Когнитивный аспект целей обучения иностранным языкам

Когнитивный аспект целей обучения ИЯ связан, прежде всего, с формированием у обучающихся языковых/речевых способностей, психических процессов, которые лежат в основе успешного овла­дения иноязычной коммуникативной деятельностью. Как утверждается в психологии, способности человека, в том числе и способ­ности к коммуникативной деятельности — понятие динамичное. Это значит, что любая способность существует только в движении, в развитии, и развитие это осуществляется не иначе, как в процес­се той или иной практической и теоретической деятельности. Языковые способности не существуют вне и до их проявления в дея­тельности, они формируются в зависимости от конкретных усло­вий этой деятельности. Причем, с одной стороны, способность к речевому общению является результатом данной деятельности, а с другой, обусловливает успешность ее выполнения.

Уточняя компоненты способностей к той или иной деятельнос­ти, исследователи исходят из того положения, что способности представляют собой совокупности психических свойств, имеющих сложную структуру. Компоненты данной структуры определяют­ся требованиями конкретной деятельности. Следовательно, под языковыми/речевыми способностями нужно понимать индивиду­ально-психологические особенности личности, благоприятствую­щие овладению знаниями, навыками и умениями в области ИЯ и их использованию в практической речевой деятельности. В тео­рии обучения иностранным языкам экспериментально доказано, что общими компонентами способностей к языку являются хоро­шо развитая механическая память, высокий уровень развития мышления, степень развития речевых умений, выработанных на материале родного языка. В процессе выполнения определенного вида речевой деятельности необходимым является наличие ус­тойчивого внимания.

В отечественной методике предпринимается попытка устано­вить роль и место каждого компонента в структуре способностей к иноязычной речевой деятельности, т.е. выделить среди них ведущие и вспомогательные. Ряд ученых полагает, что основным компонентом структуры языковой способности является опреде­ленная степень развития мыслительных операций: анализа — синтеза, речевой догадки. Другие выдвигают в качестве показате­лей психических процессов, связанных непосредственно с рече­вой деятельностью, объем оперативной памяти и вероятностное прогнозирование. При этом наиболее значимым, особенно на на­чальном этапе обучения ИЯ, в общем балансе индивидуально-психологических особенностей, влияющих на успешность овладе­ния ИЯ и осуществления иноязычной речевой деятельности, яв­ляется показатель объема оперативной памяти. Однако, на наш взгляд, правы те исследователи, которые считают, что и ведущие и вспомогательные компоненты способностей образуют единство, обеспечивающее успешность обучения и воспитания.

В методике обучения ИЯ имеется ряд самостоятельных иссле­дований, посвященных поиску оптимальных путей развития язы­ковых способностей обучающихся и на этой основе — повышения качества практического владения изучаемым языком. Не­смотря на то что большинство из этих исследований выполнены применительно к условиям обучения ИЯ в вузе, их основные ре­зультаты могут быть экстраполированы и на школьные условия. К числу таких результатов можно отнести, в частности, положе­ние о том, что чем больше свойств и особенностей личности обу­чающегося учитывается в учебном процессе, тем успешнее про­текает процесс овладения обучающимися коммуникативной ком­петенцией. При этом учет индивидуально-психологических осо­бенностей учащихся предполагает не только «адаптацию» учеб­ного процесса к их возможностям. Речь идет также об оптималь­ном изменении и развитии этих особенностей, о целенаправлен­ном формировании индивидуальных особенностей каждого уче­ника под влиянием особым образом организованного обучения.

Когнитивный аспект цели обучения ИЯ связан также с форми­рованием у учащихся широкого представления о достижениях национальных культур (собственной и иноязычной) в развитии общечеловеческой культуры и о роли родного языка и культуры в зеркале чужой культуры. При этом особую роль играет поло­жение о том, что учащиеся, изучая ИЯ, получают практическую школу диалектики, ибо работа по сопоставлению родного языка и изучаемого иностранного делает возможным освободиться «из плена родного языка».

