Фонетико-фонематические – проявляются в рамках различных форм дизартрии | Специфические особенности усвоения родного языка – трудности в формировании целостного представления о предмете, в словесном обозначении окружающих предметов, их качеств, трудности в усвоении лексической системы языка | Нарушения грамматического строя речи – неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами | Нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения | Все формы дисграфии и дислексии – в генезе лежит несформированность зрительно-моторных и оптико-пространственных систем |
Специфические трудности в усвоении лексической системы языка у детей с церебральным параличом
№ | Вид нарушения | Проявления |
| Лексические нарушения (Н.Н. Малофеев, 1985) | ¨ замедленный темп расширения словарного запаса ¨ преобладание в лексиконе существительных, глаголов и предлогов (90% всего лексического запаса) ¨ многократное повторение одних и тех же слов в связной речи ¨ недостаточная степень владения глаголами, незнание их точного значения |
| Лексико-семантичес-кие и грамматичес-кие наруше-ния (Л.Б. Халилова, 1984, 1991) | ¨ незнание значений слов ¨ замена значений слов, совпадающих по звучанию ¨ смешение семантикиисходного слова с лексическим значением других слов, находящихся с ним в отношениях синонимической зависисмости ¨ вычленение в слове лишь конкретного значения, непонимание переносного смысла ¨ затруднения в установлении функциональной общности между значениями многозначного слова ¨ крайне ограниченные семантические представления, недостаточность языковых абстракций и обобщений |
Особенности понимания речи учащимися с детским церебральным параличом
(по материалам Е.М. Мастюковой)
Нарушения понимания речи | Проявления |
1 вариант | Трудности в различении фраз с правильным и неправильным синтаксическим согласованием слов, в понимании сложных грамматических конструкций, содержащих последовательные подчинения, относительные или дистантные конструкции; узость понимания значений отдельных слов, понимания сложных форм контекстной речи, скрытого смысла рассказов |
2 вариант | Трудности в переводе последовательно поступающей информации в целостно обозреваемую симультанную систему, нарушения понимания обратных конструкций, содержания рассказов, условий задач и другого программного материала |
3 вариант | Трудности понимания обращенной речи связаны с ограниченностью словарного запаса, неточностью понимания значений отдельных слов, недостаточным объемом знаний и представлений об окружающем, бедностью практического опыта; затруднения в понимании глаголов движения (особенно префиксальных) |
Специфика логопедической работы с детьми с ДЦП (развитие
лексики)
Особенности логопедической работы при ЗПР
Нарушения речи у детей с задержкой психического развития
| | | |
| |
|
| Нарушения импрессивной речи: · Недостаточность дифференциации речеслухового восприятия · Неразличение смысла отдельных слов · Неразличение тонких оттенков речи | | | Нарушения экспрессивной речи: · Нарушения звукопроизношения · Бедность словарного запаса · Недостаточная сформированность грамматической стороны речи, наличие аграмматизма · Речевая инактивность | |
Классификация детей с ЗПР с учетом их речевых нарушений
(по материалам Е. В. Мальцевой)
Группа | Характеристика группы |
Первая группа | Дети с изолированным дефектом, проявляющемся в неправильном произношении одной группы звуков. Нарушения связаны с аномалией строения артикуляционного аппарата, недоразвитием речевой моторики |
Вторая группа | Дети с фонетико-фонематическими нарушениями. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются в основном в заменах фонетически близких звуков. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа |
Третья группа | Дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность и недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизм. |
Нарушение звукопроизношения у детей с ЗПР
(По данным Е.В. Мальцевой)
Основные направления логопедической работы с детьми с ЗПР
· Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения · Развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти · Коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляционной моторики · Коррекция нарушений звукопроизношения , искажений звуковой структуры слова · Развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значений слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами · Формирование морфологической и синтаксической системы языка · Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений · Формирование анализа структуры предложений · Развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи |
РАЗДЕЛ 4. Обучение и воспитание детей с ФФНР и ОНР
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Ф О Н Е Т И К О – Ф О Н Е М А Т И Ч Е С К О Е Н Е Д О Р А З В И Т И Е Р Е Ч И | |
| | | | | |
| Легкая степень нарушения: · недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных звуков, весь остальной состав слова и слоговая структура анализируются правильно | | | Средняя степень нарушения: · недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи, более грубое нарушение звукового анализа | | | Глубокое фонематическое недоразвитие: · неспособность различения отношений между звуковыми элементами, невозможность выделения звуков в слове и определения их последовательности | |
Недостатки звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи
1. Постановка звука |
Формирование произносительных навыков | | 2. Автоматизация звука |
3. Дифференциация звука: I этап II этап |
Каждый поставленный и автоматизированный звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно и акустически близкими звуками | Каждый звук из пары взаимозаменяющихся различается в произношении |
Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза | |
· Выделение первого гласного звука в начале слова · Определение последовательности звуков в слове · Определение количества звуков в слове · Анализ и синтез обратного слога · Выделение последнего согласного в конце слова · Выделение начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных · Анализ и синтез прямого слога · Деление слов на слоги (с опорой на схемы) · Составление слоговой схемы слова · Звуко-слоговой анализ односложных и двусложных слов без стечения и со стечением согласных · Преобразования слов путем замены звуков | |
На
На материале правильно произносимых звуков осуществляется: · развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении; · воспитание умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи; · развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом; · развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов; · развитие произвольного внимания и памяти | |
О Б Щ Е Е Н Е Д О Р А З В И Т И Е Р Е Ч И
Клинические виды общего недоразвития речи
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | О Б Щ Е Е Н Е Д О Р А З В И Т И Е Р Е Ч И | |
|
| | | | | | |
|
| НЕОСЛОЖНЕННЫЙ ВАРИАНТ ОНР | | | | | ГРУБОЕ СТОЙКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (моторная алалия) | |
|
|
|
| | Гипертензионно-гиперцефалический синдром | |
|
| | |
|
| | Церебрастенический синдром | |
|
| | |
|
| | |
|
| | Гипердинамический синдром | |
|
| | |
|
| | |