Организационно-подготовительная часть занятия.

• Знакомство в кругу.

• Упражнения на снятие мышечной усталости и активизацию психических процессов: «Сова», «Насос», «Шарик», «Дума­ющая шляпа», «Бабочка на потолке».

Основная часть занятия.

Составление предложений по картинкам.

Детям раздаются карточки с изображением домашних живот­ных.

Логопед показывает картинку «Незнайка» и говорит, что сейчас дети поиграют в Незнайку. Незнайка ничего не знает и все время спрашивает: «Кто это?», «Что делает?». Незнайкой будет...

Ребенок показывает детям свою картинку и задает вопросы; дети отвечают. Повторение. Дифференциация вопросов «Кто?», «Что де­лает?» (в виде игры «Поможем Незнайке задать вопрос к слову»).

Слова собака, стоп, стоит, лает, бегает, лошадь, коза, блеет, мычит, корова. Эта же игра проводится в другом варианте: услышав слово, дети поднимают карточку с одной или двумя полосками.

• Составление предложений по схеме.

Логопед: Жило-было на свете слово «мальчик». Пошло слово погулять, а навстречу ему другое слово — «играет» (выставляет на наборное полотно карточки с полосками). Встали слова рядом, и получилось предложение. Какое предложение получилось? (Ответ детей.) Слово «мама» стало рядом со словом «готовит» (на наборном полотне схема). Какое получилось предложение? Аналогичная работа проводится со словами: бабушка, вяжет, папа, работает, дедушка, читает). Как назвать одним словом слова «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», «мальчик»?

• Динамическая пауза.

Логопед: Вечером вся семья дома. Покажем, кто что делает. Дети показывают, как мама подметает пол, бабушка вяжет, папа забивает гвоздь, дедушка читает газету, а дети — девочки и мальчики…

 

Прыгают, как мячики,

Ножками топают,

Ручками хлопают,

Головой кивают,

Вместе отдыхают.

• Составление предложений по сюжетной картинке «Семья».
Уточнение понятий «сын», «дочь», «внук», «внучка», «сестра», «брат».

Составление предложений по картинкам.

Детям раздаются сюжетные картинки и предлагается ответить на вопросы: «Кто изображен на картинке?», «Что он делает?». Повторить получившееся предложение, выложить его схему. Согласование глагола с именем существительным в числе (в виде игры «Закончи предложение»).

Птица летит. Птицы...

Мальчик бежит. Мальчики...

Собака лает. Собаки...

Самолет летит. Самолеты...

Корова мычит. Коровы...

Девочка читает. Девочки…

• Составление предложений по схемам (в виде игры «Незнайка загадывает загадки»).

Логопед: Незнайка придумал предложение про солнышко и выложил его схему. Отгадайте, что это за предложение? Аналогично – предложения про дождик, доктора, учительницу, бабушку.

Заключительная часть занятия.

• Смысловая рефлексия занятия (что учились делать?).

• Эмоциональная рефлексия занятия (что понравилось, что не понравилось).

• Пароль на выход (составить предложение из двух слов, на­пример: ученик, писать).

Тема 3. Занятие 1. Согласование имени существительного и глаго­ла в числе.

Цель:

ü знакомство с формами единственного и множественного чис­ла глаголов;

ü формирование практических навыков согласования имени существительного и глагола в числе;

ü активизация словарного запаса в рамках лексических тем: «Школа», «Семья», «Домашние животные»;

ü развитие внимания к языковым явлениям, слуховой памяти и артикуляционной моторики;

ü формирование групповой сплоченности, коммуникативных навыков.

Дидактические средства: картинки «Звукознайка», «Домашние животные»; сюжетные картинки «В школе», «Семья».

Ход занятия

Организационно-подготовительная часть занятия.

• Игра на групповое сплочение:

1-й круг: «Что я люблю?» — дети передают мягкую игрушку по кругу и называют свою любимую еду.

