Инструкторская и судейская практика
Одной из задач детско-юношеских спортивных школ является подготовка учащихся к роли помощников тренера и участие в организации и проведении массовых спортивных соревнований в качестве судей.
Инструкторско-судейская практика проводится со второго года обучения в учебно-тренировочных группах и продолжается весь последующий период подготовки.
В данном разделе программы представлено содержание инструкторской и судейской практики для учащихся учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования (табл. 49, 50).
Занятия следует проводить в форме бесед, семинаров, самостоятельного изучения литературы, практических занятий. Учащиеся учебно-тренировочной группы должны:
‑ овладеть обязанностями дежурного по группе (подготовка мест занятий, получение необходимого инвентаря и оборудования и сдача его после окончания занятия);
‑ усвоить принятую в виде спорта терминологию и овладеть командным языком для построения и отдачи рапорта;
‑ научиться вместе с тренером проводить разминку и отдельные части тренировочного занятия.
Во время проведения занятий необходимо развивать способность занимающихся наблюдать за выполнением упражнений, технических приемов другими учениками, находить ошибки и уметь их исправлять. Во время обучения в учебно-тренировочных группах необходимо научить спортсменов самостоятельному ведению дневника: вести учет тренировочных и соревновательных нагрузок, регистрировать результаты тестирования, анализировать выступления на соревнованиях.
Судейские навыки приобретаются путем изучения правил соревнований, привлечения учащихся к непосредственному выполнению судейских обязанностей при проведении групповых и клубных соревнований.
Таблица 49
Содержание инструкторской и судейской практики учащихся ДЮСШ
учебно-тренировочных групп
Год обучения | Вид практики | Содержание практики | Кол-во часов |
Инструкторская (и) | Овладение принятой в каратэ терминологией и командным языком для построения, отдачи рапорта; проведение строевых упражнений, выполнение учебных заданий в основной части тренировочного занятия | ||
Судейская (с) | Изучение основных положений правил по каратэ. Участие в судействе клубных соревнований в роли хронометриста | ||
И | Овладение обязанностями дежурного по группе (подготовка мест занятий, получение необходимого инвентаря и оборудования и сдача его после окончания занятия) | ||
С | Участие в судействе клубных соревнований в роли помощника судьи на взвешивании и судьи при участниках (контроль формы спортсменов перед поединком) | ||
И | Овладение навыками проведения разминки и заключительной части занятия (совместно с тренером) | ||
С | Ознакомление с содержанием работы судьи на площадке и бокового судьи. Участие в судействе клубных соревнований в роли бокового судьи | ||
И | Обучение занимающихся самостоятельному ведению дневника: учет тренировочных и соревновательных нагрузок, регистрация результатов тестирования, анализ результатов выступления в соревнованиях | ||
С | Участие в судействе клубных соревнований в роли помощника секретаря. Ведение протоколов соревнований |
Учащиеся групп спортивного совершенствования должны:
‑ уметь подбирать основные упражнения для разминки и самостоятельно проводить ее по заданию тренера;
‑ правильно демонстрировать технические приемы, замечать и исправлять ошибки при выполнении упражнений другими учащимися, помогать учащимся младших возрастных групп в разучивании отдельных упражнений и приемов;
‑ принимать участие в судействе соревнований в детско-юношеских спортивных и общеобразовательных школах (в т. ч. проходить стажировку в роли помощника главного судьи, заместителя главного судьи, главного секретаря);
‑ при наличии удостоверения «Судья по спорту» участвовать в судействе ‑ городских и районных соревнований по каратэ (при отсутствии удостоверения учащиеся могут привлекаться к судейству соревнований подобного ранга только в качестве стажеров).
Для учащихся этапа спортивного совершенствования итоговым результатом судейской практики является выполнение требований на присвоение звания судьи по спорту.
Таблица 50
Содержание инструкторской и судейской практики учащихся ДЮСШ
в группах спортивного совершенствования
Год обучения | Вид практики | Содержание практики | Кол-во часов |
Инструкторская (и) | Подбор комплексов упражнений для разминки, самостоятельное проведение ее по заданию тренера (демонстрация упражнений, выявление и исправление ошибок при выполнении упражнений другими учащимися) | ||
Судейская (и) | Участие в судействе клубных соревнований в роли секретаря. Ведение протоколов соревнований. Ознакомление с содержанием работы арбитра площадки | ||
И | Самостоятельная разработка комплексов тренировочных заданий и проведение занятий в группах начальной подготовки | ||
С | Участие в судействе соревнований по каратэ, проводимых в спортивных и образовательных учреждениях, в т. ч. в роли стажеров заместителя главного судьи и главного секретаря соревнований | ||
И | Самостоятельная разработка комплекса занятий и комплексов учебно-тренировочных заданий. Ознакомление с документами планирования и учета учебной работы в ДЮШС (ДЮКФП, спортивном клубе). Проведение учебно-тренировочных занятий в учебно-тренировочных группах | ||
С | Участие в судействе региональных соревнований по каратэ. Выполнение требований на присвоение категории «Судья по спорту» |