Развитие умений устной и письменной речи
Сферы и темы речевой деятельности Сферы речи: - персональная(Мой дом. Мои домашние обязанности. Традиции нашей семьи. Гость в нашем доме); - образовательная(Знания. Школа. Библиотека. Детская книга. Путешествия (реальные и воображаемые). Детский театр, кинотеатр, музей ); - социальная(Дома у разных народов. Оформление нашего дома. Национальные праздничные угощения. Домашние животные. Национальная посуда, одежда, обувь. Народные праздники. Украина – наш общий дом. Киев – столица Украины. Прошлое и настоящее Киева. Государственные и народные символы. Город. Село); - сфера «Природа»(Времена года. Природа в фольклорных и авторских произведениях); - профессионая сфера (Профессии людей. Труд взрослых и детей). |
1. Речевая линия (в течение года)
Содержание учебного материала | Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
1. Аудирование Поведение слушающего, выражающее интерес к словам говорящего. Слушание-понимание монологических и диалогических высказываний (70 - 130 слов), относящихся к разговорному, художественному (загадка, пословица, скороговорка, стихотворение, сказка, рассказ-миниатюра), научно-художественному стилям, в том числе лингвистического характера (о значении слова, особенностях звучания русского слова в сравнении с украинским и т.п.). Опора на данный план высказывания (2-3 пункта), помогающий различить в тексте составляющие его части. Восприятие фактического содержания, общего тона высказывания (грустно, весело). Создание в воображении образов, картин по содержанию прослушанного. Восприятие на слух, понимание при беглом темпе речи ряда слов длиной 4-6 звуков, в том числе различающихся 1-2 звуками; сочетаний слов, которые различаются предлогом и др.; предложений, различных по цели высказывания и интонации (длина предложения до 6 слов). | Ученик (ученица) слушает внимательно, проявляет интерес к словам говорящего (мимикой, короткими репликами); понимает после 1-2 прослушиваний содержание предложений, текстов, выполняя такие задания: соотносит рисунок и предложение, текст; делает рисунок по прослушанному предложению, тексту; выполняет краткую инструкцию, данную в аудиотексте (2-3 предложения); подтверждает или отрицает утверждение, высказанное учителем по содержанию прослушанного („да – нет” проверка); выбираетодин из вариантов в альтернативном вопросе по тексту; определяетобщий тон прослушанного текста, темп, громкость речи, связывает эти особенности речи с ее содержанием; различает на слух подобные, но не одинаковые по звучанию слова, словосочетания, предложения; находит среди прослушанных (1-2 раза) слов, сочетаний слов, предложений те, которые отвечают указанным признакам; группирует по указанному признаку звуки, слова, сочетания слов, предложения, воспринятые на слух |
2. Говорение Громкость, сила голоса, темп речи. Четкость дикции. Диалогическая речь Участники диалога. Ситуация общения. Цель общения. Правила поведения в диалоге (слушать собеседника, выявлять интерес к его словам, давать высказаться собеседнику, не перебивая его, уважать другое мнение, уметь вежливо попросить и отказать в просьбе; не повышать голос, употреблять формулы вежливости, не злоупотреблять жестикуляцией). Воспроизведение прослушанных диалогов. Составление диалогов (3-4 реплики) с опорой на вспомогательные материалы и самостоятельно (на основе жизненного опыта, впечатлений о прослушанных произведениях, просмотренных фильмах и др.). Обобщенное содержание диалогов: сообщение – вопрос – ответ; вопрос – ответ – встречный вопрос – ответ; предложение – отказ – ответ и т.п. Устная монологическая речь Основные требования к устному высказыванию: понятность, последовательность изложения, связи между предложениями; соответствие силы, громкости голоса, темпа речи возможностям слушателя, ситуации общения. Выразительное декламирование. Устный пересказ (подробный) текста-повествования с опорой на вспомогательные материалы (50 – 55 слов). Составление высказывания (3-4 предложения) с использованием вспомогательных материалов. | Ученик (ученица) регулирует дыхание, силу голоса, темп речи в диалоге; строит свою реплику, ориентируясь на высказывание собеседника. Ученики воспроизводят в лицах, участвуют в разыгрывании по ролям диалогов из прослушанных сказок, рассказов (с опорой на вспомогательные материалы); дополняют данный незавершенный диалог; придумывают диалог, дополняя прочитанный (прослушанный) текст; составляют и разыгрываютдиалоги (с опорой на вспомогательные материалы), учитывая цель, ситуацию общения, соблюдая правила общения; обсуждают с одноклассником прослушанный текст, рисунок, учебную ситуацию в классе и др., поочередно составляя вопросы и ответы на них; оценивают содержательность диалога, правильность и уместность использования в диалоге языковых и неязыковых средств; Ученик (ученица) регулирует дыхание, силу голоса, темп речи в монологе; декламирует наизусть стихотворение и прозаический текст; пересказывает текст с опорой на сочетания слов, вопросы, рисунки; выражает свое мнение, делая короткие дополнения при пересказе, повторе данного образца; составляет 3-4 предложения по данным словам и самостоятельно, объединяет их в связный текст; строит связное высказывание на основе совместной работы над содержанием, языковыми средствами, с опорой на вопросы, рисунки, данное начало и др.; строитсвязный текст самостоятельно, высказывая своё отношение к тексту или ситуации из жизни; оценивает содержание и форму устных высказываний (с помощью учителя) |
