Основы профессиональной ориентации на учительскую профессию
Сегодня вряд ли стоит кого-то убеждать, что учителем может быть далеко не каждый. Хорошие, разные специалисты для общества одинаково весомы. Но учителя в общий ряд не поставишь — от него, и только от него зависит нравственная и профессиональная состоятельность и инженера, и предпринимателя, и военного, и врача. Вот почему выбор профессии учителя — вопрос огромнейшей социальной важности, а профессиональная ориентация на учительскую профессию является важнейшим направлением всей системы профориентационной работы как в школе, так и в профессионально-педагогическом учреждении.
Выбор профессии учителя не может быть процессом стихийным, зависящим от случайных факторов. Он должен строиться так, чтобы возможности выбирающего профессию соотносились как с его личными потребностями и интересами, так и с потребностями общества. Первоначальная работа по профессиональной ориентации будущих педагогов начинается в школе. Некоторые полагают, что поступив в педагогический вуз, студент окончательно определяется со своей будущей профессией. Однако это далеко не так — профессиональная ориентация не заканчивается даже стенами педвуза
Профессиональная ориентация на учительскую профессию как система деятельности включает в себя следующие компоненты:
• профессиональное просвещение (профинформацию);
• профессиографию;
• профессиональную консультацию;
• профессиональный отбор;
• профессиональную адаптацию.
Если работа над первыми четырьмя компонентами начинается ещё в стенах школы, то процесс профессиональной адаптации проходит уже непосредственно в учительском коллективе в первые годы работы.
Профессиональнее просвещениепредусматривает овладение учащимися общеобразовательной школы определенной совокупностью знаний о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора учительской профессии. Как правило, учащиеся здесь получают информацию о наиболее общих признаках профессии. По мере накопления данная информация приобретает для школьника побудительную направленность. Психологи рекомендуют начинать работу по профориентации уже на ранних этапах социализации личности, возможно с 4—5 класса школы по специальным программам.
Важным шагом в знакомстве с педагогической профессией является возможность обратиться к профессиографии,представляющей собой описание учительской профессии, специальностей, в нее входящих. Профессиография включает в себя основные требования, которые предъявляются к психологическим и физическим качествам учителя, а также факторы, которые обусловливают успешность или неуспешность, удовлетворённость или неудовлетворённость личности профессиональной деятельностью учителя.
Профессиональная консультацияпредполагает установление соответствия индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей школьника специфическим требованиям той или иной профессии.
Профессиональный отборпозволяет, опираясь на выявленные психофизиологические и личностные качества, определить для школьника профессию и специальность. Определение пригодности к педагогической профессии обусловлено воздействием различных факторов. Ведь далеко не безразлично, что послужило основанием для выбора профессии, каким путем складывались мотивы, стремления, побуждения, под воздействием которых ускорялся или замедлялся рост профессиональной пригодности.
Под профессиональной адаптациейпонимают процесс приспособления молодого человека к производству, трудовому коллективу, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успешность адаптации служит показателем правильного выбора профессии. По мнению ряда исследователей (Пашкевич Г.Н., Чистякова С.Н.), профессиональная адаптация учителей характеризуется такими признаками, как сохранение и дальнейшее развитие склонностей к педагогической деятельности, совпадение общественной и личной мотивации труда. Профессиональная адаптация осуществляется в единстве с социальной адаптацией.
Подготовка к профессиональной адаптации начинается со школы, но не заканчивается на ней. Профессиональная адаптация молодых учителей происходит успешно при благоприятном отношении со стороны администрации школы, более опытных коллег, родителей, коммуникативных и других личностных качеств самого учителя. В профориентации, помимо вышеназванных компонентов, важно иметь в виду экономический, социальный, психологический, медико-физиологический и педагогический аспекты.
Экономический аспект в современных условиях помогает заново осмыслить некоторые постулаты, связанные с современной школой. К сожалению, современный учитель довольствуется более чем скромной зарплатой и местом в иерархии должностей (согласно их реальному престижу). Результат — массовый уход из учительской сферы мужчин — сказаться не замедлил.
Социальный аспект профессиональной ориентации непосредственно связан с требованиями, которые должны быть учтены при формировании общественного мнения, определяющего престиж учительской профессии. Социологические исследования вскрывают социальные причины сложившейся ориентации на учительскую профессию, недооценки её частью молодёжи.
Психологический аспект предполагает выявление профессионально значимых личностных качеств личности будущего учителя, психологической стороны профессиональной пригодности и возможных путей ее формирования.
Медико-физиологический аспект определяет специфические требования к здоровью и психофизиологическим качествам будущего педагога, необходимых для выполнения профессиональной деятельности.
