Девиантные школьники из неформальных групп общения

Процесс освоения общественных норм и ценностей у школьников с отклоняющимся поведением происходит через неформальную группу. Отверженность в семье, изоляция в классном коллективе вынуждают их искать среду обитания вне больших, организованных коллективов, в кругу себе подобных, во внешкольной среде, в сфере стихийно- группового общения.

Стихийно-групповое (неформальное) общение — важный фактор социализации несовершеннолетних, здесь они находят условия и возможности для собственной самореализации и самоутверждения. Стихийно-групповое общение часто ведет к усилению отклонений в поведении, но все зависит от характера и направленности группы (социальная и асоциальная направленность). Поэтому воспитательную деятельность нужно начинать с изучения особенностей тех неформальных групп, с которыми педагогу приходится сталкиваться.

Сущность внешкольного группового общения школьниковможно определить как процесс взаимного обмена мыслями, эмоциями, нравственными идеалами и духовными ценностями со сверстниками и взрослыми при их межличностном контакте, влияющий на сознание и поведение несовершеннолетних и происходящий в различных группах и коллективах вне школы.

А. Д. Гонеев выделяет следующие признаки неформальных групп общения:

- они разновозрастны и разнообразны по социальному составу;

- невелики по количественному составу (5-10 человек) и относительно стабильны;

- формируются в основном по признаку места жительства;

- в них довольно высокий уровень интенсивности общения.

Содержание группового общения и его направленность имеют большую воспитательную силу, оказывают влияние на формирование личности школьников иногда более сильное, чем целенаправленное воспитательное воздействие. Воспитательный эффект группового общения определяется тем, как представлено в этом общении социальное, нравственное начало, насколько сильны его позиции в тех компаниях по досугу, которые оказывают не второстепенное влияние на своих членов. Именно ценностные ориентации несовершеннолетних характеризуют их отношение со средой, коллективом, их важнейшие качества личности, что важно учитывать при изучении общения девиантных школьников и определении путей и средств их переориентации и коррекции.

Изучение групп неформального общения следует начинать с получения самых общих сведений о них:

1) сколько подобных неформальных объединений в данной местности; каково количество участников в каждом из них, кто в них входит (возраст, пол, национальность, социальное происхождение, образование, семья); связаны ли они с антисоциальными группами, правонарушителями, наркоманами, хулиганами; имеется ли у членов группы стремление к алкоголизму, спекуляции или развратному поведению.

2) получить ответы на вопросы социологического характера: интересы и культурный уровень членов группы; социальные и нравственные ценности и т. д. Желательно выяснить структуру и динамику группы: кто может быть членом группы, требования к нему, правила приема и выбытия, постоянен ли состав группы, как определяется лидер объединения молодежи, отношение к внешнему миру, наличие тенденции к росту или распаду группы.

3) получить фактический материал для разработки психологической характеристики наблюдаемого неформального объединения: мировосприятие членов группы; какие личностные особенности развивает у себя на деле представитель той или иной неформальной группы; как смотрят на неформалов окружающие люди, как сами члены неформальной группы представляют себя в глазах окружающих. Необходимо установить типологию существующих групп, их взаимодействие между собой в районе и перс­пективу развития.

А. Д. Гонеев выделяет три основных типа группового общения девиантных школьников: общественно нейтральный, асоциальный и переходный, включающий отдельные элементы как одного, так и другого типа.

Наши рекомендации