3. Начальное обучение чтению и письму 3.1.Чтение и письмо слов с буквами, которые не различаются в русской и украинской графике: - слова, которые пишутся по фонетическому принципу (так, как произносятся): дом, двор, школа, урок и т.п.; - слова, в которых ударному звуку [о] соответствует звук [а] в первом предударном слоге (пишется буква о): дом – дома, мой – моя, он – она; - слова, в которых ударному звуку [а] после мягкого согласного соответствует звук [и] в первом предударном слоге (пишутся буквы а,я): пятна – пятно, взять – взяла; - слова, в которых во всех безударных слогах, кроме первого предударного, вместо звуков [о], [а] произносится короткий нечеткий гласный, напоминающий звук [ы] (пишется буква о или а): голова, сахар, карандаш, помогу и т.п.; - слова, в которых перед гласными произносится звонкий согласный, а в конце слова и перед глухим согласным – парный ему глухой (пишется одна и та же буква): друга – друг, сада – сад, города – город, сказать – сказка и т.п.; - слова с согласными звуками [г], [г']; - слова с согласными звуками [ч'], [ш'ш']; - произношение и написание слов с сочетаниями пя, мя, бя, вя. 3.2.Чтение и написание слов с буквами, которые различаются в русской и украинской графике Буквы ы, и, их звуковое значение Произношение и написание сочетаний жи, ши. Буква э, ее звуковое значение. Буква е; обозначение звука [э] после мягкого согласного под ударением (пень, день), звука [и] после мягкого согласного в слоге перед ударным (весна, пенал), звуков [йэ] в начале слога под ударением (ель), звуков [йи] в начале первого предударного слога (моему). Произношение и написание сочетаний же, ше, це. Буква ё, ее звуковые значения. Буква ь для указания на то, что буквы я, ю, е, ё, и после мягкого знака обозначают два звука: [й] + соответствующий гласный. Буква ъ, используемая для указания на то, что буквы я, ю, е, ё после нее обозначают два звука. 3.3. Совершенствование навыков чтения и письма Чтение вслух. Быстрое зрительное восприятие слов, состоящих из 2-4 букв. Понимание фактического содержания, основной мысли, отдельных образных выражений текста – после предварительного обсуждения, с опорой на вспомогательные материалы. Работа с книгой. Элементы книги: обложка (автор, название), корешок, страница, иллюстрация. Виды учебных материалов в учебнике (столбики слов, «живые звуки», таблички, тексты, рисунки, списки слов и др.). Развитие интереса к чтению познавательной и художественной литературы. Расширение круга детского чтения. Техника письма. Письмо прописных и строчных букв, безотрывное соединение 2-3 букв. Списывание текста, письмо по памяти; проверка написанного. Обучающее изложение. Самостоятельные письменные высказывания на основе жизненного опыта (3-4 предложения) | Ученик (ученица) называет русские буквы; читает плавно слоги, слова с буквами, похожими и различающимися в русском и украинском алфавитах; успевает прочесть (молча) и озвучивает показанную в течение короткого времени (1-2 сек) карточку со словом длиной 3-4 буквы или сочетанием слов из такого же количества букв (я и ты, а там, вот я и т.п.); пишет, соблюдая нужную высоту и ширину букв, безотрывно соединяя 2-3 буквы; проговаривает слово так, как оно пишется, и произносит его по правилам произношения; списывает слова, сочетания слов, предложения, проговаривая слова так, как их пишут, ставя знаки препинания; определяетударение в слове и объясняет, какой из звуков (ударный или безударный) можно писать по слуху; приводит примеры слов, в которых пишутся буквы б, в, г, д, з, а произносятся звуки [п], [ф],[к],[т],[с]; Ученик (ученица): различаетбуквы, которые пишутся одинаково в русском и украинском языках, а также новые буквы; правильноупотребляетбуквы ы, и, э, е, ё в русских словах, знает их звуковые значения; читает вслух текст слогами и целыми словами со скоростью 30-40 слов в минуту, соблюдая нормы литературного произношения, интонацию конца предложения; обнаруживает пониманиезначения воспринятых при чтении слов, сочетаний слов, предложений, а также фактическое содержание самостоятельно (после предварительной подготовки) прочитанного незнакомого текста, выполняя задания, не требующие построения развёрнутого высказывания, а именно: соотносит иллюстрацию и предложение, текст; задаёт вопросыпо тексту иотвечает на вопросы; выбираетодин