Соотношение видов речевой деятельности и видов работы

Виды работы по технике речи чрезвычайно разнообразны и многочисленны. Выбор их обусловливается не только целями и содержанием обучения, но и. личностью самого учителя, его мастерством, педагогическим тактом, темпераментом. Поэтому нет возможности и необходимости исчерпывающе перечислять все известные виды работы.

Важно другое – все многообразие видов работы в конечном счете укладываются в небольшое количество видов речи. Последние различаются между собой по степени самостоятельности. Если, например, сравнить такой вид речевой деятельности, как чтение и называние «немых» картинок, то совершенно очевидно, что, с точки зрения произношения, называние картинок оказывается более трудным видом речевой деятельности. При чтении ребенок опирается на графический образ слова, к которому он имеет возможность неоднократно обращаться, и буквенные обозначения помогают ему воспроизвести звуковой состав. При назывании картинки ребенок должен вспомнить слово и без видимой опоры произнести его, сохраняя последовательность звуков, правильно воспроизводя сами звуки, соблюдая ударение и орфоэпические правила.

Можно выделить такие виды речевой деятельности, как подражание, чтение, рядовая речь (СНОСКА: Под «рядовой деятельностью» подразумеваются устойчивые ряды слов типа один, два, три, четыре...; понедельник, вторник, среда...; январь, февраль), называние картинок и ответы на вопросы, самостоятельная речь.

Необходимо, чтобы на каждом занятии менее самостоятельные виды речевой деятельности сменялись более самостоятельными. Если постоянно на индивидуальных занятиях основными или, что еще хуже, единственными видами деятельности будут подражание и чтение, нельзя ожидать успеха. При первой попытке говорить самостоятельно ребенок будет сбиваться на прежнее ошибочное произношение.

Далеко не всегда смена видов работы связана со сменой видов речевой деятельности. Чтение слогов, чтение слов, вертолина, когда из двух слогов составляется слово, подстановочная таблица — все это различные виды работы, каждый из которых целесообразен и имеет полное право на жизнь в индивидуальных занятиях. Но все они связаны с чтением, следовательно, представляют один вид речевой деятельности. Поэтому неправильно строить индивидуальное занятие, чередуя описанные виды работы, так как это не обеспечивает смену видов речевой деятельности.

Особо важное значение на индивидуальных занятиях имеет подражание. Оно используется не только в первых упражнениях по формированию того или иного произносительного навыка, но и на протяжении всего процесса обучения. Подражание может осуществляться на основе слухо-зрительного восприятия, тактильно-вибрационных ощущений.

Логопед, приступая к работе над звуком м, дает образец правильного произношения данного звука в слове, например пишет. В этом слове позиция данного звука очень выгодна — сочетание с согласным п в известной степени предупреждает появление открытой гнусавости на гласном, кроме того, гласный и находится под ударением.

На индивидуальных занятиях, когда педагог и ребенок работают в тесном контакте, шире используются тактильно-вибрационные ощущения ребенка. Логопед показывает ребенку, например, вибрацию щек и крыльев носа при произнесении носового звука м, приложив его руку к своей щеке или к носу (сбоку). Подражая взрослому, ребенок стремится произнести м так же, проверяя себя с помощью руки. По мере автоматизации навыка он отказывается от подобного контроля.

В ходе индивидуального занятия логопед всегда в случае произносительной ошибки, допущенной ребенком, дает образец правильного произношения: «Ты сказал неверно. Послушай: с..еводня. Повтори!» и т.д. Если исправление не достигается только при слуховом или слухо-зрительном восприятии, то привлекается и тактильно-вибрационный контроль.

Из видов работ, связанных с чтением, можно отметить чтение слогов и их рядов; чтение слов с разложением на части и без разложения, сопоставление слов, дополнение до слова, чтение предложений с постепенным их наращиванием.

