом по таким же правилам. И напротив, авторитарное отношение педагога к детям, подавление самостоятельности, присутствие негативных оценок, касающихся личности, а не действий ребенка, может приводить к низкой групповой сплоченности, частым конфликтам между детьми, к другим сложностям в общении. Для практической наглядности целесообразно сопоставлять результаты диагностики характера взаимодействия педагогов с детьми с особенностями взаимоотношений в детской группе.
Карта включает наиболее важные моменты взаимодействия и позволяет оценить особенности общения взрослого с ребенком. Она заполняется на каждого педагога. Наблюдение проводят в течение 5-7 минут трижды, результаты фиксируются в соответствующей графе (1-й замер, 2-й, 3-й).
Фиксировать результаты наблюдения можно двумя способами: либо фиксируют каждое проявление изучаемого показателя любым условным обозначением, либо каждый показатель оценивается по степени выраженности. В последнем случае статистика такова:
1 балл — практически не наблюдается;
2 балла — наблюдается время от времени;
3 балла — присутствует постоянно.
В случае возникновения нетипичных ситуаций их фиксируют в графе «Примечания». По окончании исследования результаты количественно и качественно обрабатывают, в последующем они являются основой для индивидуальной работы с каждым педагогом.
Для увеличения достоверности экспертного мнения возможно привлечение нескольких лиц, при этом каждому эксперту дают подробную инструкцию и оговаривают сроки проведения.
Для изучения представлений педагогов об особенностях собственного взаимодействия с детьми можно использовать самооценку по тем же критериям. Педагоги на основе собственных представлений оценивают свою деятельность по 3-балльной системе. Чтобы педагоги могли объективно оценить качество своей работы, можно предложить им также проводить краткосрочные самонаблюдения, с фиксацией некоторых параметров собственной деятельности. Например, фиксировать количество положительных обращений к детям (поощрение, поддержка) и отрицательных (порицание, запрещение), что дает наглядную картину, какими средствами чаще пользуется воспитатель.
Педагогам предлагают фиксировать, к кому из детей они обращаются по имени, и отмечать эмоциональную окрашенность обращения: положительная, отрицательная или нейтральная. Это позволит определить, действительно ли ко всем детям педагог, обращается по имени, подчеркивая их личное достоинство, демонстрируя уважение к ним.
Полученные результаты сопоставляются и сообщаются индивидуально каждому педагогу, параллельно с рекомендациями по оптимизации взаимодействия с детьми.
(Заполнить карту наблюдения)