Организационно-подготовительная часть занятия.
• Знакомство в кругу.
• Упражнения на снятие мышечной усталости и активизацию психических процессов: «Сова», «Насос», «Шарик», «Думающая шляпа», «Бабочка на потолке».
Основная часть занятия.
Составление предложений по картинкам.
Детям раздаются карточки с изображением домашних животных.
Логопед показывает картинку «Незнайка» и говорит, что сейчас дети поиграют в Незнайку. Незнайка ничего не знает и все время спрашивает: «Кто это?», «Что делает?». Незнайкой будет...
Ребенок показывает детям свою картинку и задает вопросы; дети отвечают. Повторение. Дифференциация вопросов «Кто?», «Что делает?» (в виде игры «Поможем Незнайке задать вопрос к слову»).
Слова собака, стоп, стоит, лает, бегает, лошадь, коза, блеет, мычит, корова. Эта же игра проводится в другом варианте: услышав слово, дети поднимают карточку с одной или двумя полосками.
• Составление предложений по схеме.
Логопед: Жило-было на свете слово «мальчик». Пошло слово погулять, а навстречу ему другое слово — «играет» (выставляет на наборное полотно карточки с полосками). Встали слова рядом, и получилось предложение. Какое предложение получилось? (Ответ детей.) Слово «мама» стало рядом со словом «готовит» (на наборном полотне схема). Какое получилось предложение? Аналогичная работа проводится со словами: бабушка, вяжет, папа, работает, дедушка, читает). Как назвать одним словом слова «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», «мальчик»?
• Динамическая пауза.
Логопед: Вечером вся семья дома. Покажем, кто что делает. Дети показывают, как мама подметает пол, бабушка вяжет, папа забивает гвоздь, дедушка читает газету, а дети — девочки и мальчики…
Прыгают, как мячики,
Ножками топают,
Ручками хлопают,
Головой кивают,
Вместе отдыхают.
• Составление предложений по сюжетной картинке «Семья».
Уточнение понятий «сын», «дочь», «внук», «внучка», «сестра», «брат».
Составление предложений по картинкам.
Детям раздаются сюжетные картинки и предлагается ответить на вопросы: «Кто изображен на картинке?», «Что он делает?». Повторить получившееся предложение, выложить его схему. Согласование глагола с именем существительным в числе (в виде игры «Закончи предложение»).
Птица летит. Птицы...
Мальчик бежит. Мальчики...
Собака лает. Собаки...
Самолет летит. Самолеты...
Корова мычит. Коровы...
Девочка читает. Девочки…
• Составление предложений по схемам (в виде игры «Незнайка загадывает загадки»).
Логопед: Незнайка придумал предложение про солнышко и выложил его схему. Отгадайте, что это за предложение? Аналогично – предложения про дождик, доктора, учительницу, бабушку.
Заключительная часть занятия.
• Смысловая рефлексия занятия (что учились делать?).
• Эмоциональная рефлексия занятия (что понравилось, что не понравилось).
• Пароль на выход (составить предложение из двух слов, например: ученик, писать).
Тема 3. Занятие 1. Согласование имени существительного и глагола в числе.
Цель:
ü знакомство с формами единственного и множественного числа глаголов;
ü формирование практических навыков согласования имени существительного и глагола в числе;
ü активизация словарного запаса в рамках лексических тем: «Школа», «Семья», «Домашние животные»;
ü развитие внимания к языковым явлениям, слуховой памяти и артикуляционной моторики;
ü формирование групповой сплоченности, коммуникативных навыков.
Дидактические средства: картинки «Звукознайка», «Домашние животные»; сюжетные картинки «В школе», «Семья».
Ход занятия
Организационно-подготовительная часть занятия.
• Игра на групповое сплочение:
1-й круг: «Что я люблю?» — дети передают мягкую игрушку по кругу и называют свою любимую еду.
2-й круг: «Вкусный подарок соседу».
• Артикуляционная гимнастика, фонетическая зарядка
Основная часть занятия.
• Дифференциация вопросов «Что делает», «Что делают?».
Логопед просит выполнить действия одного ребенка и задает вопрос: «Что делает?», а затем это же действие выполняет вся группа и звучит вопрос «Что делают?» (идет-идут, прыгает-прыгают, плывет-плывут, машет-машут, топает-топают). Логопед предлагает сравнить вопросы «Что делает?» и «Что делают?» по звучанию и значению.
• Сообщение темы занятия.
• Подбор действий к картинкам.
На наборном полотне картинки: кошка, собака, свинья, волк.
—Какая картинка лишняя? Почему?
—Кто как голос подает? Что делает собака?
—А собаки?
(Аналогично: кошка — кошки, свинья — свиньи, волк — волки.)
• Динамическая пауза.
Вышли мыши как-то раз (дети маршируют)
Посмотреть, который час. (руки на пояс поворот вправо-влево)
Раз, два, три, четыре — (хлопки в ладоши)
Мыши дернули за гири. (имитация дергания за веревку)
Вдруг раздался страшный звон — (ладони к щекам, покачивание головой)
Побежали мыши вон! (бег на месте)
Мыши, замрите! Кто зашевелится после команды «Замри», того съела кошка.
Попробуем еще раз.
Образование глаголов I спряжения 3-го лица множественного числа.
• Работа с сюжетной картинкой «В школе». Ответы на вопросы «Кто?», «Что?», «Что делает?». «Что делают?».
• Игра «Ученики и учителя».
Логопед: Сейчас, ребята, мы поиграем в школу. Девочки будут ученицами, а мальчики — учителями. Мальчики, слушайте внимательно, правильные ли слова подберут девочки? (Затем наоборот.)
Учительница пишет и дети тоже ...
Учительница рисует и дети тоже ...
Учительница читает и дети тоже...
Учительница знает и дети тоже ...
Учительница идет и дети тоже...
Учительница поет и дети тоже...
Учительница несет и дети тоже...
Учительница ругает и дети тоже...
• «Дома».
Беседа по сюжетной картинке «Семья». Повторение родственных отношений. Вопросы типа: Мальчик маме кто? А бабушке? А девочке?
• Называние действий по показу.
Логопед: Утром мама и папа ушли на работу, дедушка пошел в магазин, а дети остались с бабушкой. Они очень любили бабушку, и стали все делать вместе с ней. Отгадайте, что делает бабушка?
Логопед жестами показывает действия, а дети называют их. После каждого ответа логопед просит повторить:
Бабушка стирает, и дети...
Бабушка подметает, и дети ...
Бабушка режет, и дети...
Бабушка шьет, и дети ...
Бабушка вяжет, и дети ...
Бабушка моет, и дети ...
Бабушка кушает, и дети ...
Заключительная часть занятия.
• Эмоциональная и смысловая рефлексия занятия.
• Пароль на выход.
— Первым выйдет тот, кто без ошибок закончит все предложения:
Птица поет. Птицы…
Мальчик идет. Мальчики…
Собака лает. Собаки…
Кошка мяукает. Кошки…
Девочка пишет. Девочки…
Ученик читает. Ученики…
Тема 4. Занятие 2. Согласование имени существительного и глагола в числе.
Цель:
ü закрепление практических навыков согласования имени существительного и глагола в числе;
ü активизация словарного запаса в рамках лексической темы «В лесу»;
ü развитие внимания к языковым явлениям, слуховой памяти, артикуляционной моторики;
ü формирование групповой сплоченности, коммуникативных навыков.
Зрительный ряд: картинки из серии «Звукознайка», «Один-много», шапочки с изображениями диких животных.
Звуковой ряд: музыка для релаксации «На лесной полянке».
Ход занятия