Ввести новую информацию в систему взглядов, установок человека;

2) изменить структурные отноше­ния в системе установок, т. е. вводить такую информа­цию, которая вскрывает объективные связи между объектами, изменяет или устанавливает новые связи между ус­тановками, взглядами человека;

3) изменить отношение человека, т. е. произвести сдвиг мотивов. Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия использовались: убеждение, внушение или заражение.

Самый древний механизм воздействия — этозараже­ние, он представляет собой передачу определенного эмо­ционально-психического настроя от одного человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознатель­ной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом, уверенностью в успехе и т. п.). Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздей­ствующего человека (условно будем называть его оратором) и количества слушателей. Чем выше эмоциональный на­строй оратора, тем сильнее эффект.

Внушение также основано на апелляции к бессознатель­ному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словес­ными средствами, причем оратор не должен находиться в эмоциональном трансе, а должен быть в рассудочном со­стоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано главным образом на авторитетности источника информа­ции, если внушающий не авторитетен, то внушение обре­чено на провал.

Выделяют три основные формы внушения:

1) гипноти­ческое (в состоянии гипноза); 2) в состоянии релаксации — мышечной и психической расслабленности; 3) при актив­ном состоянии бодрствования человека.

Приемы внушения направлены на снижение критично­сти человека при приеме информации и использовании эмоционального переноса. Так, прием переноса предпола­гает, что при передаче сообщения новый факт связывают с хорошо знакомыми фактами, явлениями, людьми, к кото­рым человек эмоционально положительно относится, для того, чтобы произошел перенос этого эмоционального со­стояния на новую информацию (возможен перенос и отри­цательного отношения, в этом случае поступающая инфор­мация отторгается). Приемы свидетельств (цитирование известного лица, ученого, мыслителя) и «апелляция ко всем» («большинство людей считает, что...») снижают критичность и повышают податливость человека получаемой информа­ции.

Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, пред­полагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые малоразвиты, порой невоз­можно логически воздействовать. Содержание и форма убеж­дения должны соответствовать уровню развития личнос­ти, его мышления. Требования к источнику и содержанию убеждающего воздействия:

1) убеждающая речь должна строиться с учетом индивидуальных особенностей слуша­телей; 2) должна быть последовательной, логичной, мак­симально доказательной, содержать как обобщающие по­ложения, так и конкретные примеры; 3) необходимо ана­лизировать факты, известные слушателям; 4) убеждающий и сам должен быть глубоко убежден в том, что доказыва­ет. Малейшая неточность, логическое несоответствие мо­гут резко снизить эффект убеждения.

Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки источника информации:

1) слушатель сравнивает получае­мую информацию с имеющейся у него, и в результате со­здается представление о том, как оратор преподносит ин­формацию, откуда он ее черпает, — если человеку кажет­ся, что оратор не правдив, скрывает факты, допускает ошибки, то доверие к нему резко падает; 2) создается об­щее представление об авторитетности убеждающего, но, если оратор допускает логические ошибки, никакой официаль­ный статус и авторитет ему не помогут; 3) сравниваются установки оратора и слушателя: если расстояние между ними очень велико, то убеждение может быть неэффектив­ным.

В подобном случае наилучшей стратегией убеждения мо­жет стать такая: вначале убеждающий сообщает об эле­ментах сходства с взглядами убеждаемых, в результате устанавливается лучшее понимание и создается предпосыл­ка для убеждения. Применима и другая стратегия, когда вначале сообщают о большом различии между установка­ми, но тогда убеждающий должен уверенно и доказатель­но разгромить чуждые взгляды (что нелегко — вспомните о наличии уровней селекции, отбора информации). Таким образом, убеждение — метод воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются социаль­но-психологические давления разного рода (влияние авто­ритетности источника информации, групповое влияние). Убеждение более эффективно, когда убеждается группа, а не индивид. Оно основано на логических приемах доказа­тельств, с помощью которых истинность какой-либо мыс­ли обосновывается через посредство других.

