Задания для самостоятельной работы магистрантов

Задание 1

Подготовить сообщение на тему: «Движущие силы процесса обучения»

Задание 2

Подготовить реферат на тему: «Закономерности и принципы обучения»

Задание 3

Составьте кластер по теме лекции

Практическое занятие

по теме: Сущность процесса профессионального обучения - основа дидактики

Форма занятия: практическое занятие

Основные понятия:дидактика, движущие силы процесса обучения, закономерности, принципы обучения, виды обучения, система обучения.

Цель практического занятия: закрепить и углубить полученные знания на лекции и в ходе самостоятельной работе по теме.

Вопросы для обсуждения:

1.Сущность процесса профессионального обучения – основа дидактики. 2.Структура и компоненты процесса обучения в высшей школе, их характеристика.

3.Движущие силы процесса обучения.

4.Общие закономерности, принципы.

5.Виды и система обучения.

Практическое задание: Подготовить сообщение «Виды и система обучения»

Магистрант должен знать:

- теоретический материал по теме в объеме вопросов обозначенных в лекции

Магистрант должен уметь:

-воспроизвеститеоретический материал по теме;

- выявить реальные связи полученных знаний с будущей профессиональной деятельностью;

- привести примеры, иллюстрирующие теоретический материал.

Литература:

1. Архангельский СИ. Лекции по теории обучения в высшей школе.- М., 2005.

2.Загвязинский В.И. Дидактика высшей школы. Текст лекций. Челябинск, 2000.

3.Основы педагогики и психологии высшей школы. / Под.ред. А.В.Петровского. М., 2006.

4.Храпченков Ч.М., Храпченков В.Ч. История школы и педагогической школы Казахстана. – Алматы: Университет «Кайнар», 1998. – 168с.

5.Хмель Н.Д. Теория и технология реализации целостного педагогического процесса.- Алматы, 2001.

Методические рекомендации для подготовки к практическому занятию

При подготовке к практическому занятию рекомендуется выявить уровень усвоения теоретического материала по теме, работая с вопросами контроля теоретических знаний.

При отсутствии существенных пробелов в теоретических знаниях обратите внимание на требования к знаниям и умениям магистрантов, которые выдвигаются как необходимые для активного участия в семинаре, познакомьтесь с перечнем вопросов, выносимых ля обсуждения и проработайте их по рекомендуемой литературе к лекции и семинару.

Тема9. Содержание образования.


Вопросы:

1.Содержание высшего образования – понятие, теоретические подходы. 2.Компоненты, принципы, отбор содержания высшего образования.

3.ГОСО и нормативная база содержания высшего образования.

4.Научная основа программной базы высшего образования

Форма занятия:лекция

Основные понятия:образование, компоненты, принципы, отбор содержания высшего образования, ГОСО и нормативная база содержания высшего образования.

Цель лекции:познакомить магистрантов с содержанием высщего образования.

Основное содержание лекции:

Образование является основным приоритетным направлением и основным индикатором развития во всех цивилизованных странах мира.

Получение высшего образования всегда было, остается и будет одной из важных вех в жизни человека, особенно в условиях современного мира с его жесткой конкуренцией на рынке труда. Это подтверждает и пример нашей страны, где 35% взрослого населения имеют высшее образование – этот показатель (на уровне 30-35%) характерен и для стран с развитой экономикой.

Высшее образование в Казахстане, как обозначение уровня образования, означает верхний уровень профессионального образования в трёхуровневой системе (после среднего общего или профессионального образования) и включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю.

В марте 2010 года Казахстан официально присоединился к Болонской декларации и стал 47-м полноправным членом Европейской зоны высшего образования. 60 казахстанских университетов подписали Великую Хартию Университетов. Таким образом, был осуществлен переход на трехуровневую модель подготовки специалистов: бакалавр-магистр-доктор Ph.D, основанную на принципах Болонской декларации (известна также как Великая Хартия Университетов, 19 июня 1999 г.).

Болонская декларация содержит семь ключевых положений:

1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

2. Введение двухциклового обучения: предварительного (pregraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов, или кредитная технология обучения). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».

4. Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.

