Социальное консультирование

Социальная профилактика

Социальная профилактика – это сознательная, целенаправленная, соци-

ально организованная деятельность по предотвращению возможных социаль-

ных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению же-

лаемого результата.

Основные цели:

- выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-

либо проблемы или комплекса проблем;

- уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопус-

тимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и

поведении человека или группы;

- предотвращение возможных психологических, социокультурных и дру-

гих коллизий у человека или группы;

- сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни

людей;

- содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, рас-

крытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.

Прежде всего, отметим, что в качестве объектов социальной профилактики

могут выступать как социальные группы и объединения, так и социальные про-

блемы. Рассмотрим эти объекты социальной профилактики более подробно.

В качестве первоочередных объектов социальной профилактики выступа-

ют следующие социальные группы и объединения:

1.Лица с физическими и психическими отклонениями и нарушениями (ин-

валиды, люди тяжело или хронически больные, люди, получившие серьёзные

ранения или травмы).

2.Некоторые возрастные группы (дети, подростки, престарелые).

3.Группы «социального риска», т.е. люди, чьё социальное и имуществен-

ное положение по тем или иным критериям и причинам не имеет стабильности

и которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, воз-

никшие в их жизни, способные в результате привести к потере ими социальной

значимости, личностной целостности, морального облика, биологической гибе-

ли.

4.Лица социально неустроенные (бездомные, безработные, беженцы).

5.Лица, находящиеся по тем или иным причинам в зависимости от госу-

дарства (пациенты больничных стационаров, домов-интернатов, приютов, дет-

ских домов и заключённые).

6.Вновь формирующиеся социальные группы (предприниматели и ферме-

ры).

Стадии соц. профилактики:

1.Стадия предупреждения - основной задачей которой является принятие

мер, формирующих у человека социально приемлемую систему ценностей, по-

требностей и представлений. Это позволит ему избегать таких форм поведения

и деятельности, которые могут осложнить процесс жизнедеятельности его са-

мого и его ближайшего окружения. Так, воспитывая ребёнка в гуманистиче-

ском направлении, родители закладывают основу для формирования у него в

будущем широкого и полноценного круга общения, возможностей легко схо-

диться с людьми и выстраивать эффективную систему взаимодействия с ними.

2.Стадия предотвращения - направлена на принятие своевременных и эф-

фективных мер недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением

процесса жизнедеятельности субъекта. Так, обучая ребёнка правилам поведе-

ния на дороге, родители, школа и общество получают возможность значительно

снизить риск попадания его в дорожно-транспортное проишествие.

3.Стадия пресечения - используя социально приемлемые способы, блоки-

ровать формы деятельности и поведения субъекта, которые могут привести к

возникновению негативных последствий как для него и его ближайшего окру-

жения, так и для общества в целом. Именно на решение этой задачи направлена

существующая в любом обществе система законодательных, морально-

нравственных, педагогических, административных и других санкций, караю-

щих за совершение определённых действий или не допускающих их повторе-

ния.

Методы социальной профилактики:

1.Медико-социальные - направлены на создание необходимых условий для

сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека.

К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового

образа жизни, медико-социальный патронаж и т.п.

2.Организационно-административные - создание системы социального

контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базу, фор-

мирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по

социальной профилактике. К этой группе методов относятся социальный кон-

троль и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование

и ряд других.

3.Правовые - разработка и создание соответствующей системы правовых

норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной

жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполне-

нием этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просве-

щение, правовой контроль, правовые санкции и т.п.

4.Педагогические - формирование у различных социальных субъектов со-

циально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повы-

шение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся давно и

хорошо всем известные методы образования, воспитания и просвещения.

5.Экономические - направлены на поддержание приемлемого и достойного

уровня жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения

его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач ис-

пользуются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, эко-

номические льготы и экономическая поддержка и т.п.

6.Политические - создание в обществе эффективной системы политиче-

ских прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным

субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых

рамках.

Принципы социальной профилактики:

Во-первых, принцип системности, предполагающий выявление всех возможных

источников проблемы клиента, одновременное формирование условий для её

последующего разрешения и использование для этого различных методов и

способов деятельности.

Во-вторых, принцип превентивности, предотвращение возникновения

проблемы, решение «ещё не возникших проблем». Так, развитие, совершенст-

вование и внедрение в практику эффективной системы полового просвещения и

воспитания молодёжи может рассматриваться как одна из возможностей реше-

ния проблем раннего материнства, «брошенных» детей.

