Идеи с.а. рачинского как основа создания гуманистических воспитательных систем сельских школ 2 страница

обходился". После обеда он просматривал "все журналь­ные, отметки всех классов за день. Это давало ему сред­ство знать всех учеников вверенного ему обширнейшего заведения и не допускать случайной оплошности перейти в привычную леность" ... "От него мы видели только одно наказание; кадета ленивого или нерадивого он, бывало, слегка коснется в лоб кончиком безымянного пальца, как бы оттолкнет от себя и скажет своим отчетливым голо­сом:

- Ду-ур-рной кадет!... - И это служило горьким и па­мятным уроком, от которого заслуживший такое порица­ние часто не пил и не ел и всячески старался исправить­ся и тем "утешить Михаила Степановича".

Эта власть авторитета (а не авторитет власти) была завоевана всем образом жизни Перского. "...Он ложился немного попозже нас, для того чтобы завтра опять встать немного нас пораньше. ... Он жил и умер честным чело­веком, без пятна и упрека; но этого мало: ...у Перского была и доблесть, которую мы, дети, считали своею, то есть нашею, кадетскою, потому что Михаил Степанович Перский был воспитанник нашего кадетского корпуса и в лице своем олицетворял для нас дух и предания кадетства".

Остановимся только на одном эпизоде жизни корпу­са, который очень показателен для того духа, который культивировал и защищал директор. 14 декабря 1825 года, после расстрела восстания, часть солдат бунтовавшего Московского полка укрылась в корпусе. Кадеты перевя­зали им раны, накормили и уложили спать. Пятнадцатого декабря в корпус неожиданно приехал новый государь Николай Павлович, выслушал доклад Перского в суровом молчании и "изволил громко сказать:

- Здесь дух нехороший!

- Военный, ваше величество, - отвечал полным и спокойным голосом Перский.

- Отсюда Рылеев и Бестужев! - по-прежнему с неудовольствием сказал император.

- Отсюда Румянцев, Прозоровский, Каменский, Кульнев - все главнокомандующие, и отсюда Толь, - с тем

же неизменным спокойствием возразил, гладя открыто в

лицо государя, Перский.

- Они бунтовщиков кормили! - сказал, показав на нас рукою, государь.

"Они так воспитаны, ваше величество: драться с не­приятелем, но после победы призревать раненых как своих".

Этот дух и являлся конечным и главным воспиты­вающим фактором в воспитательной системе 1-го кадет­ского, корпуса того времени. Этим духом и славились его выпускники, В создании его заслуга не только директора, но и большинства педагогов и персонала. Так, эконом Андрей Петрович Бобров даже жалованья своего не получал (только расписывался), а на эти деньги давал "при­даное" малоимущим выпускникам. "Каждый выпущен­ный прапорщик получал от него по три перемены белья, две столовые серебряные ложки и по четыре чайных. Белье давалось для себя, а серебро для "общежития".

- Когда товарищ зайдет, чтобы было у тебя чем дать щей хлебнуть, а к чаю могут зайти двое и трое...

Все до мелочей и вдаль, на всю жизнь внушалось о товариществе, и диво ли, что оно было?"

Этот дух позволил еще некоторое время существовать воспитательной системе 1-го кадетского корпуса даже в неблагоприятных внешних условиях. В 1826 году главным директором всех кадетских корпусов был назначен гене­рал Н.И. Демидов, человек до того безжалостный, что его имя произносили в войсках с ужасом. В отношении 1-го кадетского корпуса он получил особое приказание "подтянуть". Он понял это как остановить образование. "Теперь уже, разумеется, не было места прежней задаче, чтобы корпус мог выпускать таких образованных людей, из коих при прежних порядках без нужды выбирали лиц, способных ко всякой служебной карьере, не исключая дипломатической. Наоборот, все дело шло о том, чтобы сузить наш умственный кругозор и всячески понизить значение науки. Библиотеку приказали запереть, в музеум не водить и наблюдать, чтобы никто не смел прино­сить с собою никакой книги из отпуска. ... Даже геогра­фические глобусы ведено было вынести, а стену, на ко­торой в старину были сделаны крупные надписи важных 16

исторических дат,-закрасить... Было принято правилом, которое потом и выражено в инструкции 1848 года, что "никакие учебные заведения в Европе не могут для заве­дений наших служить образцом" - они "уедино ображиваются".

