Проблема категориальной определенности в специальной педагогике.
Поскольку спец. педагогика является новой наукой, то принято говорить о некой неопределенности этой науки. То есть в своем категориальном аппарате использует медицинские, психологические термины. Перерабатывая содержание категорий она обретает свой язык.
К наиболее востребованным категориям относят:
- Коррекция- система медицинских, психологических и педагогических средств, направленная на исправление вторичных проблем психомоторного развития ребенка.
- Социальная адаптация - выработка у ребенка механизмов приспособления к меняющимся условиям действительности.
Соц.адаптация может быть 3-х уровней:
1.социально-бытовая – выработка у ребенка механизмов приспособления к меняющимся условиям быта.
2.социально-трудовая – выработка у ребенка механизмов приспособления к меняющимся условиям трудовой деятельности.
3.Социализация ребенка- выработка у ребенка механизмов приспособления ко всему многообразию меняющихся условий жизни в обществе.
- Абилитация -лечебные и/или социальные мероприятия по отношению к инвалидам или другим морально подорваным людям (осуждённым и проч.), направленные на адаптацию их к жизни
- Реабилитация -(является 1 из механизмов адаптации) – процесс восстановления утраченных функций.
- Интеграция - совместное обучение и воспитание детей независимо от наличия или отсутствия проблем в их развитии.
По характеру включения:
Полная – нахождение ребенка с проблемами в развитии с детьми, не имеющими этих проблем.
Неполная – нахождение ребенка с проблемами в развитии ограниченное время в общеобразоват.учреждении.
По механизму включения:
Интернальная – совместное обучение и воспитание детей со сходными проблемами в развитии, но разной степенью выраженности.
Экстернальная - совместное обучение и воспитание детей вне зависимости от наличия, характера и степени выраженности проблем в их развитии.
3 этапа интеграции:
1.подготовка ребенка.
2.подготовка среды к принятию данного ребенка.
3.постепенное включение подготовленного ребенка в подготовленную среду.
- Инклюзия-1 из видов интеграции – включение ребенка в общеобразовательную среду за счет подготовки этой среды к его принятию.
- Обучение - процесс двухсторонней активности учителя и учащихся, в результате которого учитель передает, а учащийся активно воспринимает знания, умения, навыки, формируется научное мировоззрение, развиваются творческие силы учащихся.
- Воспитание - субъектно-объектное взаимодействие, направленное на выработку у субъекта (ребенка) механизмов управления активностью.
Остановимся подробнее на категории спец. педагогики – коррекции.Коррекция – система медико-педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков в психофизическом развитии».Эффективность обучения достигается если коррекция носит комплексный характер: медицинская, психологическая, педагогическая. Медицинская: лечение направлено на компенсаторное развитие организма.
Психокоррекция направлена на устранение проблем в психическом и личностном развитии ребенка.Педагогическая коррекция направлена на повышение познавательных возможностей ребенка, формирование личностных качеств и стереотипов поведения. (составляющие: коррекционное обучение и коррекционное воспитание)
Коррекция это и средство и результат деятельности. Коррекция всегда имеет предмет и направлена на решение конкретной задачи (поведение, личностные качества, формирование мотивации познавательной деятельности).
Выделяют различные механизмы коррекции:
- Компенсация – возмещение дефицитарной функции за счет усиленного использования сохранных функций (при при сенсорных, моторных нарушениях.)
- При нарушениях интеллекта (восприятие, память, мышление) речь идет об «исправлении» или «подправлении».
- 3-ий механизм коррекции – «разрушение стереотипов» используется когда проблемная ф-я занимает место нормативной ( напр. при ортикуляционных нарушениях)
- «Модификация» - используется когда проблема развития имеет ярко выраженный социализированный характер (проблемы в общении поведении).
Коррекция может быть:
- Сопровождающей (коррекционное бучение)
- Каузальной (направленной на устранение причины, напр. нарушение поведения)
- Симптоматическая коррекция (причины не устраняются, устраняется симптом. Напр. При агрессивном поведении повышение самоконтроля. Сравнивая эти формы коррекции, безусловный приоритет в коррекции каузальной направленности перед симптоматической формой. Недостаточность симптоматической коррекции обусловлена тем, что одни и те же симптомы отклонений в развитии могут иметь различную природу, причины и психологическую структуру нарушений в развитии ребенка).
- Предварительная коррекция (направлена на профилактику появления нарушений в развитии, создание благоприятных условий для развития ребенка, устранения факторов риска
Коррекционно-воспитательная работа – исправление недостатков психического и физического развития с помощью лечебных и психолого-педагогических мероприятий.
Коррекционная направленность осуществляется с помощью создания охранительно-педагогического режима.
Охранительный режим – комплекс общих коррекционных мероприятий, направленных на снижение психофизиологических нагрузок ребенка, стабилизацию эмоционального состояния, нормализацию микросредовых условий, что способствует повышению познавательной активности и работоспособности детей. (Проведение лечебно-оздоровительной работы: физкультура, утр. гимнастика, подвижные перемены. Продуманный режим дня предполагающий чередование разных видов деятельности, формировании оптимальных отношений между детьми и педагогом и соблюдение педагогического такта)..
Коррекционное обучение осуществляется с помощью:
- Изменения сроков обучения (увеличения)
- Изменения содержания обучения (включены дополнительные предметы, доп. разделы, при изучении общеобразовательных предметов- пропедевтические, подготовительные разделы. Обучение строится с опорой на предметные виды деятельности: конструирование, лепка. Индивидуальный подход рассматривается как средство коррекции.
- Специфические средства: жестовая речь, точечный алфавит Браэля, тифлоприборы.
- Изменен темп прохождения материала
Задачи коррекционного развития ребенка
- коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка
- профилактика нежелательных тенденций личностного и интеллектуального развития».
Исходным принципом для обоснования целей и задач коррекции, а также способов их достижения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, определяемого исходя из понятия «зона ближайшего развития».
Зона ближайшего развития в отличие от зоны актуального развития – это то, что ребенок сможет усвоить при помощи взрослого в условиях специально организованной работы и в специально организованных условиях.