Педагогический аспект предусматривает поиск путей и средств формирования профессиональной ориентации среди учащейся молодежи.
Для достижения цели формирования педагога-гуманиста важно уже в стенах школы создавать условия для реализации актуализируемой в подростковом и юношеском возрасте потребности самопознания, саморазвития, самореализации через воспитание и обучение других. Так, в Московской области создана региональная система допрофессионального педагогического образования, целью которой является создание условий для удовлетворения потребностей личности в получении педагогического образования в соответствии со способностями, возможностями, а также потребностями городов и районов области. Данная система включает как традиционные, так и инновационные формы работы (см. схему 17).
СХЕМА 17
Особое распространение в стране получили педагогические классы, которые часто организационно и содержательно связаны с педагогическими вузами. Так, в настоящее время, например, Московский педагогический университет работает с муниципальными органами образования области на основе 25 типовых договоров и 45 договоров с отдельными школами. В процессе совместной работы совершенствуется система отбора в педагогические классы, повышается уровень психолого-педагогической подготовки учителей, работающих в педагогических классах, разрабатываются программы углубленного изучения профильных дисциплин, учебно-методические материалы, происходит обучение школьных учителей новым педагогическим технологиям.
Практика свидетельствует, что иногда в педагогические вузы и училища поступают те, кто избрал педагогическую профессию волей случая. Иногда даже после первого года их самостоятельной работы в школе обнаруживается беспомощность таких учителей в работе.
Вот почему важно уже в студенческие годы овладеть основами педагогического мастерства. С одной стороны, в последнее время учеными Московского педагогического университета (Г.Н. Пашкевич) выявлена необходимость проведения так называемой внутривузовской ориентации на педагогическую профессию с целью достаточно быстрого включения студентом педвуза в самообразовательную работу и активизации их потенциальных возможностей. Исследования Г.Н. Пашкевич (Преемственность педагогической ориентации школьников и студентов. М., 1996. С. 11—12) показали, что для организации дифференцированной профориентационной работы студентов педвуза можно классифицировать по 4 группам в соответствии с мотивами выбора им профессии учителя.
Первый тип — студенты, имеющие одноплановый мотив (любовь к предмету). В работе с ними ставится задача внести коррективы в мотивационную сферу с целью удвоения мотива, т.е. сочетания любви к предмету и мотива педагогической деятельности.
Второй тип — студенты, которые поступали в педвуз без четко осознанного мотива, случайно. Содержание профориентационной работы с этой категорией студентов состоит в осуществлении полного процесса профориентации с использованием всех дисциплин педагогического цикла и других средств приобщения их к будущей работе.
Третий тип — студенты, проявляющие яркие организационно-педагогические способности, потенциальные руководители образовательных учреждений, профориентационная работа с ними должна быть направлена на формирование индивидуального стиля управленческой работы.
Четвертый тип — студенты, обладающие ярко выраженными сопутствующими педагогической работе Умениями (рисовать, фотографировать, петь и т.д.).
Внутривузовская профориентация с ними должна быть направлена на подготовку их к успешному развитию у школьников разнообразных способностей и специальных умений.
С другой стороны, важную роль в этом играет непрерывная педагогическая практика студентов в базовых воспитательных учреждениях. Именно педагогическая практика обладает большими возможностями для формирования внутренней установки на педагогическую профессию. В процессе практики интенсифицируется процесс профессионального становления учителя, его самообразования и самовоспитания, осуществляется проверка степени профессиональной подготовленности и пригодности к педагогической деятельности, уровня педагогической направленности.
Деятельность студентов во время практики является аналогом профессиональной деятельности учителя, адекватна содержанию и структуре педагогической деятельности, организуется в реальных условиях школы. Она характеризуется тем же многообразием отношений (с учащимися, их родителями, учителями, студентами) и функций, что и деятельность учителя. Уже с младших курсов благодаря педпрактике у студентов появляется возможность проверки и оценки себя как будущего учителя, своей профессиональной подготовки и пригодности. Как мы уже отмечали выше, заключительным звеном в профессиональной ориентации на учительскую профессию является профессиональная адаптация молодого учители. Этот процесс у каждого протекает по-разному и длится различными периодами, Часто он затрудняется объективными причинами: нездоровым морально-психологическим климатом в коллективе учителей, бытовой неустроенностью молодого учителя и т.д.
В то же время, как свидетельствуют данные опросов как самих молодых специалистов, так и других работников образования (руководителей школ, опытных учителей), решающим фактором в адаптации выпускников педвузов и училищ является их профессиональная компетентность, степень развитости профессионально значимых личностных качеств.