5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий

6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей

7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонской декларации с целью создания единого европейского пространства высшего образования получил название Болонского процесса, в котором сейчас активно участвует и Казахстан.

Присоединение казахстанских вузов к Великой Хартии университетов, которую в настоящее время подписали более 650 университетов мира, позволит приблизить отечественное образование к европейским стандартам.

В учебный процесс вузов внедрены прогрессивные технологии и системы обучения: в 135 вузах введена кредитная технология обучения, в 38 - реализуется двудипломное образование, в 42 - дистанционное обучение.

В 16 вузах уже ведется подготовка докторов PhD в партнерстве с ведущими зарубежными вузами.

Между тем, Казахстан по ряду специальностей, в частности, медицинского, ветеринарного, военного профиля, сохранил советскую (традиционную) систему получения высшего образования, выпускники по которым получают квалификацию специалиста, а не бакалавра.

Высшее образование в Казахстане можно получить на базе общего среднего образования (11 классов), начального профессионального, среднего профессионального (послесреднее образование) и высшего образования; в очной, заочной, вечерней, дистанционной форме и экстернатом; платно и бесплатно и др.

На базе общего среднего образования и начального профессионального образования высшее образование получают в обычном порядке, то есть весь срок обучения – 4 года для бакалавриата и 4-5-6 лет для специалиста.

На базе среднего профессионального образования, если высшее образование получать по родственной специальности (например, юридическое образование в колледже и в вузе), и высшего образования (так как одно высшее образование уже есть, то поступать можно на любую другую) высшее образование получают по сокращенным срокам обучения (на базе колледжа, как правило, около 3 лет, на базе высшего образования – 2 года). Это не касается случаев поступления на неродственную специальность после среднего профессионального образования (учился в медицинском колледже, поступаю на экономическую специальность) и на те специальности, по которым не предусмотрены сокращенные сроки получения второго высшего образования (после первого технического образования поступаю в медицинский вуз).

Очная форма обучения – самая распространенная и традиционная хотя бы для первого высшего образования. Как следует из термина «очный», студент находится «перед глазами» преподавателей и деканата все 4 /5 лет, то есть учебный процесс – это основной род деятельности для студента все время обучения. Учебный процесс организован таким образом, что дисциплины и часы равномерно распределены в течение года на семестры или триместры, занятия ведутся как минимум 5 дней в неделю по несколько часов в день, с обязательными лекциями, семинарами и другими видами учебных занятий; сессией, каникулами и проч.

Заочная форма обучения, как правило, предполагает, что студент является 2 раза в год на интенсивные занятия продолжительностью примерно около месяца, по окончании которых сдает экзамены. При этом с 2008 года по некоторым специальностям в Казахстане получение высшего образования по заочной форме обучения на базе общего среднего образования (после 11 классов) исключено, заочно можно учиться только на базе среднего профессионального и высшего образования (3 или 2 года).

Вечерняя форма обучения, которую еще называют очно-заочной, заключается в том, что учебный процесс перенесен на вечернее время, то есть студент имеет возможность днем работать (как правило), а после 18 ч. посещает занятия в университете. На вечернюю форму обучения поступают после любой ступени образования, однако также предусмотрены сокращенные сроки обучения по родственным специальностям или на базе высшего образования, и запрет на получение некоторых специальностей по данной форме.

Дистанционное обучение - совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Как правило, реализуется дистанционное обучение через Интернет-технологии: в Сети размещаются лекционные комплексы, задания для самостоятельной работы, которые проверяются преподавателем, проводятся онлайн-консультации и лекции, проверка усвоения материала также осуществляется в виде онлайн-тестирования. Государственные экзамены и защиту дипломной работы (если она предусмотрена) студенты сдают в обычном порядке, то есть непосредственно в вузе.

Экстернат как форма обучения подразумевает самостоятельное изучение общеобразовательных программ высшего (также применяется в общем среднем образовании) образования с промежуточной и государственной (итоговой) аттестациями.