В-третьих, принцип активизации собственных сил человека, предпола-

гающий обучение его необходимым умениям и навыкам для самостоятельного

решения собственных проблем. Например, совершенствование навыков обще-

ния, обучение основным способам поведения в определённых жизненных си-

туациях (при устройстве на работу, в семье, в ситуации стресса).

В-четвёртых, принцип оптимальности, позволяющий выявить степень ак-

туальности и значимости данной проблемы для субъекта.

И, наконец, в-пятых, принцип гуманизма, доверия и доверительности, яв-

ляющийся универсальным принципом профессиональной деятельности соци-

ального работника.

Социальная реабилитация

Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восста-

новление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных

связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств

и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне ор-

ганизованный процесс.

К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современ-

ное общество, можно отнести следующие системы:

- здравоохранения;

- образования;

- профессиональной подготовки и переподготовки;

- средства массовых коммуникаций и массовой информации;

- организации и учреждения психологической поддержки, помощи и кор-

рекции;

- общественные и негосударственные организации, работающие в сфере

решения специфических социальных и личностных проблем (трудоустройство

инвалидов или несовершеннолетних, помощь жертвам сексуального или се-

мейного насилия и т. п.).

Основные цели социальной реабилитации, можно охарактеризовать сле-

дующим образом. Во-первых, восстановление социального статуса, социальной

позиции субъекта. Во-вторых, достижение субъектом определённого уровня

социальной, материальной и духовной независимости. И, наконец, в-третьих,

повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизне-

деятельности.

Основные виды социальной реабилитации:

1.Социально-медицинская - включает в себя восстановительную и реконст-

руктивную терапию, восстановление или формирование у человека новых на-

выков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашне-

го хозяйства.

2.Социально-психологическая - предназначена для повышения уровня пси-

хического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригруппо-

вых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и

организации психологической коррекции, поддержки и помощи.

3.Социально-педагогическая – направлена на решение таких задач, как

преодоление состояния «педагогической запущенности» (дополнительные или

индивидуальные занятия, организация специализированных классов), органи-

зация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях

способности человека к получению образования (организация образовательно-

го процесса в больницах и местах заключения, обучение инвалидов и детей с

нестандартными интеллектуальными способностями и т.п.). При этом, предпо-

лагается определённая работа по созданию адекватных условий, форм и мето-

дов обучения, а также, соответствующих методик и программ.

4.Профессиональная и трудовая – позволяет формировать новые или вос-

станавливать утраченные человеком трудовые и профессиональные навыки и в

последствии трудоустроить его, приспособив режим и условий труда к новым

нуждам и возможностям.

5.Социально-средовая – направлена на восстановление у человека чувства

социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Этот вид

реабилитации включает в себя знакомство человека с основными характери-

стиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой среды

жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и дея-

тельности по организации собственной повседневной жизни.

Социальная адаптация

«Социальная адаптация» - это процесс взаимодействия субъекта социальной сре-

дой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

Такой процесс имеет достаточно тесную связь с

другим процессом, связанным с освоением субъектом социальной среды, - про-

цессом социализации. Понятия и процессы социальной адаптации и социализации

взаимоопределяют и взаимодополняют друг друга. Процесс социализации – это длительный, постепенный процесс эволюци-

онного характера, включающий узнавание, накопление и усвоение новых зна-

ний, умений и навыков, процесс превращения социальных ценностей и норм во

внутренние механизмы регуляции собственной деятельности (процесс инте-

риоризации). Процесс адаптации имеет более сжатые временные границы, это,

скорее, революционный процесс, в ходе которого необходимо в относительно

короткие промежутки времени устранить или усвоить создавшиеся социальные

изменения и проблемы.

Стадии соц. адаптации:

1.Адаптационный шок, под которым понимается общее расстройство

функций социального субъекта или системы, вследствие какого-либо потрясе-

ния социогенного характера, вызванного резким нарушением привычного

взаимодействия с внешней средой.

2.Мобилизация адаптационных ресурсов. Здесь для субъектов, сумевших

пережить стадию адаптационного шока, наступает этап глубокого осмысления

ситуации и концентрации усилий на сознательном поиске выхода из неё. Эта стадия связана с активным, сознательным поиском, выбором и

освоением на поведенческом уровне новых моделей жизнедеятельности. Настоящая стадия социальной адаптации предполагает активизацию адап-

тационного потенциала субъекта. Под адаптационным потенциалом понимает-

ся совокупность свойств и ресурсов, которая имеется у человека или группы в

скрытом виде и активизируется и актуализируется в процессе социальной адап-

тации (14.С.125). В качестве элементов адаптационного потенциала могут вы-

ступать такие характеристики субъекта, как уровень образования и квалифика-

ции, демографический и социальный статус, социально-психологические ха-

рактеристики и прочее.

