Методология и методы научного исследования» 2016-2017 учебный год
Вопросы к экзамену по дисциплине
1.Научные исследования как особая форма познавательной деятельности. Житейски эмпирическое, диагностическое и научное познание.
2.Компоненты научного аппарата исследования: актуальность исследования, противоречие, проблема, объект исследования, предмет исследования, цель, гипотеза, задачи, методы исследования.
3.Выбор темы научного исследования, составление плана. Замысел, структура и логика проведения научного исследования, вариативность его построения. Комплексность исследования. Содержание и характеристика основных этапов исследования, их взаимосвязь и субординация.
4.Методология науки: понятие и сущность. Диалектика как общая методология научного познания. Характеристика общих методологических принципов научного исследования: единство теории и практики; принципы объективности, всесторонности и комплексности исследования.
5. Системный подход к проведению исследования. Частные методологические принципы научного исследования. Методологические требования к проведению научного исследования. Методологические требования к результатам исследования: объективность, достоверность, надежность, доказательность и др.
6.Метод научного познания: сущность, содержание, основные характеристики. Классификация методов научного познания: философские, общенаучные подходы и методы, частнонаучные, дисциплинарные, междисциплинарные исследования.
7. Классификация методов научных исследований: эмпирические, теоретические, сравнительно-исторические, методы математической и статистической обработки и интерпретации результатов научной работы. Исследовательские возможности различных методов.
8. Общенаучные логические методы и приемы познания (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, аналогия, моделирование и др.).
9. Взаимосвязь предмета и метода исследования. Общая характеристика эмпирических методов психолого-педагогического исследования.
10. Метод изучения психолого-педагогической научной и методической литературы, архивных материалов. Этапы и приемы работы с книгой. Библиографический поиск. Методика обработки полученной информации и виды ее представления (выписка, цитаты, таблицы, диаграммы, графики). Характеристика понятий: картотека, каталог, библиография.
11. Наблюдение как метод сбора педагогической информации. Сущность исследовательского наблюдения. Виды наблюдений: целенаправленное и случайное; сплошное и выборочное; непосредственное и опосредованное; длительное и кратковременное; открытое и скрытое; констатирующее и оценивающее; сплошное и выборочное; неконтролируемое; каузальное и экспериментальное, полевое и лабораторное. Организация наблюдения, техника фиксирования наблюдаемого психолого-педагогического явления. Достоинства и недостатки метода наблюдения.
12. Беседа как метод исследования. Исследовательская функция беседы. Виды бесед. Методика проведения и техника фиксирования результатов (в форме протоколов, дневников, при помощи технических средств и т.д.). Разработка содержания беседы, практическое осуществление процедуры беседы с последующим оформлением полученных материалов.
13. Методы опроса в структуре научного исследования. Место и функции методов опроса: анкетирование, тестирование, интервьюирование, социометрия. Достоинства и недостатки методов опроса. Особенности обработки результатов, полученных в ходе использования методов опроса.
14. Интервью и особенности его проведения. Разработка содержания вопросов интервью. Анкетный опрос. Виды анкет: открытые, закрытые, смешанные. Достоинства и недостатки данного метода. Процедура подготовки анкеты, требования к содержанию вопросов. Разработка исследователем анкеты и инструкции к ее проведению.
15. Экспертный опрос: сущность, содержание, особенности проведения. Отбор экспертов. Количественная оценка мнения экспертов – метод полярных баллов. Достоинства и недостатки экспертного опроса.
16. Тестирование как метод исследования: особенности его организации и проведения. Виды тестов: тесты интеллекта, тесты достижений. Требования, предъявляемые к тестированию: надежность и валидность. Достоинства и недостатки данного метода.
17. Социометрия. Сущность метода, его достоинства и недостатки. Особенности использования в исследовательской работе. Сбор и обработка результатов, их интерпретация.
18.Разработка методики поведения исследований. Критерии оценки полученных данных, количественный и качественный анализ. Основные способы обработки исследовательских данных. Особенности обработки данных, полученных различными методами. Обработка и интерпретация полученных результатов конкретного эмпирического исследования. Научные выводы. Формулирование практических рекомендаций.
19. Основные понятия математической статистики: измерение, среднее арифметическое, медиана, мода (типичность), дисперсия, среднее квадратическое отклонение, меры связи между переменными, многомерные методы анализа эмпирических данных. Теория вероятностей и закон больших чисел как теоретическая основа выборочной совокупности исследования.
20. Статистическая обработка данных в научном исследовании. Программа и процедуры измерения. Понятие корреляции в статистике. Свойства корреляции. Способы графического и табличного представления результатов исследования. Интерпретация результатов математической обработки экспериментальных данных.
21. Оформление результатов научного исследования. Основные требования к содержанию, логике и методике изложения исследовательского материала. Характеристика основных видов представления результатов исследования: курсовая работа, выпускная квалификационная работа, диссертация, научный отчет, монография, автореферат.
22. Характеристика видов представления результатов научного исследования: учебное пособие, статья, рецензия, методические рекомендации, тезисы научных докладов, и др. Правила написания научной статьи, требования к ее оформлению – определение, структура, этапы.
23. Оформление результатов научного исследования в виде курсовой и выпускной квалификационных работ и требования к их оформлению.
24.План, программа, рекомендации, проект, как результаты научного исследования: определение, структура, этапы.
25. Профессионально-значимые личностные качества исследователя. Мастерство исследователя: общая культура и эрудиция, профессиональные знания, исследовательские способности и умения, исследовательская направленность.
26.Творчество и новаторство в работе исследователя. Рефлексия исследователя в системе его научной и практической деятельности. Научная добросовестность и этика, искусство общения и культура поведения исследователя.