2-й круг: «Вкусный подарок соседу».

• Артикуляционная гимнастика, фонетическая зарядка

Основная часть занятия.

• Дифференциация вопросов «Что делает», «Что делают?».

Логопед просит выполнить действия одного ребенка и задает воп­рос: «Что делает?», а затем это же действие выполняет вся группа и звучит вопрос «Что делают?» (идет-идут, прыгает-прыгают, плывет-плывут, машет-машут, топает-топают). Логопед предлагает сравнить вопросы «Что делает?» и «Что делают?» по звучанию и значению.

• Сообщение темы занятия.

• Подбор действий к картинкам.

На наборном полотне картинки: кошка, собака, свинья, волк.

—Какая картинка лишняя? Почему?

—Кто как голос подает? Что делает собака?

—А собаки?

(Аналогично: кошка — кошки, свинья — свиньи, волк — волки.)

• Динамическая пауза.

Вышли мыши как-то раз (дети маршируют)

Посмотреть, который час. (руки на пояс поворот вправо-влево)

Раз, два, три, четыре — (хлопки в ладоши)

Мыши дернули за гири. (имитация дергания за веревку)

Вдруг раздался страшный звон — (ладони к щекам, покачивание головой)
Побежали мыши вон! (бег на месте)

Мыши, замрите! Кто зашевелится после команды «Замри», того съела кошка.

Попробуем еще раз.

Образование глаголов I спряжения 3-го лица множественного числа.

• Работа с сюжетной картинкой «В школе». Ответы на вопросы «Кто?», «Что?», «Что делает?». «Что делают?».

• Игра «Ученики и учителя».

Логопед: Сейчас, ребята, мы поиграем в школу. Девочки будут ученицами, а мальчики — учителями. Мальчики, слушайте внима­тельно, правильные ли слова подберут девочки? (Затем наоборот.)

Учительница пишет и дети тоже ...

Учительница рисует и дети тоже ...

Учительница читает и дети тоже...

Учительница знает и дети тоже ...

Учительница идет и дети тоже...

Учительница поет и дети тоже...

Учительница несет и дети тоже...

Учительница ругает и дети тоже...

• «Дома».

Беседа по сюжетной картинке «Семья». Повторение родственных отношений. Вопросы типа: Мальчик маме кто? А бабушке? А девочке?

• Называние действий по показу.

Логопед: Утром мама и папа ушли на работу, дедушка пошел в магазин, а дети остались с бабушкой. Они очень любили бабушку, и стали все делать вместе с ней. Отгадайте, что делает бабушка?

Логопед жестами показывает действия, а дети называют их. После каждого ответа логопед просит повторить:

Бабушка стирает, и дети...

Бабушка подметает, и дети ...

Бабушка режет, и дети...

Бабушка шьет, и дети ...

Бабушка вяжет, и дети ...

Бабушка моет, и дети ...

Бабушка кушает, и дети ...

Заключительная часть занятия.

• Эмоциональная и смысловая рефлексия занятия.

• Пароль на выход.

— Первым выйдет тот, кто без ошибок закончит все предложения:

Птица поет. Птицы…

Мальчик идет. Мальчики…

Собака лает. Собаки…

Кошка мяукает. Кошки…

Девочка пишет. Девочки…

Ученик читает. Ученики…

Тема 4. Занятие 2. Согласование имени существительного и глагола в числе.

Цель:

ü закрепление практических навыков согласования имени су­ществительного и глагола в числе;

ü активизация словарного запаса в рамках лексической темы «В лесу»;

ü развитие внимания к языковым явлениям, слуховой памяти, артикуляционной моторики;

ü формирование групповой сплоченности, коммуникативных навыков.

Зрительный ряд: картинки из серии «Звукознайка», «Один-много», шапочки с изображениями диких животных.

Звуковой ряд: музыка для релаксации «На лесной полянке».

Ход занятия

Наши рекомендации