Из видов работ, связанных с называнием картинок и ответов на вопросы, можно указать: называние картинки по вопросу; называние картинки без вопроса; договаривание слова или предложения по картинке и части слова; составление предложений по картинке с вопросом и без него; решение арифметических примеров, задач и т. д.

ля того чтобы поддерживать на занятиях активность детей, используются всевозможныеигры (например, лото «Что пропало?», «Угадай», «Вверх-вниз», «Одень куклу», «Вертолина» и т.д.), основанные на различных видах речевой деятельности, и это необходимо учитывать при планировании индивидуальных занятий.

Организация работы

Формирование произносительных навыков у детей осуществляется, как известно, двумя путями.

Первый путь — информативный (т. е. без специального обучения). Дети воспринимают речь слухо-зрительно, а определенную часть материала — и на основе слухового восприятия. Подражая правильной речи учителя, воспитателя, дети могут приобрести навыки слитного воспроизведения слов, орфоэпического произношения. Формирование произносительных навыков происходит и на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия.

Второй и главный дуть — специальное обучение произношению. Оно осуществляется на индивидуальных и фронтальных занятиях. Содержание этих занятий отражено в программе по обучению произношению.

Опыт показывает, что на практике отмечаются недопустимые нарушения в организации и проведении работы по формированию произносительных навыков. К ним относятся:

1. неправильное использование времени, предусмотренного на обучение произношению,

2. необоснованная замена занятий по технике речи уроками по другим учебным предметам; проведение в часы индивидуальных занятий экскурсий и других классных или школьных мероприятий;

3. отмена индивидуальных занятий в случае болезни педагога без компенсации пропущенных учебных часов;

4. неправильный подбор кадров — нередко проведение индивидуальных занятий поручается людям, не имеющим дефектологического образования и педагогического стажа;

5. отсутствие расписания индивидуальных занятий с указанием фамилий детей и времени.

Индивидуальные занятия должны быть внесены в сетку общего расписания.

К коллективным формам организации учебного процесса по обучению произношению помимо уроков и индивидуальных занятий относятся фонетические зарядки. Они проводятся ежедневно по 3—4 мин.

Исходя из сказанного, при анализе работы логопеда по обучению произношению следует обратить внимание на следующие вопросы:

1. как выполняется учебный план (уроки и индивидуальные занятия);

2. проводятся ли фонетические зарядки;

3. существует ли расписание индивидуальных занятий и как оно соблюдается;

4. обеспечено ли проведение индивидуальных занятий в случае болезни педагога, как фиксируются занятия в фонетическом дневнике теми, кто заменяет основного педагога;

5. как распределены часы на индивидуальные занятия между педагогами;

6. как обеспечиваются подготовка и повышение квалификации учителей, ведущих индивидуальные занятия.

Оборудование

Отбор необходимого оборудования зависит от темы и цели проводимого занятия.

При обучении произношению широко используются специальные технические средства и учебные пособия.

К техническим средствам относятся приборы, преобразующие звучащую речь в оптические сигналы (приборы типа И-2, ВИР, виброскопы); приборы, преобразующие звуковые сигналы в механические (вибраторы), и др.

Умелое использование указанных технических средств обеспечивает более полное восприятие фонетических элементов чужой и собственной речи, что позволяет оценивать качество собственной речи и вносить необходимые поправки. Вибраторы используются как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. Приборы, преобразующие звучащую речь в оптические сигналы, используются главным образом на индивидуальных занятиях. Конечно, это не исключает возможности их применения на уроках техники речи в связи с изучением определенной темы (например, «Звук с», «Гласные м, ы» и т. п.).

К учебным пособиям относятся: учебники по обучению произношению; таблицы; иллюстрации (демонстрационный материал, раздаточный материал); игрушки (звучащие игрушки, наборы кукольной мебели и посуды, куклы с набором одежды для них, игрушки-животные, мячи, флажки, набор для игры в песок — ведро, лопата, совок и т. п.); игры (лото, домино в картинках, «Вверх-вниз», «Цирк» и т. п.); специальное оборудование (зеркало, логопедические зонды, шпатель, спирт как дезинфицирующий материал, вата).

