Звуковой аналитико-синтетический метод К.Д.Ушинского
Понятие о методе. Классификация методов.
Общая характеристика современного метода обучения грамоте.
1. Метод (от греч. «metodos» - путь к чему-либо) означает способ достижения цели. Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, деятельности, направленной на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач в процессе обучения.
Классифицируются методы обучения грамоте в зависимости:
1) от единицы языка, взятой за основу при обучении элементарному чтению:
- буквенные;
- звуковые;
- слоговые;
- целых слов.
2) от ведущего вида деятельности учащихся (анализ, синтез):
- аналитические;
- синтетические;
-аналитико-синтетические.
Буквослагательный (буквенный) метод
Самым древним методом обучения грамоте был буквослагательный. Все обучение грамоте по буквослагательной методике предполагало прохождение ученика по четырем ступеням.
Первая из них заключалась в усвоении алфавита целиком, в последовательности букв : аз, буки, веди, глагола и т.д.: прямой порядок, обратный порядок и буквы вразбивку, что сохранилось до XVII века; лишь прямой алфавитный порядок букв сохранился, но изменилась функция: алфавит стал выполнять роль порядковых числительных.
На второй ступени заучивались слоги: сначала двухбуквенных, затем трехбуквенных и далее, вплоть до пяти-и шестибуквенных. буки-аз – ба, веди-рцы-аз – вра и т.д. При этом складывались слоги, не всегда реально существовавшие в языке, в отрыве от живой речи: шла как бы подготовка формального материала для чтения. Лишь после этого начиналось чтение по слогам.
Выучивание слогов сменялось новой, третьей ступенью обучения – чтением отдельных слов. Отдельные слова прочитывались по складам. Так, к примеру, слово «грамотеи» читалось следующим образом: «глаголъ», «рцы», «аз» = гра; «мыслете», «он»= мо = грамо; «твердо», «есть» = те = грамоте; «иже» = грамотеи.
Четвертая ступень включала чтение «по верхам», то есть целыми словами, без выделения отдельных букв и слогов.
Пятой ступенью считалось обучение письму, которое проводилось только с лучшими учениками.
Буквослагательный метод страдал многими отрицательными недостатками, часть которых усиливалась из-за низкого профессионального уровня большинства учителей, которыми зачастую выступали отставные солдаты, т.е. люди, которые специально для учения детей профессионально не были подготовлены.
Одним из самых очевидных недостатков буквослагательного метода была его большая продолжительность по времени, затягивавшаяся на два-три года. Другой недостаток этого метода состоял в том, что он обрекал учеников на механическое усвоение основных элементов грамоты – от заучивания букв до складывания слогов и слов. Третий недостаток состоял в разрыве технической и смысловой сторон чтения.
Но несмотря на противоречия, в нем много находок, и он – в целом – достигал своей цели.
Метод письма-чтения
В Россию идеи письма-чтения пришли из Германии, где этот метод получил распространение в VIII веке, и был практически применен лишь в середине XIX в. К.Д. Ушинским в «Азбуке». К.Д. Ушинский предложил схемы уроков письма и чтения, идущих параллельно. Общая последовательность такова: звуковой разбор письмо чтение того, что написал чтение по печатному шрифту чтение и переписывание печатных слов и фраз отыскание знакомых букв и слогов в каком-нибудь рассказе сложение слов из букв печатной азбуки, наклеенных на картон.
Звуковые методы
В 40-е гг. XIX в. в России был принят аналитический звуковой метод. Его называли методом Золотова. Согласно ему школьники делили предложения на слова, слова – на слоги, а слоги разлагали на звуки (в устном варианте) и на буквы (в письменном варианте). Однако в этом методе сказывались еще традиции догматического периода: заучивались слоги, начертания слов, сочетания букв; путем многократного чтения заучивались также предложения. Звуковой анализ следовал после того, как дети зрительно запоминали начертание слова, т.е. преобладали зрительные упражнения.
Примером синтетического звукового метода может служить метод, разработанный в России в XIX в. Н.А.Корфом. Согласно ему обучение грамоте начиналось с изучения отдельных звуков, а затем соответствующих букв. Когда накапливалось некоторое количество звуков и букв, начинались синтетические упражнения: звуки сливали в слоги, слоги – в слова; из букв составляли слоги и слова. Затем усваивалась следующая группа звуков и т.д. Чтение по этому методу сводилось к называнию ряда звуков, обозначаемых буквами (такое чтение в наши дни называется побуквенным). Слог не являлся единицей чтения.
Слоговые методы
В 1872г. вышла «Азбука» и в 1875г. – «Новая азбука» Л.Н.Толстого, который большое внимание уделял слоговой работе: разложению слогов на звуки, соединению звуков в слоги, чтению слогов, их произношению. Развивался речевой слух детей. Тексты были составлены таким образом, чтобы трудность читаемых слогов и слов нарастала постепенно. Усиленная слоговая работа по сравнению с буквосложением была шагом вперед, т.к. содержала слуховые и речедвигательные упражнения, а само чтение стало ближе к естественному, слоговому. Но по-прежнему применялось зазубривание букв и огромного количества слогов. Тем не менее слоговые методы оказали положительное влияние на развитие звуковых методов, главным образом введением слоговых таблиц и упражнений.
Метод целых слов
Этот метод имел широкое распространение в США и других англоязычных странах, а в России появился в начале 20-х гг. Единицей чтения с самого начала становилось слово. Дети за первые 2-3 месяца занятий запоминали зрительно, почти без звукового и буквенного анализа, до 150 слов. Они перерисовывали их, читали по общему виду, угадывали по картинкам. Затем начинается буквенный анализ выученных слов.
Но метод целых слов, применявшийся в русской школе 13 лет, не оправдал себя.
Звуковой аналитико-синтетический метод К.Д.Ушинского
Создателем наиболее совершенного варианта звукового метода обучения грамоте в России был К.Д.Ушинский (1824-1870). Он в своей методике объединил анализ и синтез, ввел систему аналитико-синтетических упражнений со звуками, слогами и словами. Обучение грамоте он соединил с развитием речи учащихся.
Вся педагогическая система К.Д.Ушинского была направлена на становление личности ребенка, на развитие его мышления и речи, чему способствовали аналитико-синтетические упражнения, постоянное внимание к речевым упражнениям, осознанное чтение, беседы, связь письма и чтения.
Звуковой аналитико-синтетический метод К.Д.Ушинского, преодолевший догматизм буквослагательного метода, является объяснительно-иллюстративным, т.к. требует высокой активности самих детей в процессе обучения. Автор ввел в школьную практику десятки приемов звуковой работы, которые используются и в наши дни, всем этим приемам он дал психолого-педагогическое обоснование.
Наиболее известными последователями К.Д.Ушинского являлись Д.И.Тихомиров, В.П.Вахтеров, В.А.Флеров, С.П.Редозубов и др.