Всякое доказательство состоит из трех частей: тезис, до­воды и демонстрации.Тезис— это мысль, истинность ко­торой требуется доказать, он должен быть ясно, точно, не­двусмысленно определен и обоснован фактами.Довод — это мысль, истинность которой уже доказана, и поэтому она может быть приведена для обоснования истинности или ложности тезиса.Демонстрация — логическое рас­суждение, совокупность логических правил, используемых в доказательстве. По способу ведения доказательства бы­вают прямые и косвенные, индуктивные и дедуктивные. Распространенные ошибки доказательств: 1) подмена те­зиса в ходе доказательства; 2) использование для доказа­тельства тезиса доводов, которые отнюдь его не доказыва­ют или верны частично при определенных условиях, а их рассматривают как верные при любых обстоятельствах, либо применение заведомо ложных доводов; 3) опровержение чужих доводов рассматривают как доказательство ложно­сти чужого тезиса и правоты своего утверждения — антите­зиса, хотя логически это неверно: ошибочность довода не означает ошибочности тезиса. Однако поскольку логика многих людей далеко не безупречна, такие «псевдодоказа­тельства» и «псевдоубеждения» могут срабатывать. В ряде случаев возможенэффект бумеранга — убеждение приво­дит к результатам, противоположным намерениям убеж­дающего. Это происходит: 1) когда исходные установки убеждающего и убеждаемого разделены большой дистан­цией, и с самого начала оратор это показывает, но не обла­дает должной авторитетностью, вескими аргументами и аудитория заграждает себя «фильтрами», не слушает, от­торгает информацию и еще более укрепляется на своей позиции; 2) в случае идеологической перегрузки, обилия информации, доводов, доказательств по ничтожному по­воду создается эмоциональный барьер, который отторгает все убеждающие доводы, хотя внешне человек может сде­лать вид, что соглашается; 3) если воздействие осуществ­ляется на фокальную установку.

Степень эффективности воздействия информации на ус­тановки человека зависит и от параметра первичности - вторичности информации (первая поступившая информация о каком-либо новом событии, факте воспринимается лег­че, доверчивее, без влияния предыдущих предубеждений, но информация о каком-либо давно известном событии, человеке, которая поступила последней, может перечерк­нуть имеющееся ранее отношение к нему).

Повторяемость информации может вызывать кумулятивность — постепенное накапливание пропагандистско­го влияния при систематическом повторении информации в различных вариациях, но эти повторения не должны быть чрезмерными — иначе возникает информационное пресы­щение, утомление и отторжение надоедливой информации.

В практике социальной работы используются, прежде всего,методы убеждения, такие как информация, дис­куссия и взаимное просвещение. Назначение активной методики убеждения в том, чтобы клиент социальной служ­бы мог осмыслить свой жизненный опыт через освоение основ культуры общества и через выработку собственных взглядов.

Информация — исходный метод убеждения — приме­няется при начальном ознакомлении с новыми идеями, те­ориями, фактами, составляющими основное содержание просвещения в той или иной области. Информация очень важна при проведении профилактических мероприятий. Ее объективность, полнота, общественная значимость, ценность для удовлетворения практических потребностей — непре­менные условия, которые обеспечивают успешность мето­да. Как правило, используются следующие формы: рассказ, беседа, лекция, инструкция, наглядный показ. Среди при­емов, стимулирующих интерес к информации, следует назвать, прежде всего, логичность, доказательность, строгую последовательность, когда каждое новое положение свя­зано с предыдущим, простоту и доступность информации, выразительность и четкое оформление наглядных средств.

Дискуссия — коррекционный метод убеждения, кото­рый обеспечивает обмен мнениями, способствует поддерж­ке и развитию нравственных, этических представлений, формирует самокритичность и готовность к диалогу, пре­одолению ошибочных взглядов.

Наиболее типичной формой дискуссионного метода яв­ляетсядиспут — коллективное обсуждение заранее пред­ложенной проблемы. Подготовка и проведение диспута требуют от организатора решения ряда специфических за­дач: выбора актуальной темы; формирования вопросов для обсуждения; подбора опытного ведущего; установления чет­кого регламента и умелого оформления помещения. Приме­нение дискуссионного метода предполагает развитие довери­тельных отношений, взаимного уважения и доброжелатель­ности, такта, умения принять чужую точку зрения.

Взаимное просвещение — метод самоорганизации убеж­дения, который обеспечивает формирование потребности и умения пропагандировать свои знания, взгляды, образ жизни и реализуется в повседневной деятельности. В со­циальной практике этот метод часто используется при ра­боте различных групп самопомощи и взаимопомощи. По­добные группы включают в себя 5—7 человек, живущих поблизости и имеющих достаточно постоянные контакты. Члены группы имеют общие проблемы, потребности и со­обща решают их, помогая друг другу, опираясь на следую­щие принципы: коллективизм; «давать и получать»; опо­ра на собственный опыт; отсутствие иерархии в группе; от­сутствие ограничений во времени общения. Ответственность за все действия лежит на членах группы. Взаимопомощь, взаимопросвещение усиливают воспитательные возможности, как отдельного индивида, так и коллектива.