Этим изменениям сопротивлялись как могли практи­чески все, от директора до архимандрита. Доктор Зелен­ский, например, "когда назначенные из кадет к выпуску в офицеры ожидали высочайшего приказа о произ­водстве, выбирал пять-шесть человек, которых знал, от­личал за способности и любил. Он записывал их больны­ми и помещал в лазарете, рядом со своей комнатой, давал им читать хороших авторов и вел с ними долгие беседы о самых разнообразных предметах", пытаясь таким образом компенсировать недостатки образования.

Машина реакции сломала гуманистическую воспита­тельную систему 1-го кадетского корпуса, поскольку она совершенно не вписывалась в новые обстоятельства. Он стал казенным военно-образовательным учреждением. Однако за почти сто лет в нем было воспитано более 6 000 кадет, большинство из которых действительно со­ставили гордость России.

ГИМНАЗИЯ К. МАЯ: СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ

В сентябре 1856 года в Санкт-Петербурге моло­дой педагог, поклонник Я.А. Коменского, про­пагандист идей К.Д. Ушинского и Н.И. Пирогова, Карл Иванович Май открыл частную школу для мальчиков. На этот шаг, главным образом, его толкнула неудовлетворенность состоянием учебного процесса в гимназиях и реальных училищах, но кроме этого К.Май, как он сам писал позднее, "чувствовал потребность при­менить некоторые теоретические вопросы педагогики к делу, некоторые опыты, произведенные ранее, при оди­ночном обучении, произвести в более широких разме­рах". Школа быстро завоевала популярность, и в I860 году она при официальном утверждении (аккредитации). получила необычное, но соответствующее ее сути «азва-17

ние "Реальное училище на правах гимназии". Это объяс­нялось тем, что в первый период ее существования, до 1864 года, большинство предметов, в том числе и грече­ский язык, преподавалось на немецком языке, по-русски излагались грамматика, словесность, история, реальные предметы. Естественным наукам в учебных программах отводилось значительно больше времени, чем в казенных гимназиях, ибо К.И. Май считал необходимым развивать прикладную направленность в обучении, расширяя тем самым кругозор учеников и обеспечивая этим лучшую подготовку к практической деятельности. С первого года в учебный план гимназии как предмет входила гимнастика.

В 1868 году выпускники частных гимназий получили право на поступление в университет. При этом за част­ными гимназиями сохранялась свобода в составлении учебных программ и распределении учебного материала по классам, в общей организации педагогического про­цесса. В училище К.И. Мая было два отделения. Школь­ная программа в начальных классах была общей для бу­дущих реалистов и гимназистов. Начиная с пятого клас­са, по желанию родителей или по желанию самих учени­ков, одни из них начинали изучать древние языки - ла­тинский и греческий, другие же в эти часы посещали уроки естественной истории, рисования, в большем объ­еме изучали математику и новые языки - немецкий, французский, английский (последний по желанию). Кроме этого, несколько позже, было образовано коммер­ческое отделение, непосредственно готовившее учеников к коммерческой деятельности. Им кроме остальных предметов читался курс купеческой арифметики-

В 1882 году школе были присвоены права гимназии министерства народного просвещения, а к 1885 году пра­ва казенных реальных училищ получило реальное отделе­ние.

Душой школы с момента ее образования был К.И. Май, Он разработал и постоянно развивал педагоги­ческую концепцию своей школы, заложил многие ее тра­диции, которых единый воспитательный коллектив при­держивался более полувека. Основной целью воспитания К.И. Май считал гармоничное развитие всех сил и при-18

родных данных человека. В качестве девиза педагогиче­ского коллектива школы он провозгласил изречение основателя современной педагогики, чешского просвети­теля Я.А. Коменского: "Сперва любить - потом учить". Сам Май всю свою долгую самоотверженную жизнь не­укоснительно следовал этому девизу. В 1906 году, на юбилейном вечере, последний директор гимназии А.Л. Липовский, бывший выпускник Мая, назвал его "добрым гением школы" и отметил, что "Карл Иванович создал особую среду в школе, в которой так легко дыша­лось, так светло, несмотря на все жизненные невзгоды. верилось в будущее".

