Итоговая аттестация студентов
Итоговая аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена (6 семестр) (в пятибалльной системе). Проводится в форме теста, содержащего 30 вопросов.
На экзамене проверяется:
- владение основными математическими и методическими понятиями;
- знание современных технологий математического развития дошкольников, основного программно-методического обеспечения дошкольного математического образования;
- умение применять современные технологии математического развития дошкольников в проектировании образовательной работы с детьми и родителями;
- ориентация в современных проблемах дошкольного математического образования;
- владение грамотной математической и педагогической речью.
Программа экзамена.
1. Основные идеи и задачи учебного курса. Предмет учебного курса. Содержание и значение обучения детей математике в ДОУ. Связь учебного курса «Теории и технологии математического развития дошкольников» с фундаментальными науками.
2. Этапы становления и развития научных основ обучения дошкольников математике.
3. Общие дидактические принципы обучения дошкольников элементам математики. Методы обучения детей элементам математики.
4. Формы организации обучения детей элементам математики. Роль дидактических средств в математическом развитии детей.
5 Примерная структура математического занятия.
6.Методические требования к занятию.
7. Планирование работы по математическому развитию детей в ДОУ.
8. Примерная схема конспекта занятия. Схема анализа занятия.
9. Понятие и способы задания множеств. Подмножества. Круги Эйлера.
10. Пересечение и объединение множеств.
11. Дополнение и разность множеств.
12. Разбиение множества на классы.
13. Понятие и способы задания соответствия. Взаимно-однозначные соответствия.
14. Понятие и способы задания отношений. Свойства отношений. Отношение эквивалентности и порядка.
15. Сущность счета, отрезок натурального ряда, понятие натурального числа и отношения порядка в теоретико-множественном подходе.
16. Сложение и вычитание в теоретико-множественном подходе.
17. Аксиомы Пеано, понятие натурального числа в аксиоматическом подходе. Сложение в аксиоматическом подходе.
18. Свойства множества натуральных чисел. Принцип построения натурального ряда чисел. Вычитание в аксиоматическом подходе.
19. Понятие натурального числа в величинном подходе. Сложение и вычитание чисел как мер величин.
20. Нумерация.
21. Этапы формирования и содержание количественных представлений. Физиологические и психологические механизмы восприятия количества.
22. Методика развития количественных представлений в дочисловой период: программные задачи; методика обучения понятиям «один», «много», «ни одного»; методика обучения сравнению множеств способами наложения и приложения.
23. Методика развития количественных представлений в период счетной деятельности. Программные задачи; формирование умения считать предметы, формирование умения считать с помощью различных анализаторов.
24. Методика ознакомления с принципами построения натурального ряда, методика обучения сравнению множеств на основе счета; методика формирования понимания абстрактности числа; методика ознакомления с порядковым счетом; методика ознакомления с цифрами.
25. Методика развития количественных представлений в период вычислительной деятельности. Программные задачи; методика ознакомления с составом числа из единиц; методика ознакомления с составом числа из двух меньших чисел;
25. Методика формирования умения решать задачи.
26. Понятие и свойства величины. Длина, ее измерение и свойства. Площадь, ее измерение и свойства.
27. Объем и его свойства. Масса тела и ее измерение.
28. Физиологические и психологические механизмы и особенности восприятия размеров предметов. Программные задачи изучения темы «Формирование представлений о величине и ее измерении». Методика ознакомления с различными параметрами величины предмета. Методика обучения сравнению величины предметов способами приложения и наложения.Методика работы по развитию глазомера. Методика обучения выкладыванию сериационных рядов.
29. Методика обучения измерению длины с помощью условной мерки.Методика обучения измерению длины стандартной меркой.
30. Методика формирования представлений об объеме жидких и сыпучих веществ.
31. Методика формирования представлений о массе. Методика обучения делению предметов и геометрических фигур на две и четыре равные части.
32. Понятие геометрической фигуры. Углы. Окружность.
33. Треугольник, его элементы. Свойства равнобедренного треугольника. Прямоугольный треугольник, его свойства.
34. Классификация четырехугольников. Определение, свойства и признаки параллелограмма.
35. Определения, свойства и признаки прямоугольника, квадрата, ромба, трапеции.
36. Многогранники. Правильные многогранники. Призма, прямоугольный параллелепипед, пирамида.