Важным социально-психологическим феноменом явля­етсяподражание — воспроизведение деятельности, поступ­ков, качеств другого человека, на которого хочется похо­дить.

Условия подражания: 1) наличие положительного эмо­ционального отношения, восхищения или уважения к этому человеку — объекту подражания; 2) меньшая опытность человека по сравнению с объектом подражания в каком-то отношении; 3) ясность, выразительность, привлекательность образца; 4) доступность образца, хотя бы в некоторых ка­чествах; 5) сознательная направленность желаний и воли человека на объект подражания (хочется быть таким же). Подражание — важнейший фактор в развитии личности ребенка, но присуще в определенной степени и взрослым. Молодежь подражает, прежде всего, тому, что социально ново, и предпочтение часто отдается не только образцам социально значимым, но и внешне динамичным, ярким (кино, моды), хотя социально незначимым или даже соци­ально негативным по своей сути.

Психологическое воздействие, которое оказывают люди друг на друга, предполагает, чтопроисходит изменение механизмов регуляции поведения и деятельности чело­века. В качестве средств воздействия используются:

1) вер­бальная информация, слово, но следует учитывать, что значение и смысл слова могут измениться для разных лю­дей и оказывать иное воздействие (тут влияют уровень са­мооценки, широта опыта, интеллектуальные способности, особенности характера и типа личности);

2) невербаль­ная информация (интонация речи, мимика, жесты, позы приобретают знаковый характер и влияют на настроение, поведение, степень доверия собеседника);

3) вовлечение человека в специально организованную деятельность,ибо в рамках любой деятельности человек занимает опре­деленный статус и, тем самым, закрепляет определенный тип поведения (так, изменение статуса во взаимодействии приводит к изменению поведения, а также реальные пере­живания, связанные с реализацией определенной деятель­ности могут изменить человека, его состояние и поведе­ние);

4) регуляция степени и уровня удовлетворения по­требности (если человек признает право за другим человеком или группой регулировать свой уровень удовлетворения собственной потребности, тогда изменения могут происхо­дить; если не признает, воздействия не будет как таково­го). Каждый тип воздействия (убеждение или внушение) имеет несколько разные средства воздействия. Так, зара­жение = невербальное эмоциональное воздействие + час­тично вербальный компонент, а убеждение = вербальный + эмоциональный + вовлеченность в деятельность.

Прием воздействия — совокупность средств и алгоритм по их использованию.Методы воздействия — это сово­купность приемов, реализующих воздействие:

1) на потребности, интересы, склонности, т. е. источники мо­тивации активности, поведения человека; 2) на уста­новки, групповые нормы, самооценки людей, т. е. на те факторы, которые регулируют активность; 3) на со­стояния, в которых человек находится (тревога, возбуж­денность или депрессивность и т. п.) и которые изменяют его поведение. Посмотрим это несколько подробнее.

Методы воздействия на источники активности направ­лены наформирование новых потребностей или изме­нение побудительной силы имеющихся мотивов поведе­ния. Чтобы сформировать новые потребности у человека, например,вовлекают его в новую деятельность, используя желание человека взаимодействовать с каким-то опреде­ленным лицом («Все равно куда, лишь бы быть с тобой»), либо вовлекая всю группу в эту новую деятельность и ис­пользуя мотив следования дисциплинарным нормам («Я должен, как и все в группе, делать то-то»), либо используя желание человека к повышению престижа. При этом, вов­лекая человека в новую для него, пока еще безразличную деятельность, полезно обеспечитьминимизацию усилий человека по ее выполнению. Если же эта новая деятель­ность для человека слишком обременительна, то он теряет желание и интерес к ней.

