Контроль и оценка педагогической практики
Контроль, учет и оценка работы студентов осуществляется как руководителями практики, так и самими студентами. Самоконтроль и самооценка включает анализ и оценку студентами качества своей учебно-воспитательной работы, развитие профессиональных черт личности.
Контроль за работой студентов, ее учет и оценка предполагают количественную (количество проведенных уроков, мероприятий и т.п.) и отчетной документации, выполнение всех видов заданий по всем направлениям практики.
В оценке работы студентов используется текущий и итоговый учет и контроль.
Наблюдение за деятельностью студентов на уроке дает возможность судить об организационной, содержательной, дидактической и воспитательной сторонах учебного процесса. Проверка и учет работы студентов в качестве помощников или классных руководителей осуществляется в процессе текущей воспитательной работы при подготовки и проведении разнообразных внеклассных занятий и организации целенаправленной деятельности учащихся.
Форма контроля за работой студентов могут быть разнообразными: проведение индивидуальных и групповых собеседований руководителей практики со студентами, систематическая проверка документации и в первую очередь педагогических дневников практики. Оправдала себя такая форма контроля за деятельностью студентов-практикантов как проведение промежуточных конференций на факультетах после первой половины практики. На этих конференциях отчитываются старосты групп и отдельные студенты, выступают методисты и других руководители практики. Учет работы студентов период педагогической практики осуществляется путем наблюдения за учебно-воспитательной работой студентов и в процессе методической работы с ними. Проверка и учет должны предусматривать строгую индивидуальность подхода и систематичность проведения.
Итоговый учет предполагает защиту студентами результатов педагогической практики на школьных заключительных и научно-практических конференциях. В ходе защиты практиканты отчитываются о своей учебно-воспитательной работе, дают характеристику классу и отдельным учащимся. Учителя-предметники, классные руководители, преподаватели оценивают работу каждого студента, указывают положительные стороны и недостатки в проведении уроков и воспитательных мероприятий. Администрация учебного заведения (директор, его заместители), представитель факультета анализируют и оценивают деятельность группы в целом.
На промежуточных и итоговых конференциях студенты могут выступать с докладами и сообщениями, подготовленными на основе изучения опыта работы учителей-предметников и классных руководителей, участвовать в смотрах-конкурсах результатов своей научно- методической работы, например: диафильмов, наборов слайдов, планов-конспектов уроков и т.д.
К проводимым на факультетах итоговым научно-практическим конференциям оформляются выставки. Материалами для них служат различные подготовленные студентами наглядные пособия: таблицы, схемы, диаграммы, модели, тематические стенды, отчетные документы студентов, конспекты проведенных уроков и воспитательных мероприятий, дневники и
др.
Общая оценка работы каждого студента должна учитывать все стороны его деятельности в период практики. Она складывается из следующих составляющих оценок:
а) за учебную работу (включая проведение уроков и их анализ);
б) внеклассную работу по предмету;
в) за психолого-педагогическую характеристику;
г) за НИРС.
д) повседневная работа студента с учащимися - участие в жизни школы; -
ж) ведение документации;
з) отношение к практике - трудовая дисциплина.
При выставлении общей оценки за практику учитываются следующие критерии:
1. Полнота выполнения программы практики.
2. Отношение к своим обязанностям студентов-практикантов
(самостоятельность, творчество, ответственность).
3. Способы общения с учащимися и педагогами.
4. Качество и эффективность проведения отдельных форм воспитательной работы.
5. Уровень анализа и самоанализа педагогической деятельности.
6. Качество отчетной документации.
7. Повседневная работа студента с учащимися - участие в жизни школы.
8. Ведение документации.
9. Отношение к практике - трудовая дисциплина.
В определении общей оценки участвуют: руководитель группы, методист по предмету, тренер-преподаватель, методист по воспитательной работе, учителя физической культуры, классные руководители, руководители школы, имеющие непосредственное отношение к практике.
"отлично"