Упражнения для развития творческой инициативы

К этим упражнениям относятся дирижирование, свободные двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигается творчество. Важно проводить их в облегченных вариантах с начала коррекционного курса, стимулируя воображение и фантазию детей и взрослых, обращая внимание на различный характер музыки, который по-разному должен быть оформлен в движении; на особенности тех или иных персонажей песен, игр-драматизаций, хороводов и т.п., которые для своего выражения требуют особых, индивидуальных движений.

Упражнения для детей

Танец с воздушными шарами. (Музыка М. Раухвергера.) Дети самостоятельно различают двухчастную музыку, меняют движения со сменой характера музыки, покачивают и подбрасывают воздушные шары.

«Прощаться — здороваться». (Чешская народная песенка.) Дети под музыку начинают и заканчивают движения. Выразительно передают танцевально-игровые движения, правильно ориентируясь в пространстве. Импровизацию можно исполнять парами, держась за обе руки, или индивидуально, отражая в движениях смысл этюда.

Дети стоят в кругу, в середине круга — двое детей в костюмах Незнайки и Буратино. Под музыку каждого персонажа дети исполняют танец того или другого. Один из детей, стоящий в кругу, повторяет движения и добавляет свое, с которого начинает или продолжает импровизацию Незнайки и Буратино.

Упражнения для подростков и взрослых

Выразить ритм свободными движениями. Это может быть так:

1) восьмерки отмечаются двумя хлопками (правой и левой рукой)по бедрам, четвертинки — двумя прыжками на обеих ногах;

2) на первую четвертинку на счет «раз» сделать шаг правой ногой вправо, на вторую четвертинку по счету «два» левую ногу приставить к правой. Восьмерки отмечаются четырьмя прыжками вокруг себя.

Придумать четыре движения, делая их на начало такта музыка-марш: построиться в две шеренги, лицом друг к другу. В каждой шеренге первому выдвинуться на шаг вперед. На два такта вступления движения нет. На первые четыре такта исполняет свои четыре движения водящий из одной шеренги, на следующие четыре такта водящий из другой. Затем обе шеренги поворачиваются в затылок друг к другу и идут за ведущим во внутрь круга (это движение занимает десять тактов). Первые номера уходят в конец шеренги, а вторые номера занимают их места, и все движения начинаются сначала.

Дирижирование, (Музыка И. Шуберта «Экосез».) Дирижируют сначала строгими движениями, а затем — произвольными, передавая динамические оттенки музыки.

Дирижирование. (Музыка И. Шуберта. Военный марш № 2.) Исходное положение — руки в стороны. Все фразы начинаются с затакта. Дирижировать первый такт одной правой рукой, второй такт — одной левой, следующие два такта — двумя руками. Во второй части первые четыре такта нужно дирижировать обеими руками. Сначала дирижирует один и заставляет остальных приближаться к нему, отступать, переходить на другое место. Затем все по очереди выполняют свои двигательные импровизации.

Имитация движения какого-нибудь трудового процесса с повторяющимся рисунком. Указать в своем движении акцент, отсчитать слабые доли, определить, какой музыкальный размер соответствует данному распределению сильных и слабых моментов. Дать движению музыкальное или шумовое оформление.

«Вокзал перед отходом поезда». (Этюд «Allegro», музыка Б. Годара, соч. 53, № 1.)

Пассажиры проходят, предъявляют билеты, уходят к вагонам. Появляется последний пассажир, зовет всех влево, все устремляются влево, но поздно: слышен гудок поезда. Все останавливаются, поворачиваются вслед поезду.

«В комнате». (Музыка Ф. Гайдна, 12 маленьких пьес.) Разыграть этюд: подметать комнату, прибирать, ровнять коробку с катушками и клубками, подбирать, спешить. Показать импровизацию для пальцев и кисти, например, быстро и энергично пригибать к ладони пальцы поочередно, начиная с большого. После 1 ! движений четыре раза встряхнуть кистями рук перед собой, три раза — над головой. Медленно опустить руки. Правой рукой два раза делать волнообразное движение всеми пальцами, проводя ими по ладони снизу вверх. То же сделать левой рукой. То же сделать двумя руками энергично, протянув их вперед. То же сделать двумя руками слабее, постепенно опуская их вниз. Опустить руки и повторить первую часть упражнения. На последние четыре аккорда поднять руки над головой и четыре раза энергично, со взмахом, сжать кулаки.

Музыка Э. Грига: Соч. 1 Ариетта; Соч. 65 № 6 «Свадебный день». Идти в соответствии с характером музыки.

Музыка А. Гречанинова «Протяжная песня». Имитировать движениями какую-нибудь работу.

Все виды игр подбираются достаточно подвижные, с четкими правилами, с текстами, отвечающими требованиям логопедической работы, с учетом речевого нарушения и отклонений в двигательной сфере лиц с речевой патологией.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Цель этих упражнений —успокоить занимающихся, переключить их внимание на другие занятия. Эти упражнения могут проводиться в различной форме: обыкновенная маршировка под музыку, перестроения, слушание музыки с последующим определением характера произведения, например «Игра в лошадки» П. Чайковского или «Маленький вальс» А. Лядова; или слушание музыки и последующий рассказ о тех образах и представлениях, которые она пробудила.

Сочетание музыки, движения и слова в логоритмике различно. Но какова бы ни была доля музыки и слова, музыки и движения и т.д., в упражнениях в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу занимающегося, его деятельность, положительно влияют на личность. Координированные, целенаправленными экономные движения вызывают у человека чувство удовлетворения. Ритм воспринимается многими органами перцепции — кинестетическими ощущениями, тактильными, зрительными, слуховыми. Эти сильные стимулы создают дополнительную мотивацию к исправлению речи. Важно то, что у ребенка нормализуется двигательная сфера и коррекция речевых нарушений осуществляется неосознанно, естественно. Это способствует расслаблению и предупреждает возникновение психического, эмоционального и мышечного напряжения. Общая моторная подготовленность всех и отдельных групп мышц положительно влияет на нормализацию дыхательных и артикуляторных мышц. Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, активизирует деятельность детей в общении, в игре, в двигательных импровизациях.

Использование всего многообразия логоритмических средств в различных сочетаниях обусловлено конечными целями социальной реабилитации людей с речевыми расстройствами.

Вопросы и задания

1. Какие средства логопедической ритмики вы знаете? Для чего они

используются в работе с детьми?

2. Каково значение ритма в коррекции речевых нарушений?

3. Приведите примеры обучения различным певческим навыкам.

4. Каково значение подвижных игр в коррекции речи и движений у детей?

5. Проанализируйте музыкальное произведение в грамзаписи (предложенное преподавателем) и определите характер и вид движений (игра или пляска).

6. На примере народной песни составьте композицию движения для хоровода.

Наши рекомендации