3.Ответ на «вызов среды». Это завершающая стадия процесса социальной

адаптации. Её содержание представляет собой реализацию конкретной модели

поведения и деятельности, которые выбираются субъектом с учётом собствен-

ных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а

также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс

социальной адаптации.

Внешней формой проявления адаптационных процессов, позволяющей де-

лать выводы о том, насколько успешно они протекают в каждом конкретном

случае, является адаптационное поведение, т.е. процесс взаимодействия субъ-

екта и социальной среды, в ходе которого согласовываются взаимные требо-

вания и ожидания и реализуются определённые механизмы социальной адап-

тации.

Сталкиваясь с необходимостью решать задачи социальной адаптации,

субъект может выбрать различные формы адаптационного поведения. К основ-

ным формам последнего можно отнести следующие:

- конформизм или подчинение субъекта среде, когда он полностью выпол-

няет новые требования, предъявляемые к нему;

- инновация или обновление субъектом среды, когда освоение среды осу-

ществляется субъектом через определённые изменения её отдельных сторон,

свойств и характеристик;

- внешняя благопристойность или ритуализм, при которой адаптация субъ-

екта к среде происходит через внешнее следование требованиям, предъяемым к

нему; при этом, собственные, внутренние мотивы и цели субъекта могут и не

совпадать с аналогичными характеристиками его нового социального окруже-

ния;

- «уход» субъекта от среды, его самоизоляция или ретритизм; такая форма

поведения избирается субъектом, чаще всего, при недостаточности его собст-

венных социальных и личностных ресурсов для преодоления стадии адаптаци-

онного шока или когда собственные цели и интересы субъекта принципиально

не совпадают и не могут совпасть с аналогичными характеристиками среды;

- преобразование субъектом среды или мятеж, бунт, когда субъект стремит-

ся полностью преобразовать среду в соответствии со своими представлениями

о ней.

Таким образом, в процессе социальной адаптации деятельность субъекта

может быть адаптивной, когда он сам стремится приспособиться к среде (кон-

формизм, ритуализм и ретритизм) и адаптирующей, при которой субъект стре-

мится к самостоятельному изменению среды в соответствии со своими целями,

задачами и потребностями. Наиболее эффективный результат социальной адап-

тации может быть достигнут в случае сочетания в поведении субъекта адап-

тивного и адаптирующего аспектов.

К основным барьерам социальной адаптации в современном

обществе можно отнести:

- социально-психологические (убеждения, принципы, привычки, стереоти-

пы поведения и деятельности, присущие субъекту);

- социальные (представляющие собой негативные характеристики соци-

альной среды, в которой протекает процесс адаптации);

- социокультурные (ценностно-нормативные характеристики субъекта).

Социальное консультирование

Виды социального консультирования в зависитмости от целевой установки клиента:

1.Рефлексивное консультирование, т.е. совместное с клиентом осмысле-

ние какой-либо жизненной ситуации, её анализ, поиск приоритетов, возможно-

стей изменения и развития. Процесс консультирования в этом случае превра-

щается в совместное размышление, а основная задача и функция консультанта

– выслушать клиента и понять причины его затруднений и сложностей. Работа

психоаналитика или психотерапевта часто осуществляется именно в такой

форме (30.С.224).

2.Проектное консультирование, включающее поиск и построение воз-

можной программы (проекта) преобразования сложившейся ситуации, её гар-

монизации и улучшения. Это консультация – программирование, консультант,

соответственно, проектировщик, специалист. Примером такой консультации

является консультация адвоката, выстраивающего вместе с клиентом опти-

мальную тактику поведения на судебном заседании.

3.Технологическое консультирование, предполагающее поиск оптималь-

ной последовательности действий для решения конкретной проблемы или зада-

чи. Это консультация – рекомендация, где консультант – это человек, обла-

дающий необходимыми знаниями и необходимым опытом. Именно такую кон-

сультацию получит у педагога родитель, столкнувшийся с необходимостью

гармонизации отношений со своим ребёнком.

4.Прогностическое консультирование, представляющее собой построение

идеальной модели возможного, вероятного состояния конкретной ситуации при

сохранении или отсутствии каких-либо тенденций. Это консультация – предви-

дение, где консультант – это человек, который способен подняться над ситуа-

цией, и её нынешним состоянием, способный увидеть скрытые в ней возможно-

сти развития, как позитивного, так и негативного характера. В таком случае по-

является возможность вскрыть имеющиеся у клиента перспективы и вырабо-

тать на этом основании определённую программу действий

Важнейшая задача консультанта состоит в том, чтобы способствовать преобразованию

внутреннего мира клиента на основе переосмысления им своих жизненных

ценностей. Подобный процесс получил в теории и практике социальной работы

название аксикреация. В дословном переводе на русский язык этот термин означает «создание,

творение ценностей». Более строгое определение этого понятия звучит сле-

дующим образом. Аксикреация – это процесс порождения, формирования и за-

крепления у человека или группы новых ценностей, а также регенерация, пере-

осмысление и принятие переосмысленных прежних ценностей.