из вариантов, содержащихся в альтернативном вопросе, который задан по тексту для проверки понимания; показывает в незнакомой книге обложку, корешок, номера страниц, иллюстрации; имя автора и название книги (на обложке, на корешке, в средине книги); высказываетпредположение о возможном содержании книги, рассматривая её обложку, иллюстрации к тексту; сопоставляет сказанное с реальным содержанием после слушания или чтения книги; находит на страницах учебника условные значки, а также различные виды учебных материалов (объяснение материала, примеры, упражнения, таблички, художественные тексты и др.) и объясняет их назначение; проверяет написанное, сверяя его с образцом; находит в группе слов то из них, которое написано неправильно (на материале проработанных слов); применяетуказанные в программе правила правописания; пишет без ошибок слова, данные в списке для запоминания; объясняет написания, которые регулируются правилами, предусмотренными программой; составляет письменный пересказ текста, который насчитывает 20-30 слов (после подготовительной работы); составляет письменное высказывание с опорой на вспомогательные материалы – иллюстрация, данное начало, сочетания слов и др. |
ІI. Языковая линия(в течение года)
Содержание учебного материала | Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
1. Текст. Предложение Содержание текста. Деление текста на части по содержанию. Заголовок текста, заголовки частей текста. Связность текста. Средства связи предложений в тексте: слово он (она, оно, они), повтор слова. Предложение. Предложения, содержащие сообщение, вопрос, просьбу или побуждение к действию). Обращение. | Ученик (ученица) различает текст и не связанные между собой предложения; находит в тексте слова он, она, оно, они, этот, а также повтор слова как средства связи предложений в тексте; использует средства связи в собственной речи; подбираетзаголовки к тексту и к частям текста, указанным учителем; находит в тексте предложения, различные по цели высказывания; составляети использует в речи предложения, содержащие сообщение, вопрос, просьбу или побуждение к действию; правильно интонирует их; ставит точку, вопросительный знак в конце предложения; различает в устной и письменной речи обращения, правильно употребляет их |
2. Слово Обогащение и активизация словарного запаса школьников, обусловленного программными темами (5-7 слов на 1 урок). Значение слова. Тематические группы слов. Вопросы к слову, соответствующие части речи, к которой оно относится. Отдельные грамматические формы (без употребления терминов): - существительные, род которых не совпадает в русском и украинском языках (собака, путь); - существительные в форме именительного падежа множественного числа на ги, ки, хи (книги, ученики); - существительные и прилагательные в форме творительного падежа множественного числа (ученическими тетрадями); -отдельные формы глаголов бежать, идти, дать, играть и др.; - формы прошедшего времени глаголов взять, брать, понять и т.п.; - предлоги с пространственным значением: у, в, под, над, к, от, из, с, по; - союзы если, что, чтобы и др.; - наречия очень, здесь, там, влево, вправо, вверх и др.; - частицы вот, уже, только, неужели. Усвоение наиболее употребительных синонимов и антонимов (без использования терминов). 3. Звуки и буквы. Слог. Ударение Слог. Ударение. Звуки слова. Цепочка звуков слова. Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки. Буквы русского алфавита. Звуковое значение букв (в сопоставлении с буквами украинского алфавита). Перенос. Неполное соответствие между написанием и произношением слова | Ученик (ученица) соотносит слово и изображение предмета, действия, признака; ставит вопросык словам: Кто? Что? Какой? Что делает? Сколько? Как? Где? Куда? и др.; делитряд слов на 2-3 группы по значению (профессии людей, работающих в школе; виды транспорта; слова, обозначающие время, количество и др.); подбирает слова с указанным значением; слова, относящиеся к отдельным тематическим группам (учебные вещи, родственники, домашние животные и др.); выбирает из ряда слов то, которому соответствует данное учителем толкование значения слова; объясняет значение слова (по образцу); составляет (по образцу) сочетания слов, построение которых (формы слова, предлоги) различается в русском и украинском языках; оценивает правильно/ неправильно употребленное слово; понимаетзначение синонимов и антонимов, умеет их использовать в собственной речи; совершенствует текст, заменяя неудачно использованные слова Ученик (ученица) произноситслово по правилам произношения (вслед за учителем); делит слово на слоги, определяет ударение в слове (вслед за учителем); произносит цепочку звуков слова (вслед за учителем); выделяет указанный звук слова; произносит согласные звуки без призвука гласного; различаетна слух гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки (с помощью учителя); различает буквы русского и украинского алфавитов (название, звуковое значение), не смешивает их при чтении и письме; объясняет, какой звук обозначен указанной буквой в слове |