День гимназии начинался с того, что директор лично за руку приветствовал всех учеников, и только прови­нившийся вчера воспитанник не удостаивался рукопожа­тия. Важной личностной чертой Мая как воспитателя был неизменно беспристрастный подход к разным уче­никам. "В своем отношении ко всем он был одинаков и справедлив, никто не мог похвастаться его предпочтени­ем или пожаловаться на пренебрежение", - отмечал один из воспитанников.

В I860 году в журнале "Воспитание" К.И. Май про­возглашает основную, в его понимании, цель, которую должен ставить перед собой каждый педагог: "Главная задача наставника - приготовить юношу к труду, полез­ному для общества". Одним из наиболее важных Май считал суждение Н.И. Пирогова о том, что "нельзя всех и каждого стричь под один гребень, а действовать разумно, применяясь к свойству предмета, личности, степени раз­вития учеников и учителя", и всегда следовал этому заве­ту. Недаром Д. И. Семенов, выпускник 1872 года, вспо­минал, что он "умел всегда встать в такие простые и от­кровенные отношения с каждым воспитанником, что они, хотя, конечно, безусловно слушали своего директо­ра, но чувствовали себя с ним гораздо свободнее, чем с некоторыми из преподавателей". Он сумел внушить сво­им питомцам любовь к правде, уважение к себе и препо­давателям. Школа стала своеобразной общиной со своим "духом".

Помощник попечителя С.-Петербургского учебного округа В.А. Латышев в своем выступлении по поводу пятидесятилетия школы выделил следующие педагогиче­ские принципы К.И. Мая, составившие основу концеп­ции развития гимназии, следовать которым считал своим нравственным долгом и его преемник В.А. Кракау. Эти принципы и сегодня остаются крайне современными:

• "пусть пути будут различны, смотря по индивиду­альности учителя, но образование и воспитание ученика во всяком случае должно оставаться ко­нечной целью всякого преподавания;

• не объектное отношение к воспитанию и препода­ванию, а субъектное;

• пример преподавателя - самое действенное воспи­тательное средство;

• работая неусыпно, мы тем самым исполняем одну из важнейших задач школы: мы приучаем воспи­танников к труду".

Далее Латышев продолжает: "Карл Иванович стре­мился воспитать в своем ученике всесторонне развитого человека. Ум, нравственные качества, эстетическое чув­ство, воля и здоровье питомцев вызывали одинаковые заботы со стороны Карла Ивановича"

В организации внеклассной, внеурочной жизнедея­тельности большую роль играли пешеходные экскурсии в окрестности С.-Петербурга. Во время таких прогулок и походов учащиеся, собирая ботанические, зоологические ,и минералогические коллекции, пополняли и системати­зировали на практике свои знания в этих предметах, расширяли исторический и общекультурный кругозор. Это было время неформального общения с элементами некой романтичности и загадочности благодаря перехо­дам через таинственный лес, ночлегам на сене, вечерне­му костру.

Еще более важное значение в развитии и воспитании учащихся имели школьные праздники, проводимые по традиции 29 октября, в день рождения Карла Мая. Они отмечались новыми спектаклями школьного театра, спе­циальной праздничной программой. Приготовления к спектаклю, выбор того или иного действия из намечен-

ной пьесы, репетиции, хозяйственные хлопоты, создание декораций и разработка сценария вечера способствовали сближению воспитанников, развитию в них творческих способностей, углубленному изучению искусств, реали­зации их интересов и формированию "духа" школы.

Однажды в представлении участвовали герольды со знаменами, на которых в виде герба был изображен май­ский жук. С этого времени за воспитанниками школы утвердилось и стало почти официальным необычное про­звище "Майские жуки", или "Майцы", которое они чтили и очень гордились им как символом своей принадлеж­ности к некому сообществу, которое представляли вы­пускники гимназии Мая.

Состав же учеников этой гимназии, пожалуй, самый яркий во всей истории России. Среди ее выпускников -ученые, писатели, артисты, художники, педагоги, путе­шественники, но главное, что все они - достойные граж­дане. Достаточно назвать фамилии академика Н.А. Бруни и писателя Л.К. Успенского, академика Д.С. Лихачева и архитектора В.О. Мунца, художников P.M. и В.М. Добужинских и В.А. Серова. Здесь учились целыми семьями Бенуа, Гримм, Римские-Корсаковы, Гагарины, Семеновы-Тянь-Шанские, Голицыны. Эту гимназию закончили глава знаменитой российской торговой фирмы Г.Г. Ели­сеев и капитан крейсера "Паллада" И.В, Коссович, а так­же многие и многие другие воспитанники, составившие впоследствии славу и гордость России.

Всех их объединяла не только гимназическая скамья, не только бережно сохраняемые "майские" традиции. Их объединяла уверенность в том, что именно в гимназиче­ские, школьные годы окончательно сложились их духов­ные убеждения, научные и художественные пристрастия, верность избранному пути и идеалам. "И быть может, более других званий, которых они достигли в гордом и терпеливом служении обществу, звание "Майского жука", "Майца" было для них едва ли не самым высоким, ибо за ним, как правило, следовали прежде всего интеллигент­ность, духовное благородство".

В 1890 году К.И. Мая, ушедшего в отставку по со­стоянию здоровья, сменил на посту директора Василий Александрович Кракау. Тот же В.А. Латышев отмечает. 21

что в своей деятельности он руководствовался следую­щим положением: "Ученикам следует давать как можно больше свободы. Необходимо давать исход естественной живости ребенка: нормальный, не искалеченный услови­ями воспитания ребенок - всегда живой. Мальчик, сдер­живаемый требованиями излишней внешней дисципли­ны, уходит в себя, делаясь скрытным, часто апатичным, или ищет исхода своей живости, вопреки воспитателю, за спиной его, становится сердитым и грубым".

Продолжая развивать воспитательную систему гимна­зии, В. А. Кракау вводит уроки музыки, танцев, фехтова­ния. Была организована столярная мастерская. Регуляр­ными стали литературные вечера в день рождения Кракау 7 декабря. Особое внимание было уделено развитию ме­тода преподавания, с целью сделать его более творче­ским, самодеятельным и носящим прикладной характер.

В 1900 году В.А. Кракау на одном из заседаний педагоги­ческого совета выступил с обстоятельным докладом, в котором проанализировал состояние преподавания в школах того времени и разработал основные предложе­ния по его совершенствованию. С его точки зрения, школа должна была обеспечить, чтобы за годы учения воспитанник:

• усвоил полностью программный курс каждого предмета;

• развил свои мыслительные способности: память, логическое рассуждение, способность владеть и пе­рерабатывать учебный материал;

• получил умственные интересы к вопросам жизни, науки, литературы, сознательно и живо относился к экономической и социальной жизни;

• расширил бы дома свой кругозор и свои познания внеклассным чтением книг;

• занимался бы музыкой и другими искусствами. ручным трудом, ремеслами;

• выработал способность к труду,

• выработал характер.

Чтобы обеспечить выполнение этих позиций, ученик прежде всего не должен быть перегружен занятиями. По­этому домашние задания в начальныхклассах были от-

менены, для старших классов были выработаны основ­ные принципы организации учебного процесса:

• центр тяжести учебной работы перенести на класс­ное время, а не на домашнюю работу, которая мо­жет служить повторением и освоением пройденного в классе;

• необходимо задавать только то, что разобрано в классе, разъяснено и выучено в классе же;

• классная работа должна захватывать весь класс, а не отдельных учеников;

• классная работа должна вестись строго системати­чески и методически - учитель должен в точности знать, на что он обратит внимание при опросе, что пройдет и задаст;

• проходить новое, лишь убедившись, что пройден­ный раздел выучен и усвоен;

• учитель должен всегда считаться с уровнем класса, видоизменяя свои требования сообразно классу, даже расширяя или сокращая программу, предъяв­ляя более или менее строгие требования к способ­ностям учеников.

Данные принципы свидетельствовали о том, что гу­манистический подход в гимназии не только провозгла­шался, но и реализовывался на практике.

Оценки выставлялись ученику только за четверти, и то лишь для того, чтобы выдать ему итоговые документы или документы для перехода в другую школу. Взамен текущих отметок применялись характеристики, в которых по специально разработанной форме отмечался личност­ный рост воспитанника.

Последним директором школы стал ее бывший вы­пускник Александр Лаврентьевич Липовский, избранный на этот пост тайным голосованием педсовета в сентябре 1906 года. Свое педагогическое кредо он изложил в на­путственной речи на выпускном акте 29 октября 1908 года.

"Воспитывая вас, мы прежде всего стремились со­образоваться с вашей природой. Мы признавали ваше право на настоящее, на ваше детство и юность, которые вы должны были пережить именно как детство и

юность, независимо от того, чем вы будете впоследст­вии... В обучении вашем мы прежде всего имели в виду развитие вашей личности, а не какие-либо посторонние цели. Человек не как средство, а как самоцель. Не иде­ал гражданина, прежде всего, не профессиональный работник и т.п. специальные задачи преследовали мы, а выработку в вас широкого и глубокого понимания жиз­ни. Вспомните, сколько говорилось о красоте человече­ских переживаний и ощущений, о правде истины и по­знания, о правде справедливых общественных отноше­ний... И теперь, когда вы ушли из-под нашего влияния, а школы, в которые вы поступили, не ставят задач вос­питания, вспоминайте наши слова; воспитание ваше не закончено, продолжайте воспитывать сами себя в духе той человечности, зерна которой старались взрастить мы... Никто не может, кроме вас самих, определить смысл вашей жизни. Будьте же людьми, и радость ва­шей жизни будет радостью для нас, свидетелей невоз­вратной поры вашего детства и юности!"

В этот период в гимназии были организованы пред­метные комиссии, занимавшиеся изучением и коррекци­ей учебных программ. В школе развивается самоуправле­ние. Была разработана и утверждена школьная конститу­ция. Педсовет и подотчетные ему совет классных настав­ников и совет воспитателей главное внимание в своей работе, наряду с традиционными учебно-воспитатель­ными формами, уделяли индивидуализации воспитания, развитию самодеятельности учащихся, усилению нагляд­ности в преподавании и организации досуга.

Такие успехи школы были возможны только потому, что ее педагоги образовывали коллектив единомышлен­ников, преданных своему делу и знающих его. Подбору учителей в Майской гимназии всегда уделялось первосте­пенное значение. Приглашались, как правило, люди, обладающие не только высокопрофессиональным знани­ем предмета, но и непременно талантом воспитателя. Они выступали в роли духовных наставников своих вос­питанников, а главным наставником всегда был дирек­тор.

Довольно разнообразно была организована внеклас­сная работа, сориентированная в основном на познава-24

тельную деятельность, которая являлась системообразующей, и ка развитие индивидуальных способностей. Среди кружков особо следует отметить первый в России авиапланерный и литературный. "Для помещения само­стоятельных опытов учащихся литературного и научного характера" было организовано собственное издание "Майский сборник". Все это подтверждает главный закон данной школы: уважение к личности ученика, индивиду­альный подход в развитии способностей, предоставление максимальных возможностей для самореализации.

Майская гимназия может служить примером гумани­стической воспитательной системы школы, успешно сформировавшейся, постоянно поддерживавшей свои традиции и развивавшей особое, интегративное качество, своеобразный "дух" школы, который стал мощным вос­питывающим фактором и позволил системе сохраниться не только при смене педагогических лидеров, но и в об­становке окружающей антигуманистической среды, когда другие заведения превращались в школы зубрежки и муштры.

Бывший воспитанник гимназии публицист Д.В. Фи­лософов вспоминал: "Я окончил гимназию в 1889 г., сле­довательно, провел в ней восьмидесятые годы, пожалуй, самые тяжелые времена в жизни русских гимназий...

Когда я спрашиваю своих сверстников о гимназиче­ских годах, они все вспоминают их с ненавистью. Я поч­ти никого не встречал, кто бы вспомнил с любовью ка­зенную гимназию восьмидесятых годов. "Майские жуки" -счастливое исключение. Гимназия Мая была каким-то госу­дарством в государстве, таинственным островом, отде­ленным бесконечным океаном от казенщины".

ИДЕИ С.А. РАЧИНСКОГО КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ

Сергей Александрович Рачинский родился 2(14) мая 1833 года в старинной дворянской семье Рачинских-Баратынских, в родовом поместье в селе. Татеве Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Оленинский район Тверской области).

Получив прекрасное домашнее образование, он в 1849 году поступил в Московский университет. Сферой его научных интересов стала ботаника, физиология растений. В 1866 году он защищает докторскую диссерта­цию "О некоторых химических превращениях раститель­ных тканей". Но его интересы не ограничивались есте­ственными науками. Рачинский активно занимается фи­лософией, а также общественной и преподавательской деятельностью. У него как человека энциклопедических знаний был широкий круг друзей и знакомых. Он общал­ся с философами А.С. Хомяковым, братьями Киреевски­ми, В.В. Розановым, С.М. Соловьевым, был дружен с В.П.Боткиным и зоологом К.Ф. Рулье. Желанными гостями в доме Рачинского в Москве были: Л.Н. Толстой, П.И. Чайковский, братья Аксаковы, историк В.И. Герье и многие другие.

Уйдя в 1868 году в отставку с должности профессора Московского университета, С.А. Рачинский поселился в своем родовом имении Татеве. Здесь он основал школу и еще 18 школ в округе, которые образовали некое воспи­тательное и образовательное пространство. Возникло сообщество педагогов, объединенных одной идеей и од­ним лидером. Влияние С.А. Рачинского и созданных им школ на школьное дело оказалось столь значительным, что споры о его роли в отечественной педагогике не сти­хают до настоящего времени. Ключом к пониманию всей педагогической концепции этого ученого и педагога-практика является, по мнению исследователей, то, что в

основе его школы, лежали семейное воспитание, тради­ции русской народной жизни и ее православные устои.

Несмотря на то, что школы Рачинского достигли блестящих результатов, многие педагоги конца XIX - на­чала XX века и современные ученые относили С.А. Ра­чинского к апологетам церковно-приходской школы. Его называли даже "махровым реакционером".

Между тем, Рачинский усматривал в религии прежде всего основу духовности ребенка в условиях своего вре­мени. В служителях церкви в условиях тогдашней деревни он видел наиболее подготовленных учителей и замечал, что "народ сам признает духовенство своим учителем".

Главная отличительная особенность сельской школы, по убеждению Рачинского, состоит в том, что она прежде всего учреждение воспитательное. В школе Рачинского господствовали дух народной культуры, традиции сель­ской общинное™. Его школу можно назвать школой "добрых нравов". Ее учебная программа имела художе­ственно-эстетическую направленность. Жизнь в школе основывалась на творческом труде, большую роль вы­полняли игра и праздники.

Школы С.А. Рачинского - учреждения своего време­ни. Организация учебно-воспитательного процесса в них учитывала интересы родителей и особенности крестьян­ского быта. В его школе обучали культуре земледелия, пчеловодства и садоводства, основам плотницкого и сто­лярного дела, приобщали к народным промыслам. Основной дидактической задачей было привитие учени­кам умений. При этом использовался такой методиче­ский прием, как самостоятельный учебный труд учеников при помощи и под руководством учителя. Воспитательная система Рачинского была основана на трех фундаменталь­ных идеях: гуманизме, народности и нравственности.

Если применить современные представления теории воспитательных систем, то воспитательную систему Ра­чинского, реализованную им в Татевской школе и ряде других сельских школ Тверской и Смоленской губерний, можно охарактеризовать через совокупность компонентов.

Первый компонент воспитательной системы - цели воспитания и вытекающие из них задачи школы.

Цели воспитания, по Рачинскому:

• развитие умственных сил ребенка;

• развитие его воли;

• гармоническое развитие душевных сил воспитан­ника, сердца, чувств и высших духовных дарований;

• создание нравственно-цельного характера. Школы Рачинского ставили себе такие задачи:

• учить детей для последующей жизни;

• воспитывать чувства долга и благожелательности, дружбы и нежности;

• развивать твердость, стойкость, самообладание, укреплять воспитанников для жизненной борьбы.

В школах Рачинского культивировался индивидуаль­ный подход в обучении и воспитании. За воспитание в классе отвечал учитель - классный наставник.

Характер взаимоотношений в школе Рачинского был семейный. Первым условием успешного воспитания счи­тались дружеские отношения с учениками. Учителю в шко­лах Рачинского впервые в российском образовании была предназначена роль старшего друга. Профессиональные требования к учителю складывались из любви к делу вос­питания и знания учебного предмета. Школы сами для себя готовили учителей из наиболее одаренных своих учеников.

Эффективными были признаны такие принципы и формы воспитания, как:

• большая свобода во всем, что не несет в себе зла;

• разрешение конфликтов внутри коллектива;

• разнообразные занятия по интересам в свободные часы;

• годовой цикл школьных торжеств, праздников.

Школа Рачинского активно осваивала окружающую среду. Это выражалось в ее участии во всех сельских со­бытиях. Признавалось необходимым пользоваться всеми силами, готовыми прийти на помощь воспитанию и обу­чению детей.

Педагоги школ Рачинского выступали в роли сооб­щества, в котором происходил обмен опытом и шла уче­ба. Такие встречи проходили в Татеве и притягивали к себе учителей, многих образованных людей не только из школ округи, но и из других мест России.

В отдельных школах Рачинского было введено само» управление в форме советов школ, которые наделялись широкими полномочиями. В их состав входили председа­тель, попечитель, учителя и выборные представители от прихода. Советы школ располагали финансовыми средства­ми и реально определяли состояние и развитие школ.

Таким образом, "во главу угла" в сельской школе Ра­чинского было поставлено воспитание. Главным в школе был ее дух.

Воспитательная задача школы состояла в том, чтобы развить в детях, те духовные сокровища, которыми богата душа русского народа.

Исследователи того времени оставили нам свое по­нимание педагогических взглядов С.А. Рачинского и уст­ройства его школы.

Жизнь в Татевской школе строилась в согласии с на­родным характером и народным бытом. "С.А. Рачинский глубоко обдумывал каждую деталь, каждую мелочь как во внешней обстановке своей школы, так и в порядке заня­тий, в образе жизни и во взаимных отношениях и своих к детям, и всех членов школьной семьи между собой. Школа поражала своей чистотой и убранством. С.А. Ра­чинский сумел придать своей школе красивый и художе­ственный вид... силами почти исключительно самих уче­ников". Школа приучала детей к труду и воспитывала любовь к крестьянским работам и ремеслам. Ученики по хозяйству делали все: топили печи, носили воду, мыли полы, чистили и убирали школу, помогали кухарке, сто­рожили.

Обычный школьный строй жизни украшался целым рядом школьных торжеств. Гениальный педагог устранил один важный недостаток нашей школы - невнимание к детям со стороны школы в праздничные дни. Он говорил даже, что школа должна запомниться не буднями, а праздниками.

Рачинский впервые в педагогической практике при­менил народный способ воспитания патриотизма - путе­шествия по русским святым местам. Ему удалось впервые -полнее, ярче, нагляднее и убедительнее всех показать, чего ищет народ в школе и что должна дать русскому народу

сельская начальная школа.

Дополняют наши знания о школе Рачинского педа­гогические статьи В-Лясковского, который 20 лет перепи­сывался с Сергеем Александровичем и неоднократно по­сещал Татево. Из первого же своего посещения он вынес много интересных суждений об увиденном и услышан­ном. Одно из них: "Руководитель этих школ путем долго­го опыта пришел к убеждению, что прочно прививаются детям не знания, а умения". Второе наблюдение: "Тре­бования, предъявляемые к учению родителями учени­ков... носят по существу своему чисто практический ха­рактер. Не образования или развития вообще... ищет кре­стьянин для своего сына, отдавая его в школу, а тех же простых и немногосложных умений...". С.А. Рачинский "первый решился прямо сказать, что школа должна со­гласоваться с требованиями, предъявляемыми к ней ро­дителями учеников, хотя бы и неграмотными". Между тем повсеместно "начальная школа в России велась по образцу школ иностранных; это была, во-первых, школа совершенно светская и, во-вторых, ее программа не со­образовалась нисколько с запросами русской народной жизни".

Наши рекомендации