Для того чтобыизменить поведение человека, нужно изменить его желания, мотивы (хочет уже того, чего рань­ше не хотел, либо перестал хотеть, стремиться к тому, что раньше привлекало), т. е. произвести изменения всисте­ме иерархии мотивов. Один из приемов, который позво­ляет это сделать, —регрессия, т. е. объединение мотивационной сферы, актуализация мотивов более низкой сфе­ры (безопасность, выживание, пищевой мотив и пр.) осуществляется в случае неудовлетворения основных жизненных потребностей человека

Чтобы изменилось поведениечеловека, требуется из­менить его взгляды, мнения, установки; создать новые установки, или изменить актуальность существующих установок, или их разрушить.Если установки разрушены, деятельность распадается. Одним из условий, которое этому способствует, — наличие фактора неопределенности. Чем выше уровень субъективной неопределенности, тем выше тревожность, и тогда пропадает целенаправленность деятельности. Неопределенность в оценке личных перспек­тив, в оценке своей роли и места в жизни, неопределен­ность значимости затраченных усилий в учебе, в труде (если хотим обессмыслить деятельность, уменьшаем значимость усилий), неопределенность поступающей информации (ее противоречивость, когда неясно, какой из них можно дове­рять), неопределенность моральных и социальных норм — все это вызывает напряженность человека, от которой он пробует защититься: 1) пытаясь переосмыслить ситуацию; 2) осуществляя поиск новых целей; 3) уходя в регрессив­ные формы реагирования (пьянство, безразличие, апатия, депрессия, агрессия и пр.). Франкл писал: «Самый тяже­лый вид неопределенности — неопределенность окончания неопределенности». Как правило, клиентами социальных служб являются люди, которые находятсяв ситуации нео­пределенности, в состоянии «разрушенных установок», «потери себя», и если потом показать человеку путь вы­хода из этой неопределенности, он будет готов воспринять эту установку и реагировать требуемым образом, особенно в том случае, если будут произведены внушающие манев­ры: апелляция к мнению большинства, обнародование ре­зультатов общественного мнения в сочетании с вовлечени­ем в организуемую деятельность.

Таким образом, ситуация неопределенности позволяет произвести изменение целевых, смысловых установок и пос­ледующее коренное изменение его поведения и целей. Ме­тодориентирующих ситуаций, когда практически каж­дый человек какое-то время побывал в одной и той же роли, в одной и той же ситуации, испытал одинаковые требова­ния к себе и к своей деятельности, как и все остальные люди из его окружения или группы, — позволяет всем выработать одинаковое требуемое отношение к этой ситуа­ции, изменить свое поведение в ней в необходимом направ­лении.

Требуемая социальная установка формируется у че­ловека: 1) если он периодически включается в соответствующую деятельность; 2) многократно получает соответству­ющую информацию; 3) если его включают в престижную, значимую для него группу, в которой эта позиция, уста­новка поддерживается. Для того, чтобы сформировать ус­тановку на требуемое отношение или оценку того или ино­го события, используется методассоциативного илиэмо­ционального переноса: включить этот объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, или вызвать моральную оцен­ку, либо определенную эмоцию по поводу этого контекста.

Для изменения эмоционального отношения и состоя­ния человека к текущим событиям эффективен прием«вос­поминания горького прошлого», т. к. если человек уси­ленно будет вспоминать прошлые неприятности, «как было плохо до того, как...», происходит непроизвольное сниже­ние дисгармоничности, снижение недовольства человека сегодняшним днем и создаются «розовые иллюзии» на бу­дущее.

Для разрядкиотрицательного эмоционального состо­яния людей в требуемом направлении и с требуемым эф­фектом с древности используется прием«канализации настроения», когда на фоне повышенной тревожности и фрустрации потребностей людей, при росте возмущения и недовольства провоцируется излияние гнева толпы на людей, которые лишь косвенно или почти не причастны к возникновению трудностей, но выступали «козлами отпу­щения» или громоотводом.

Если все три фактора (имотивация, желания людей,и установки, мнения, иэмоциональные состояния людей) будут учтены, тогда воздействие станет наиболее действен­ным как на уровне отдельного человека, так и группы лиц. В каждой группе существуют свои нормы, которые опреде­ляют, регулируют поведение ее членов и группы в целом. Чтобы изменить поведение группы, необходимо оказать воздействие и изменить ее групповые нормы. Активное воздействие на групповые нормы может осуществить ли­дер, либо этого можно достичь черезвключение группы в иную деятельность. От чего зависит сопротивление? Оно зависит: 1) от уровня групповой сплоченности; 2) фиксиро­вания на содержании прежних групповых норм и новых требований; 3) степени расхождения групповых норм от содержания внедряемых установок и норм. Чем ярче все эти факторы выражены, тем сильнее сопротивление. Вклю­чив группу в циклическую деятельность требуемого направ­ления и характера, создают объективные условия необхо­димости изменения групповых установок, норм, причем, когда все внимание сконцентрировано на выполнении де­ятельности, «затушевывается», «зашумляется» факт выра­ботки новых установок и норм, а если имеется «зашумление», то прежние установки не актуализируются, а посте­пенно стираются.