37. Тела вращения. Цилиндр, конус, шар и сфера.
38. Содержание геометрического материала в ДОУ. Физиологические и психологические механизмы восприятия формы предметов.
39.Методика развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах:методика формирования умения различать и называть плоские геометрические фигуры;методика ознакомления с признаками плоских геометрических фигур.
40. Методика ознакомления с объемными геометрическими фигурами.
41. Методика ознакомления с обобщающими понятиями: треугольник, четырехугольник, многоугольник;методика формирования умения определять форму окружающих предметов;методика обучения моделированию с помощью геометрических фигур.
42. Содержание понятия «ориентировка в пространстве». Физиологические и психологические механизмы восприятия пространства. Программные задачи. Методика формирования умения ориентироваться на своем теле («на себе»). Методика формирования умения различать пространственные направления относительно себя («от себя»). Методика формирования умения определять местоположение предмета относительно себя.
43. Методика формирования умения определять собственное положение в пространстве. Методика формирования умения ориентироваться относительно другого лица. Методика формирования умения определять местоположение предмета относительно других предметов.
44. Методика формирования умения двигаться в заданном направлении. Методика обучения ориентировке на листе бумаги. Методика формирования умения «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, планах- схемах.
45. Промежутки времени и их измерение. Содержание раздела «Ориентировка во времени». Физиологические и психологические механизмы восприятия времени. Программные задачи.
46. Методика ознакомления с частями суток.Методика ознакомления с понятиями «сутки, вчера, сегодня, завтра». Методика ознакомления с днями недели. Методика ознакомления с месяцами и временами года.Методика развития «чувства времени».
47. Объем и содержание понятия; определяемые и неопределяемые понятия, способы определения понятий; структура определения понятия.
48. Высказывания и операции над ними; кванторы,
49. Дедуктивные и недедуктивные умозаключения; правила вывода.
50. Методические приемы знакомства дошкольников с логическими понятиями. Этапы работы с высказываниями. Работа с составными высказываниями. Формирование логических приемов умственных действий.
51. Организация методической работы с воспитателем. Формы методической работы в ДОУ. Работа методиста в управлении образования.
52. Анализ современных программ математического образования дошкольников.
53.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы как обязательная часть структуры основной общеобразовательной программы ДОУ. Уровни диагностики математического развития ребенка. Роль и место экспресс-диагностик в педагогическом обследовании ребенка.
54. Системная диагностика как часть процесса развивающего обучения в педагогическом обследовании ребенка. Диагностика освоенности математических представлений детьми подготовительной к школе группы
55.Различные методические подходы к организации коррекционно-развивающего обучения в ДОУ. Разработка коррекционно-развивающего занятия по математике. Виды помощи ребенку при проведении занятия.
56. Сущность преемственности в работе школы и детского сада по обучению математике. Требования к математической подготовке будущих первоклассников. Формы работы по установлению преемственности между детским садом и школой по обучению детей математике.
Основные понятия дисциплины
Математическое развитие, математическое образование, технология, множество, соответствие, отношение, натуральное число, натуральный ряд, системы счисления, цифра, измерение, счет, величина, время, пространство, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве, форма предметов, геометрические фигуры, угол, окружность, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, трапеция, параллелограмм, многогранник, призма, пирамида, конус, цилиндр, шар, сфера, задача, сложение, вычитание, конструирование, моделирование.
Список литературы
Основная литература
1. Белошистая А.В.Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2005.
2. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. М., 2000.
3. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А. Столяра. М., 1988.
4. Фрейлах Н.И. Методика математического развития.- М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М., 2006.
Дополнительная литература
1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003.
2. Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
3. Михайлова З.А., Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.:»ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
4. Ягловская Е.К., Бурлакова И.А. Преемственность детского сада и начальной школы: психолого-педагогическая диагностика. – М.: МГППУ, 2010
Нормативные документы
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб.: ооо «Издательство «Детство-пресс», 2011.
2. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)(утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003 г.).
3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
4. Письмо Министерства образования РФ N 89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждениях на выбор программ и педагогических технологий» от 02.06.1998.
5. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 г. №666).
6. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Березина Н.О., Бурлакова И.А., Герасимова Е.Н. и др. Под научным руководством Асмолова А.Г.- М.: «Просвещение», 2011
7. Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации