Права и обязанности магистра-практиканта

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КНИЖКА

ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Магистра ___________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество полностью)

____

Группа______________________________________________________________

Кафедра Машины и технология литейного производства

Срок практики с «____»_______________ по «____»________________ 200 __ г.

Уфа 2016

ВВЕДЕНИЕ

Педагогическая практика в системе подготовки магистров является компонентом профессиональной подготовки к научно-педагогической деятельности в высшем учебном заведении и представляет собой вид практической деятельности магистров по осуществлению учебно-воспитательного процесса в высшей школе, включающего преподавание специальных дисциплин, организацию учебной деятельности студентов, научно-методическую работу по предмету, получение умений и навыков практической преподавательской деятельности.

Согласно требованию ФГОС ВО подготовки магистров по направлению 15.04.01 Машиностроение, педагогическая практика является обязательной частью образовательной программы, одним из важных видов учебно-воспитательного процесса, в котором осуществляется непосредственная подготовка магистров к их профессиональной учебно-педагогической деятельности.

Цели, задачи и результаты педагогической практики

Цель практики: изучение основ педагогической и учебно-методической работы в высших учебных заведениях; овладение первичными педагогическими навыками проведения отдельных видов учебных занятий и подготовки учебно-методических материалов.

Задачи педагогической практики:

· ознакомление с основами учебно-методической работы в высшей школе;

· приобретение опыта оценки учебно-педагогической деятельности в высшей школе;

· овладение первичными умениями и навыками проведения практических и лабораторных занятий со студентами по рекомендованным темам учебных дисциплин;

· овладение основами применения компьютерных и информационных технологий в учебном процессе.

Педагогическая практика служит основой для формирования педагогической компетентности и получения первичного опыта педагогической профессиональной деятельности.

Структура практики

Общая трудоемкость практики составляет 3 зачетные единицы, 108 часа или 2 недели. Проводится педагогическая практика в 3 семестре обучения магистра.

№ раздела Наименование раздела практики Виды учебной нагрузки и их трудоемкость, часы
Лекции / экскурсии Индивидуальное задание / Практические работы Всего часов
Педагогическая практика. Общая трудоемкость - 3 з.е./ 108 часов.
Организационный этап
Подготовительный этап -
Педагогический этап -
Заключительный этап -
Итого

Содержание практики

Организационный этап

До начала педагогической практики назначают руководителей педагогической практики из числа опытных преподавателей выпускающей кафедры и кафедры Социологии и социальных технологий, а также проводят подготовительную работу:

· Проводится собрание с магистрами и руководителями практики. Разъясняются все основные положения программы практики, магистров знакомят с их правами и обязанностями, требованиями, предъявляемыми к отчету по практике, порядком и формами проведения зачета. Практиканты знакомятся с положением по охране труда и технике безопасности.

· Оформляются необходимые документы для руководителей и магистров.

Основным документом, определяющим сроки и место проведения практики, а также руководителей практики, является приказ УГАТУ, выпускаемый учебным управлением университета.

Руководителями практики разрабатывается график прохождения практики, который утверждается заведующим кафедрой.

Руководители практики проводят подробный инструктаж о прохождении практики, знакомят магистров с графиком прохождения практики, содержанием индивидуальных и типовых заданий, порядком оформления отчета по практике, а также указывают дату прибытия на практику, место сбора, порядок оформления и получения необходимой документации.

Подготовительный этап

Данный этап предусматривает проведение инструктажа по технике безопасности, а также экскурсии по кафедре и проведение лекций.

При вводном инструктаже магистры знакомятся с правилами по соблюдению мер безопасности в лабораториях кафедры, а также с общими правилами гигиены и безопасности труда. Вводный инструктаж проводит заведующий лабораториями кафедры.

Магистры, не знающие соответствующих правил по технике безопасности, к проведению работ на оборудовании не допускаются. Ответственность за соблюдение магистрами техники безопасности возлагается на руководителя практики.

В период прохождения практики для магистров проводится цикл лекций и экскурсий. Тематика лекций и экскурсий должна отвечать общим задачам практики и способствовать успешному выполнению магистрами программ практики и заданий.

Лекции могут быть проведены в виде лекций-экскурсий.

Лекции руководителей практики от выпускающей кафедры и кафедры Социологии и социальных технологий имеют своей целью формирование представлений об основных педагогических и психологических приемах преподавания в высших учебных заведениях, об инновационных технологиях, реализованных в высшем учебном заведении, выбранном в качестве базы практики.

Экскурсии проводятся квалифицированными преподавателями в лабораториях кафедры.

Экскурсии имеют своей целью формирование представлений о структуре кафедры, о ее технологических возможностях, об особенностях построения педагогического процесса.

Педагогический этап

Данный этап практики предусматривает сбор, обработку и систематизацию материала с кафедры в соответствии с заданием на практику.