Наглядно-дидактические таблицы, иллюстративный материал, игры обычно педагоги с помощью родителей изготовляют своими руками. Учебники, таблицы, игрушки, игры, иллюстративный материал в равной мере пригодны как для фронтальных, так и для индивидуальных занятий.

Зеркала, зонды, шпатель — принадлежность главным образом индивидуальных занятий. Если нужная артикуляция не получается на основе слухо-зрительного подражания, то учитель прибегает к выработке промежуточной артикуляции (например, фрикативного р), показывая положение речевых органов перед зеркалом, или же к другим приемам, используя механическую помощь зонда, шпателя.

Анализируя учебный процесс по формированию произносительных навыков у детей, необходимо обратить внимание на следующее:

1. является ли речь логопеда действительно образцом для учащихся (соблюдаются ли нормальный темп, слитность речи, выражено ли словесное ударение);

2. обеспечены ли занятия учебными пособиями, насколько они отвечают задаче, цели и содержанию занятий, отвечают ли техническим и эстетическим требованиям (текст таблиц должен быть выполнен четким шрифтом, черными чернилами, тушью, фломастером; фотографии и иллюстрации удобообозримыми; серии или наборы картинок должны быть одного размера и т. п.).

Примечание: методические разработки, пособия, наглядный материал, учебники и т.д., приобретенные на личные средства учителя-логопеда, являются его собственностью.

Фонетический режим

От качества фонетического оформления устной речи в значительной мере зависит интенсификация учебного процесса и, главное, возможность выполнения устной речью ее коммуникативной функции.

Качество обучения произношению обусловливается речевым режимом. Органичной частью последнего является фонетический режим, под которым понимается система мероприятий и требований, направленных на закрепление усвоенных детьми правильных произносительных навыков.

Контроль за произношением детей необходим систематически со стороны сотрудников и родителей.

Цель фронтальных, индивидуальных занятий по обучению произношению и фонетических зарядок — формирование произносительных навыков. Основное внимание логопеда должно быть сосредоточено на том, как говорит ребенок. Все ошибки, которые ребенок допускает по теме урока (зарядки, индивидуального занятия), должны быть обязательно исправлены. Оценка деятельности ребенка на занятии производится на основании того, насколько успешно он справился с задачей, т. е. как произносил соответствующий речевой материал (например, если тема занятия была «Носовые звуки м, и», то оценивается главным образом, как воспроизводил ученик слова с этими звуками).

Требования к исправлению других произносительных ошибок (не по теме занятия) варьируют: если логопед знает, что ребенок может воспроизвести звук правильно, то он должен потребовать адекватного его произнесения; если же ребенок не готов к точному воспроизведению слова, т.е. не владеет той или иной артикуляцией, следует временно допустить приближенное произношение.

На других занятиях контроль за произношением проявляется в следующих формах:

1. установке перед ответом («Говори громко!», «Говори чисто!», «Говори с ударением!», «Говори хорошо!» и т. д.);

2. одобрении («Хорошо!», «Говорил правильно, чисто»);

3. замечании, если ребенок говорит небрежно, хуже своих возможностей; при этом необходимо дать образец правильной речи («Говоришь неправильно; послушай, как надо; повтори!»).

Важно учитывать произносительные возможности каждого ребенка в отдельности.

При исправлении произносительных ошибок большое значение имеет тактичность логопеда и воспитателя, чтобы не вызвать у ребенка негативной реакции.

Фонетическая обработка речевого материала.

В содержании каждого занятия есть термины, слова и словосочетания, которые встречаются детям впервые. Обработка их произношения — задача логопеда. Эти слова должны быть Представленыв графическом виде — написаны на доске, табличке, указаны знаки словесного ударения, орфоэпии.

Подготовка устных выступлений.