Суть экстерната состоит в возможности получить среднее или высшее образование, не посещая школу, университет ежедневно, на основе индивидуальной образовательной траектории с совмещением обучения и работы или обучения в двух вузах одновременно. Двухгодичная (или более) программа может быть пройдена за один год со сдачей промежуточной и государственной (итоговой) аттестаций.

В нынешних стандартах документов о высшем образовании указания на форму обучения нет, то есть в дипломе указываются только вуз, специальность, данные владельца диплома.

У граждан Казахстана есть возможность получить первое высшее образование бесплатно на конкурсной основе, то есть посредством государственного заказа.

После обретения независимости , Казахстан начал реформы в области образования.

Экономическая депрессия вынудила снизить государственные расходны на Образование. Падение расходов тогда сократилось с 6 % от ВВП в 1991 до примерно 3 % в 1994. Учителя были низкооплачиваемы. В 1993 более чем 30.000 учителей (седьмая часть всех учителей 1990 года) бросили преподавание, многие из них исскали более прибыльную работу.

В 1994 в Казахстане было 8,575 школ в которых размещалось примерно 3,2 миллиона учащихся, и 244 специализированных учебных заведения обслуживающих около 222.000 школьников. В 1992 около 51 % нормальных детей размещались в 8.500 дошкольных учреждениях. В 1994 году приблизительно 272.100 учащихся поступили в 61 ВУЗ страны. 54 % студентов были Казахами и 31 % — Русскими.

Выделяют этапы развития образовательной системы в независимом Казахстане.

· (1991—1994 гг.) — Становление законодательной и нормативной правовой базы высшего образования.

· (1995—1998 гг.) — Модернизация системы высшего образования, обновление её содержания (Реформирование высшего образования в республике наиболее интенсивно стало проводиться с 1995 года[1].).

· (1999—2000 гг.) — Децентрализация управления и финансирования образования, расширение академических свобод организаций образования.

· (2001—2007 гг.) — Стратегическое развитие системы высшего и среднего образования.

· (2005—2010 годы) — поиски оптимальных путей адаптации системы высшего образования к условиям рыночной экономики.

Курс реформ в целом находит, согласно опросу BISAM, поддержку 70% преподавателей вузов. Однако позитивные результаты реформ большая часть преподавателей видит только в сфере международного образовательного сотрудничества Казахстана. При этом конкурентоспособность и престиж казахстанских вузов на международной арене оцениваются опрошенными преподавателями не высоко. Значительная часть преподавателей не удовлетворена результатами реформ, касающимися управления высшей школой, развития научных исследований в вузах. Большинство преподавателей выразили недовольство практикой внедрения кредитных технологий. Неприятие в преподавательской среде встретила отмена прежней системы аттестации научных кадров (кандидат-доктор наук) с заменой ее присвоением принятых в западных странах академических степеней PhD и доктора по профилю.

В структуре высшего образования Казахстана сегодня преобладают частные вузы (89 из 144 или 62% от общей численности высших учебных заведений). Однако ведущие, наиболее крупные вузы остаются в государственной собственности. В силу этого около половины всего выпуска специалистов продолжают обеспечивать государственные вузы.

В результате проводимой государством политики по оптимизации структуры высших учебных заведений, в частности путем ужесточения требований к лицензированию образовательной деятельности, в последние годы наблюдается тенденция к сокращению числа вузов. С 2001 года по настоящее время это число уменьшилось со 182 до 144.

Крупным недостатком казахстанского высшего образования является неразвитость обучения по магистерским программам. Магистерский уровень составляет лишь 2,3% от общего числа обучающихся в казахстанских вузах.

Демографическое влияние

С серьезными проблемами казахстанская высшая школа сталкивается в связи с демографическими тенденциями. Число выпускников школ, т.е. потенциальных абитуриентов, сократилось со 191 тыс. в 2006 г. до 138 тыс. в 2010г. Сокращение числа молодежи старшего школьного и студенческого возраста будет продолжаться по прогнозам демографов до 2017 -2018 годов.

Усложнение демографической ситуации вызовет противоречивые процессы в развитии высшей школы. С одной стороны, дефицит потребителей на образовательном рынке может побудить вузы к набору студентов любой ценой, что приведет к снижению требований к абитуриентам и недобросовестной конкуренции. С другой стороны, сокращение количества вузов и студентов способно привести к росту качества обучения.