Важное место в практике социальной работы занимают методыстимулирования деятельности и поведения ин­дивида: требование, перспектива, поощрение и наказа­ние. Социальному работнику приходится активно влиять на поведение клиентов, вызывать их на те или иные по­ступки, организовывать их деятельность.

Требование — метод прямого воздействия на сознание и волю индивида с целью организации или координации его поведения и деятельности. Прямое требование инст­руктивно, однозначно и конкретно. Оно позитивно, так как вызывает определенный поступок, а не запрещает или тор­мозит иные действия. Это особенно важно при стимулиро­вании новых действий, которых нет в опыте. Предъявляя требование, надо добиваться их выполнения, помня, что каждое выполненное требование усиливает педагогическую эффективность последующих.

Поощрение — метод внешнего активного стимулиро­вания, побуждения к положительной инициативной, твор­ческой деятельности. Оно может осуществляться в виде материального вознаграждения, удовлетворения духовных потребностей, как форма общественного признания. По­ощрение возбуждает положительные эмоции, развивает внутренние творческие силы, активную жизненную пози­цию. Система поощрения по мере нравственного созрева­ния общества развивается от преимущественно материаль­ных стимулов к преимущественно моральным. Интересен опыт поощрения добровольных помощников различных социальных служб в США. Поощрение может выражаться в виде небольшого денежного вознаграждения, подарка, но чаще всего — это вечера отдыха, пикники, туристические поездки, которые способствуют созданию особого мик­роклимата в группах добровольных помощников. Реакция поощрения всегда дает информацию о подлинных моти­вах деятельности и направленности личности.

Наказание как коррекционный метод педагогического стимулирования, представляет собой способ торможения, приостановления нежелательной деятельности индивида. Как правило, оно не преследует цели причинения прови­нившемуся физического или нравственного страдания, а сосредоточивает сознание человека на переживании вины. Наказание должно способствовать развитию самоторможе­ния, внутреннего самоконтроля, способности нравственного переживания общественного осуждения. Реакция на на­казание проявляет особенности поведения человека в кри­тических ситуациях, что сможет помочь в выборе средств взаимодействия с ним.

Метод формирования перспективы играет важную роль в практике социальной работы. Как утверждает А.С.Мака­ренко: «Истинным смыслом человеческой жизни является завтрашняя радость». Перспектива может быть близкой, средней и далекой. Близкая перспектива составляет ту зав­трашнюю радость, без которой не может быть оптимисти­ческого настроя личности. Нужно, чтобы человек жил в ожидании радостного события. Особенно это необходимо людям, которые в силу обстоятельств оказались в изоля­ции (инвалиды, престарелые и др.). Средняя перспектива — ожидаемое событие, несколько отодвинутое во времени. Далекая перспектива — это намечаемые планы, которые выстраивают судьбу личности.

Отдельную группу составляют методыорганизации де­ятельности и поведенияиндивидов. К ним можноотнес­ти поручения, задания, упражнения, приучения, созда­ние специальных воспитывающих ситуаций.

Упражнение как метод воспитания обеспечивает вов­лечение человека в систематическую, специально органи­зованную деятельность, которая способствует выработке навыков, привычек поведения, умений разнообразной де­ятельности. Упражнения упорядочивают систему деловых отношений, формируют психологию устойчивого размерен­ного образа жизни и трудовой деятельности, укрепляют положительные качества характера и волю. Упражнения организуются, как активные, ритмично повторяющиеся действия, приемы, способы или, как системы отрепетиро­ванного в типичных ситуациях поведения, образующего привычное нравственное сознание, действия и поступки.

Выбор того или иного метода педагогического воздей­ствия зависит от специфики конкретной ситуации. Эффек­тивность достигается через определенные сочетания мето­дов, так как для развития личности, ее совершенствова­ния необходимо влиять и на ее поведение, и на сознание, и на деятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Социальная работа. Под об. ред. проф. В.И. Курбатова. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.

2. С.В. Тетерский. Введение в социальную работу. – М.: Академический Проект, 2000.

3. Основы социальной работы. Под ред. П.Д. Павленка. – М.: Инфра-М, 2002.

Наши рекомендации