Учащиеся школы постоянно принимают участие в школьных праздниках, сборах, выступают на родительских собраниях в качестве артистов с текстовыми ролями, декламаторов, участников речевого хора. Все эти выступления требуют подготовки — речь детей должна быть максимально разборчивой, насколько позволяют произносительные возможности каждого из выступающих.

Выступление является своеобразным отчетом о достижении в произношении и имеет огромное воспитательное значение. Неправильно, если всегда выступают одни и те же, как правило, говорящие лучше других дети. Надо поддерживать продвижение и даже небольшие успехи каждого, давая ему возможность сказать какой-то небольшой текст (пусть даже отдельную реплику или строчку стихотворения).

При подготовке выступлений детей должен быть соблюден ряд требований:

1. текст выступления (даже если это отдельные реплики) фонетически обрабатывается (расставляются знаки словесного и логического ударения, надстрочные знаки, паузы);

2. раздается учащимся не менее чем за две-три недели (в зависимости от размера) до выступления;

3. речевые репетиции начинают проводиться не менее чем за 10 дней до выступления, чтобы иметь время на коррекцию;

4. комиссия по подготовке и проведению праздника, в которую обязательно входит логопед, присутствует на речевых репетициях, оценивает готовность каждого выступающего (знание текста наизусть, качество произношения) и дает рекомендации в отношении дальнейшей работы;

5. во время выступлений дети должны пользоваться микрофоном, даже если зал не оборудован;

6. после проведения праздника необходимо подвести итоги: отметить сильные и слабые стороны в подготовке речевых выступлений, оценить качество речи выступающих, наметить пути устранения недостатков и дальнейшего совершенствования произношения.

Индивидуальные занятия отличаются от фронтальных своими целями, содержанием. Если цель фронтальных занятий, как правило, — закрепление произносительных навыков, ознакомление с правилами фонетического оформления речи, работа над стихотворением, то цель индивидуальных занятий — формирование первичных навыков правильной артикуляции, коррекция голоса, устранение дефектных звуков, их сочетаний, недостатков воспроизведения слова. Естественно, что прежде чем заниматься закреплением того или иного навыка, нужно его сформировать. Иными словами, прежде чем проводить занятие, например, на дифференциацию звуков ш и ж, нужно добиться того, чтобы все или большинство детей умели произносить и ш, и ж изолированно, в слогах и словах. То обстоятельство, что навык еще непрочен и дети допускают ошибки, сбиваясь на неправильное произношение, не является препятствием к проведению фронтального занятия. Важно, что по требованию педагога ребенок уже сможет воспроизвести необходимое слово, слог, отдельный звук правильно. Этого умения логопед добивается на индивидуальных занятиях.

Основная форма работы на занятии — коллективная. Хоровое проговаривание обязательно должно сочетаться с ответами отдельных детей или групп («Скажите, мальчики», «Скажите, Таня, Юра и Галя»). Наряду с общими заданиями необходимо давать и индивидуальные установочные указания.

Однако занятие не должно распадаться на серию индивидуальных занятий. Если не удается после двух-трех попыток достичь правильного произношения на основе подражания, то не следует останавливать ход фронтального занятия, это можно будет отработать на индивидуальных занятиях.

При анализе занятия надо оценить, как сочетается фронтальная работа с индивидуальной, правильно ли распределяется внимание логопеда между детьми.

Таким образом, работа по формированию умения произвольно регулировать высоту, силу голоса без грубых отклонений от нормального тембра, навыка правильного воспроизведения звуков и их сочетаний, как правило, предшествует фронтальным занятиям. Отношение между фронтальными и индивидуальными занятиями подвижно. Умелое, тактичное исправление произносительных ошибок имеет очень большое значение для формирования полноценной устной речи.