В процессе усложнения связей, устанавливаемых в сознании ученика между элементами усваиваемых им лингвокультур, осу­ществляется развитие обучающегося. Овладение ИЯ приводит к изменению характера познавательной деятельности учащегося, языковое развитие которого оказывает модифицирующее воздей­ствие на его когнитивное развитие, на формирование языкового сознания. Это объясняется тем, что становление языкового со­знания опирается на общую базу первичного опыта человека. На базе данного опыта формируется когнитивное ядро блока мысли­тельных схем индивидуальной когнитивной системы, которая ле­жит в основе материальной и духовной деятельности личности и представляет собой постоянно развивающуюся систему знаний и верований индивида. Над блоком мыслительных схем надстраи­вается уровень когнитивных (ментальных) моделей. Основой язы­кового сознания, блока тезауруса индивидуальной когнитивной системы, являются ассоциативные семантические сети, которые по природе своей являются скорее не лингвистическими, а позна­вательными.

Познание иной культуры осуществляется в процессе восприя­тия чужой национально-специфической «картины мира», ее ин­терпретации с помощью образов своего национального сознания. Встречающиеся на этом пути национально-культурные специфи­ческие фрагменты незнакомой культуры могут восприниматься как странные, чуждые, непривычные. Следствием этого может быть социокультурная отчужденность, ведущая к защитной ре­акции — отходу к собственным национальным ценностям или обесцениванию своего и наивному восхищению всем иностран­ным. Обучение ИЯ призвано редуцировать подобные негативные стороны межкультурного общения. Приобщаясь к ИЯ, учащиеся должны познать: а) мировую культуру, национальные культуры и социальные субкультуры народов стран изучаемого языка и их отражение в образе и стиле жизни людей; б) духовное наследие стран и народов, их историко-культурную память; в) способы достижения межкультурного взаимопонимания.

Когнитивный аспект целей обучения ИЯ означает также фор­мирование у учащихся умений и навыков использования рацио­нальных приемов овладения ИЯ. Данные приемы дают им воз­можность овладевать ИЯ творчески, экономно и целенаправлен­но. Это значит, что учащиеся умеют:

1) организовать свою учебную деятельность (например, работать индивидуально, в парах, в группах; проверять, оценивать и исправлять свою работу или работу соученика и др.);

2) активизировать интеллектуальные процессы (например, уз­навать то или иное явление языка, анализировать его, сравни­вать с аналогичным в родном языке и др.);

3) подготовиться к учебному процессу и активно участвовать в нем (например, делать заметки, составлять план, пользоваться словарем и др.);

4) организовать коммуникативную деятельность (например, пла­нировать свое высказывание, формулировать свои мысли с помо­щью ограниченного набора языковых средств, использовать жес­ты и мимику в устном общении и т.д.).

Важно, чтобы становление и совершенствование указанных уме­ний осуществлялись в тесной взаимосвязи с развитием коммуни­кативных умений школьников, с работой над различными аспек­тами языка. При этом учащийся должен осознать и выработать свой индивидуальный стиль учебной деятельности (например, ин­дивидуальные способы и приемы усвоения лексических или грам­матических явлений), овладеть знаниями, облегчающими ему, например, понимание текстов (предметные знания из других об­ластей) или адекватно воспринимать, например, структурные признаки того или иного грамматического явления (знание грам­матического правила). Все это в целом должно позволить школь­никам овладеть определенными стратегиями работы над языком, которые могут быть условно подразделены на две группы.

К первой группе относятся стратегии, направленные непосред­ственно на работу с языковым материалом. Это — так называе­мые стратегии, которые позволяют обучающемуся: а) правильно осуществлять выбор необходимых языковых явлений (используя, например, антиципацию, выдвижение и проверку гипотез, рас­крытие значений слов по контексту и др.); б) оптимизировать процессы усвоения языкового материала (например, выделение ключевых слов, подчеркивание/выделение каких-либо слов, пред­ложений и др. в тексте, поиск языковых закономерностей, ис­пользование речевых образцов и др.); в) совершенствовать рабо­ту памяти (нахождение/подбор соответствующих контекстов упот­ребления того или иного языкового явления, использование на­глядности, повторение, перекомбинирование и др.).

Ко второй группе относятся метакогнитивные (планирование учащимся своей учебной деятельности, контроль, оценка успеш­ности своих результатов), социальные (умение взаимодействовать с партнерами по общению, эмпатические способности и др.) и аффективные стратегии (снятие стресса, ободрение, выражение эмоций, интенций и др.)

Таким образом, когнитивный аспект целей тесно увязывает обу­чение ИЯ как средство межкультурного общения с интенсивным использованием его как инструмента познания, развития и овла­дения языком.

Наши рекомендации