В высшем образовании Казахстана существенно изменилась языковая среда. Почти половина студентов обучается на казахском языке (в советские годы этот показатель не достигал 20%). Доля обучающихся на английском языке пока составляет лишь 1,6%. Доля обучающихся на русском языке составляет 48,7% и имеет тенденцию к сокращению.

Анализ социально-демографических тенденций и экспертные оценки показывают, что в дальнейшем языковая среда в казахстанской высшей школе будет все больше изменяться в пользу казахского и английского языков. Двуязычие «казахский- русский» будет у казахстанской молодежи сменяться двуязычием «казахский - английский». Подобные процессы уже завершились в большинстве стран СНГ, а в Казахстане продлятся в течение 10-15 лет.

Государственная политика

В Казахстане создана необходимая законодательная база для функционирования системы высшего образования. Отношения в сфере образования регулируются специальным законом РК от 2007 г. Закон базируется на современных идеях и принципах, учитывает тенденции мирового образовательного прогресса. В то же время, по мнению опрошенных BISAM экспертов, законодательство об образовании нуждается в дальнейшем совершенствовании, особенно в отношении повышения реальной заинтересованности работодателей в подготовке специалистов, создания условий для внедрения принципов академической свободы.

Принята после широкого обсуждения Государственная программа развития образования в РК на 2011 – 2020 гг. В Программе ставится амбициозная задача вывести казахстанскую систему образования на уровень развитых стран по структуре, содержанию, управлению и финансированию.

Международные связи

Казахстанские вузы активно участвуют в международных программах Tempus, Erasmus Mundus, INSPIRE и др.37 казахстанских вузов имеют программы двудипломного образования с зарубежными университетами.

Особые надежды возлагаются на создание инновационного Назарбаев университета, в котором преподавание будет вестись на английском языке с привлечение профессоров ведущих вузов, в первую очередь - университетов Великобритании.

28 тыс. казахстанцев обучаются в настоящее время в зарубежных вузах, в том числе более 3 тыс. – по уникальной программе «Болашак», финансируемой государством.

В различных формах международного сотрудничества участвует значительная часть казахстанских преподавателей. Как показало обследование BISAM, проведенное в алматинских вузах, более 20% преподавателей имеют опыт педагогических, более 25% - научных стажировок за рубежом, более 18% принимали участие в совместных с зарубежными коллегами исследованиях и разработках.

В то же время, как отмечали эксперты, зарубежные контакты преподавателей казахстанских вузов осуществляются, зачастую, бессистемно, без привязки к реальным задачам вузов, программам совершенствования учебного процесса и научных исследований.

Наиболее существенным препятствием международной активности преподавателей является слабое знание английского языка. В ходе проведенного BISAM опроса только 4% преподавателей алматинских вузов заявили о свободном владении английским языком. Как хорошие оценили свои знания английского лишь 8% опрошенных, как удовлетворительные – 36%, как слабые – 22%. Более 15% респондентов совсем не владеют английским языком.

Литература:

1. Архангельский СИ. Лекции по теории обучения в высшей школе.- М.,2005.

2.Загвязинский В.И. Дидактика высшей школы. Текст лекций. Челябинск, 2000.

3. Современная социология образования: Учебное пособие / Отв. ред. Осипов А.М., Тумалев В.В. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 320с.

4..Храпченков Ч.М., Храпченков В.Ч. История школы и педагогической школы Казахстана. – Алматы: Университет «Кайнар», 1998. – 168с.

5.Хмель Н.Д. Теория и технология реализации целостного педагогического процесса.- Алматы, 2001.

Методические рекомендации

В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить указанную литературу. Важно проверить усвоение материала путем ответов на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит магистранту принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий по СРМ является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.

Вопросы контроля теоретических знаний магистрантов

1.Содержание высшего образования – понятие, теоретические подходы. 2.Компоненты, принципы, отбор содержания высшего образования.

3.ГОСО и нормативная база содержания высшего образования.

4.Научная основа программной базы высшего образования

Наши рекомендации