Исправление ошибок

Ошибки в произношении, которые допускают дети, могут быть самого различного характера. При их исправлении необходимо соблюдать такт и меру с тем, чтобы, с одной стороны, обеспечить целенаправленную коррекцию устной речи, а с другой — не вызвать у ребенка негативного отношения к занятиям. Совершенно очевидно, что одновременно исправлять все произносительные ошибки невозможно. Поэтому педагог должен четко определить свое отношение к различным ошибкам. Если первичное умение воспроизвести отдельный звук (или слитно воспроизвести слово и т. п.) у ребенка достигнуто, то следует неуклонно исправлять все допускаемые ребенком ошибки по теме занятия.

Необходимо добиваться правильного воспроизведения не только изолированного звука, но и слов, в состав которых входит данный звук. Обязательному исправлению подлежат ошибки и в том случае, когда логопед знает произносительные возможности ребенка.

Индивидуальные занятия предоставляют большие возможности для исправления произносительных ошибок, используя слух, зрение, тактильно-вибрационные ощущения. Огромную роль в ходе индивидуальной работы с ребенком имеет подражание. Неправильно, если ошибки исправляются только или главным образом на основе чтения. Непрерывно следует давать образец правильного произношения для слухового, слухо-зрительного восприятия, привлекать осязание детей, используя их тактильно-вибрационные ощущения.

В процессе фронтальных и индивидуальных занятий логопед постоянно дает образец правильной речи. В дидактических целях допустима утрированная артикуляция, чтобы заострить внимание ребенка на правильном произношении, показать положение языка, невидимое при обычной артикуляции.

Анализируя занятие, следует обратить внимание: слышит ли логопед произносительные ошибки в речи детей (вообще, а по теме урока или занятия — особенно), как он исправляет их (указывает на ошибки, дает образец правильного произношения, прибегает к вспомогательным приемам, например, привлекает тактильно-вибрационные ощущения ребенка), требует ли воспроизведения не только отдельного элемента, но и целого слова и, наконец, учит ли детей слышать ошибки в произношении товарищей.

Анализируя урок или занятие, нужно обратить внимание на то, как говорит сам логопед. Его речь должна быть слитной, с соблюдением словесного ударения, орфоэпических правил, в нормальном темпе. Нельзя допускать, чтобы речь педагога была медленной, послоговой, равноударной или с подчеркиванием окончаний.

Фиксация результатов

Планы индивидуальных занятий фиксируются в тетрадях, которые ведутся на каждого ребенка. В плане отмечаются: дата занятия, его тема и цель, содержание — с указанием речевого материала (если используется материал из книги, можно указать страницу), виды работы, оборудование. В конце плана на данный день отмечаются результаты, достигнутые на занятии.

Например: 1) м в конце слов при ответах на вопросы «+»; 2) дутье у верхней губы неустойчивое, часто сбивается — язык «жалом». Такая запись свидетельствует о том, что в работе над м (при устранении закрытой гнусавости) можно переходить к следующему этапу, а упражнение в выработке умения удерживать язык в широкой позиции, при которой выдыхаемый воздух проходит по середине языка, следует продолжать, переходить к зазубному положению языка рано.

Результаты работы обязательно фиксируются при проверке произношения у каждого ученика в конце полугодия и года.

Вопросы формирования произносительных навыков могут служить темой методических объединений. Формы работы методических объединений, на которых рассматриваются указанные вопросы, бывают различными: доклады по теории и практике обучения произношению, сообщения, в которых освещается личный опыт логопеда, посещение и разбор занятий по обучению произношению с целью установить, как на них осуществляется контроль за устной речью; рецензирование планов работы по обучению произношению.

Обязательным элементом любого методического объединения по вопросам формирования произносительных навыков считают консультативный разбор, во время которого устанавливаются особенности произношения у ребенка, намечаются пути устранения отмеченных недостатков и результаты обучения.

Совместный анализ качества произношения — самый действенный путь повышения квалификации логопедов, имеющих недостаточный практический опыт. В этом случае на примере конкретного ребенка более опытные логопеды помогают менее опытным узнавать на слух типичные дефекты произношения, при этом они могут показать наиболее эффективные приемы формирования или коррекции звуков.