4. Правописание Развитие орфографической и пунктуационной зоркости. Сопоставление произношения и написания слов. Правила правописания: - прописная буква в начале предложения, в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел; - написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу; - правило написания –цы, -ци; - перенос слова (по слогам, одну букву не переносят); - знаки препинания в конце предложения. Список слов для запоминания: кто, что, когда, тогда, это, она, они, ему, моя, моё, её, твоя, тебе, мне, одна, один, девочка, мальчик, отец, друзья, ребята, ученик, класс, пенал, тетрадь, карандаш, деревья, ветер, работа, хлеб, город, село, месяц, пошёл, надо, могу, есть, съел, маленький, большой, аккуратно, опять, чья, много, мало, очень, плохо, хорошо, русский, украинский, Украина, Киев, здравствуй, беседа, библиотека, весело, календарь, дежурный, неделя, до свидания (60 слов) | Ученик (ученица) произноситслово по правилам литературного произношения (вслед за учителем), затем проговаривает так, как его пишут; диктует себе при списывании, письме по памяти, проговаривая слово так, как его следует писать; объясняет отдельные особенности произношения слова в сопоставлении с его написанием (обозначение безударных гласных, некоторых согласных в конце слова); применяет правила употребления прописной буквы, написания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу; цы, ци; правило переноса слов; списывает, пишет под диктовку и по памятислова из списка для запоминания; ставитточку в конце предложения; списывает,пишет зрительно-слуховой диктант, проверяет написанное, сверяя его с образцом |
ІІІ. Социокультурная линия (в течение года)
Содержание учебного материала | Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
Расширение знаний, усвоенных в 1 классе об Украине как многонациональном государстве, о языках разных народов Украины, о прошлом и настоящем столицы Украины – Киеве, его памятных местах (площади, памятники, театры, музеи). Роль представителей русской культуры в развитии Киева. Правила поведения с незнакомыми людьми. Этикетные формулы, используемые в общении: Будьте добры! Прошу Вас (тебя). Всего хорошего! Ну как? Как дела? Всё в порядке? – Спасибо, всё хорошо. Знакомьтесь, пожалуйста, это - … Очень приятно! Не получилось? Ничего, не расстраивайся. Получится! Мне тоже очень интересно. – Правда? Неужели? Разве? А я и не знал. Никогда бы не поверил. Почему ты так думаешь? Ты так считаешь? Хочешь? Ты не хочешь? Жалко, что ты не хочешь. Хорошо, в другой раз. Замечательно! Чудесно! Не очень хорошо. Ужасно. Материальная русская культура. Возникновение и распространение народных ремесел. Народная архитектура. Город, село. Двор и улица. Дом. Декоративное оформление дома. Календарные празднования. Народные приметы. Пословицы и поговорки о временах года. Природа в произведениях мастеров русской живописи. Детский театр. Кукольный театр. История народной куклы. Балаган как народное искусство. Петрушка – русская народная игрушка. | Ученик (ученица) знает и может рассказать об Украине как многонациональном государстве, взаимодействии русской и украинской национальных культур; знает, что столицей Украины является город Киев и может рассказать о его достопримечательностях (Крещатик, набережные Днепра, музей книги и книгопечатания, литературные музеи, памятник А.С.Пушкину и др. представителям русской культуры); соблюдает правила общения, использует этикетные формулы; знаетнекоторые особенности развития ремесел в регионах России и Украины; различает характерные особенности построения жилищ в разных странах, в городах и селах; декоративного оформления домов средствами различных национальных культур; знаетособенности традиционных русских празднований, принимает участие в детских сезонных забавах; называет фамилии известных мастеров русской живописи, названия их произведений; ориентируется в русских народных забавах, называет виды детских кукольных театров; различает героев народных и авторских пьес для детей. |
ІУ. Графические навыки, техника письма, культура оформления письменных работ
(в течение года)
Содержание учебного материала | Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
Совершенствование графических навыков письма (скорость, разборчивость). Культура оформления письменной работы: соблюдение полей, абзацев (при списывании), аккуратность подчеркиваний, запись слов в столбик, с соблюдением вертикальности его левого края, обозначение ударения в слове. Культура записей на доске | Ученик (ученица) пишет правильно и достаточно быстро прописные и строчные буквы, правильно соединяет их в слове; не смешивает буквы русского и украинского алфавитов; соблюдает требования к оформлению письменной работы (в тетради и на доске) |
Класс