Этапы соц. консульрирования:

1.Анализ проблемы, задача которого состоит в том, чтобы клиент мог

«взглянуть на себя со стороны». Подобный взгляд позволяет понять, что многие

затруднения связаны не столько с объективными трудностями и обстоятельст-

вами, сколько с субъективными установками, стремлениями, целями и идеала-

ми человека.

2.Постановка проблемы, при которой происходит непосредственное воз-

действие на систему ценностей клиента с целью её изменения. Именно здесь,

собственно, и начинается процесс аксикреации и личностной реинтеграции, т.е.

восстановление связей между субъектом и окружающим его миром. Успешным

и результативным подобное воздействие станет тогда, когда последовательно

будут решены важнейшие задачи процесса аксикреации, а именно:

- «разблокирование» предыдущей системы ценностей, т.е. её пересмотр и

переоценка, в ходе которых свойственные человеку ценностно-нормативные

структуры подвергаются сомнению, становятся менее прочными, в результате

чего создаётся пространство для формирования новой системы ценностей, норм

и установок;

- «изменение» существующей системы ценностей, когда человек получает

возможность апробировать новые, не свойственные ему ранее ценности и нор-

мы; при этом, он может попытаться идентифицировать себя с теми субъектами,

для которых эти нормы и ценности являются привычными, оценив, таким обра-

зом, их достоинства и недостатки;

- «заблокирование» новой ценностно-нормативной системы, т.е., оконча-

тельное принятие человеком новых ценностей, норм и установок, которые ста-

новятся неотъемлемым элементом его личности (22, 40.С.179).

Необходимо помнить, что для решения всего комплекса задач требуется

время, в течение которого клиент нуждается в поддержке, поощрении и необ-

ходимой помощи.

Новый ценностный и мотивационный комплекс, который формируется у

человека в ходе решения вышеуказанных задач, продолжает развиваться в про-

цессе дальнейшего общения с консультантом и последующей жизнедеятельно-

сти, приобретая всё новые и новые элементы, черты и свойства. Единство этих

процессов может быть обозначено как аксиогенез, т.е., последовательное и не-

прерывное совершенствование и развитие системы ценностей субъекта. Этот

процесс осуществляется на протяжении всей жизни человека и непосредствен-

но влияет на то, какие пути, средства и способы самореализации он для себя

выбирает.

3.Формулировка целей, на котором человек, при поддержке и помощи кон-

сультанта, получает возможность поставить перед собой новые цели в соответ-

ствии с новой системой ценностей, выработанных на предыдущем этапе.

4.Выработка решений, на котором в ходе совместной с консультантом

деятельности клиент имеет возможность выработать определённый диапазон

возможных решений и при их практической реализации становится возможным

достижение им новых жизненных целей.

5.Реализация решения, на котором осуществляется процесс выбора и реа-

лизации человеком какого-либо из принятых ранее решений по достижению

новых целей. Последние, как и новые мотивы деятельности человека становят-

ся основой для его последующей жизнедеятельности, выполнения им новой

системы социальных ролей и приобретения новых социальных позиций и ста-

тусов.

Для успешной и эффективной организации и осуществления процесса со-

циального консультирования необходимо соблюдение ряда принципов, помимо

тех, которые были перечислены выше.

1.Принцип заинтересованности клиента, предполагающий, что при работе

с клиентом консультант должен, в первую очередь, убедить его в необходимо-

сти и полезности аксикреации или аксиокоррекции с целью последующего ре-

шения существующей проблемы.

2.Принцип ситуативного контроля, соблюдение которого позволяет кон-

сультанту даже в условиях напряжённой работы сохранять возможность трез-

вого и объективного взгляда на ситуацию, чтобы вмешаться в неё в случае воз-

никновения негативных или деструктивных тенденций.

3.Принцип органичности и естественности, заключающийся в том, что

консультанту не следует форсировать и искусственно ускорять процесс аксик-

реации. Он должен быть естественным результатом совместной деятельности

консультанта и клиента по осмыслению и анализу возникшей проблемы.

4.Принцип незавершённости, направленный на то, чтобы оставить клиенту

возможность принятия другого решения, формирования новых, дополнитель-

ных ценностей, пересмотра решений, принятых ранее.

Наши рекомендации