Также магистр проводит практические и/или лабораторные работы по закреплению педагогических навыков.

Индивидуальные задания при выполнении работ могут содержать:

– проработка образовательных стандартов;

– анализ задействования оборудования в образовательном процессе,

– педагогические приемы проведения занятий;

– анализ полноты раскрытия темы на занятиях;

– рекомендации по совершенствованию педагогических приемов;

– и другие материалы, выполненные в соответствии с заданием на практику.

Заключительный этап

Данный этап предусматривает подготовку, оформление и сдачу отчета по практике.

В процессе прохождения практики магистры оформляют отчет по практике и заполняют соответствующий раздел журнала педагогических практик.

Отчет должен освещать все вопросы задания, выданного руководителями перед началом практики, отражать педагогическую деятельность магистра, содержать материалы лекций и экскурсий.

Содержание лекций/экскурсий:

Раздел практики Часы Тема лекции / экскурсии Содержание (раскрываемые вопросы)
Собрание с магистрами и руководителями практики График прохождения практики, особенности распределения по рабочим местам, содержание индивидуальных и типовых заданий, порядок оформления отчета по практике, сроки и место прохождения практики (дату начала, дата прибытия на практику, место сбора), порядок оформления и получения необходимой документации
Вопросы охраны труда и техники безопасности в лабораториях кафедры Правила по соблюдению мер безопасности в лабораториях кафедры, общие правила гигиены и безопасности труда, правильная и безопасная организация рабочего места, устройство машины и/или станка и их опасные зоны, оградительные и защитные устройства, безопасные приемы работы и правила личной гигиены
История кафедры, ее структура и перспективы развития Исторические этапы образования кафедры. Структура кафедры. Основные преподаваемые дисциплины. Перспективные направления развития кафедры.
Лаборатории кафедры и основное оборудование Проводятся экскурсии с описанием рабочего оборудования, включенного в образовательный процесс.
Методическое обеспечение кафедры Изучение нормативно-правовых документов, касающихся высшего профессионального образования и государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Изучение учебного плана основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 15.04.01 «Машиностроение»;
Лекции по основам преподавания Обучение применению современных образовательных технологий, технологических средств и методов обучения, а также практическому использованию полученных психолого-педагогических знаний в педагогической деятельности

Содержание индивидуального задания:

Раздел практики Часы Наименование вида работ / Тема практической работы Содержание (раскрываемые вопросы)
Собрание с магистрами и руководителями практики В ходе собрания проводится: – разъяснение всех основных положений программы практики; – ознакомление магистров с их правами и обязанностями; – ознакомление с требованиями, предъявляемыми к отчету по практике; – информирование о порядке и форме проведения зачета; – разъяснение основных положений по охране труда и технике безопасности во время педагогической практики.
Лаборатории кафедры и основное оборудование Ознакомление с основным рабочим оборудованием, участвующим в образовательном процессе: - описание оборудования; - применение его в читаемых дисциплинах кафедры; - возможное перспективное применение оборудования в образовательном процессе.
Методическое обеспечение кафедры Изучение нормативно-правовых документов, касающихся высшего профессионального образования. Изучение ФГОС ВО. Изучение учебного плана основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 15.04.01 «Машиностроение».
Подготовка к проведению занятий Проработка методического материала по дисциплине. Подготовка оборудования и материалов.
Проведение занятий Магистрант при проведении занятий должен следить за: - правильной постановкой задач; - раскрытием темы; - вовлечением оборудования в учебный процесс; - пониманием студентами учебного материала.
Подготовка и оформление отчета по практике В зависимости от задания в отчете могут приводиться: – проработка образовательных стандартов; – анализ задействования оборудования в образовательном процессе; – описание педагогических приемов проведения занятий; – анализ полноты раскрытия темы на занятиях; – рекомендации по совершенствованию педагогических приемов; – другие материалы, выполненные магистром в соответствии с заданием на практику.

Самостоятельная работа магистра основывается на следующем:

· обращение к рекомендованным учебным пособиям и монографиям, публикациям в периодической печати и Интернет-ресурсам по педагогической практике в России и за рубежом;

· изучение опыта преподавания дисциплин и разработки методической документации;

· наблюдение за педагогическими процессами, технологиями;

· изучение педагогического опыта.

Права и обязанности магистра-практиканта

Права магистров:

· обеспеченность рабочим местом;

· возможность обращения по всем возникающим проблемам и вопросам к руководителям практики от выпускающей кафедры и кафедры Социологии и социальных технологий;

· возможность доступа к информации, необходимой для выполнения программы практики.

Обязанности магистров:

· ведение дневника практики, выполнение намеченной программы;

· подчинение правилам внутреннего распорядка, действующим в организации;

· соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии;

· представление в установленном порядке руководителям практики обязательных документов о прохождении практики.

Наши рекомендации