Положительную роль в повышении квалификации играют специальные семинары, главная задача которых состоит в обучении логопедов практическим навыкам, необходимым при формировании произносительной стороны устной речи.

Такой семинар планируется на длительный период времени (полугодие, год). В ходе занятий его участники учатся в первую очередь слушать речь ребенка-логопата: устанавливать ее особенности, структуру дефекта, его этиологию и патогенез. Для этой цели можно воспользоваться записью речи детей на магнитофонную ленту, которую прослушивают несколько раз. Полезно специально подбирать детей, имеющих различные дефекты воспроизведения одних и тех же звуков, например, глухих взрывных п. т, к, или различные недостатки голоса и т. д. Подобный подход позволяет глубже понять причины, обусловливающие ошибочную артикуляцию. Обсуждение всех вопросов на семинаре следует вести с использованием соответствующей методической литературы. Лучший опыт логопедов отражается в докладах на конференциях, статьях и методических пособиях.

Приложение

Примерный план фронтального занятия

Тема. Предложение.

Цели. Учить детей понимать и интонационно правильно оформлять предложение; развивать слуховое восприятие, слуховое внимание и память, логическое мышление.

Оборудование: карточки с изображением точки, схемы предложений.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Для повторения предыдущего занятия логопед предлагает детям назвать по два слова, обозначающих предмет и его действие, составить из этих слов предложение.

П. Работа над интонационной законченностью предложения.

1) Работа с первым вариантом текста.

Логопед читает текст, не делая остановок в конце предложений, затем задает вопросы ученикам.

Наступила осень идут дожди дуют ветры трава желтеет цветы вянут опадают листья

Вопросы: Понравился ли вам рассказ? {Не понравился.)

Понятен рассказ? (Непонятен.)

Почему непонятен рассказ? (Вы читали без остановок.)

2) Работа над вторым вариантом текста.

Логопед читает тот же текст, делая неправильные остановки.

Наступила. Осень идут. Дожди дуют. Ветры трава желтеет. Цветы. Вянут опадают листья.

Выясняется, что рассказ совсем непонятен, потому что делались неправильные остановки, предложения разрывались.

3) Работа с третьим вариантом текста.

Логопед третий раз читает этот же текст с правильной интонационной окраской, понижая голос в конце предложений, делая паузу между ними.

Наступила осень. Идут дожди. Дуют ветры. Трава желтеет. Цветы вянут. Опадают листья.

Выясняется, что рассказ понятен ученикам, потому что паузы сделаны правильно и каждое предложение выражает законченную мысль.

Далее логопед говорит, что очень важно уметь правильно произносить предложение, понижать голос в конце его и паузой отделять одно предложение от другого. Затем логопед обращает внимание учеников на то, как «взлетает» в начале и «опускается» в конце предложения голос, т. е. повышается и понижается интонация.

Логопед произносит первое предложение: Наступила осень.

Вопросы: На каком слове голос «взлетает»? (Наступила.)

На каком слове голос «падает»? (Осень.)

Аналогично разбираются другие предложения. После этого ученики поочередно произносят предложения с правильной интонацией.

III. Закрепление материала.

Логопед читает по одному предложению того же текста и просит поднять вверх карточку с точкой, если, по мнению детей, предложение закончено.

В следующем задании логопед просит записать рассказ с помощью схем (он напоминает ученикам, что начало предложения следует показать уголком, а в конце предложения поставить точку). Логопед читает первое предложение, ученики чертят его схему в тетрадях. (Используется тот же текст.)

Образец работы, выполняемой учениками: т. д.

Затем логопед дает дополнительное задание: подсчитать общее количество предложений; количество предложений, начинающихся со слов, обозначающих предмет; количество предложений, начинающихся со слов, обозначающих действие предмета.

IV. Итог занятия.

Логопед спрашивает, чему дети научились на занятии. (Произносить предложения с правильной интонацией.)

Наши рекомендации