Сильные и слабые стороны социометрического метода

Положительные стороны Отрицательные стороны
1. «Демократичность» оп­роса - регистрируются чув­ства и настроения всех чле­нов группы или коллектива (при социометрическом ан­кетировании необходимо опросить всех членов данной группы) 1. Ограниченные познавательные возмож­ности (отсутствие возможности для доста­точно глубокого и всестороннего анализа личности, группы и коллектива): а) фиксируются не все, а преимуществен­но эмоциональные отношения, выраженные в симпатии или безразличии; б) остаются в тени мотивация, причины тех или иных отношений индивидов); в) сравнительно небольшая информатив­ная ценность - по оценке У. Эссера и П. Ферстера, это 20 % информации, полу­чаемой «методом групповой оценки»; г) пригодна для исследования групп и коллективов, число членов которых не пре­вышает 40. Однако, в педагогической прак­тике, этот недостаток легко преодолим, так как количество учеников в классе, как пра­вило, не превышает такую численность. Кроме того, существует ограничение на частоту использования метода. Он не может применяться чаще, чем один раз в год
2. Количественная диаг­ностика структуры группы и коллектива, межличностных отношений и их динамики, спонтанных влечений и скрытых чувств, положения (статуса) индивида и его удовлетворенности общени­ем в группе или коллективе 2. Опасность субъективизма — реаль­ные отношения в быту и в процессе труда между людьми не всегда совпадают с теми, которые фиксирует социометрия
3. Возможность примене­ния систем ноструктурного анализа и моделирования личных (в основном эмоцио­нальных) отношений в груп­пе или коллективе 3. Число взаимных выборов, используе­мое в социометрической технике для уста­новления сплоченности коллектива, являет­ся ненадежным показателем — большое число взаимных выборов может отражать большое число замкнутых в себе группок, между которыми нет коллективистских отношений

Продолжение

Положительные стороны Отрицательные стороны
4. Возможность за короткое вре­мя собрать значительный по объему материал (не требуется проведения предтестовых процедур, проверки валидности методики; подготовка форм (опросных листов) не вызыва­ет затруднений даже у неподготов­ленного человека. Материал подда­ется математическостатистической обработке и может быть представлен наглядно. Обработка данных зани­мает всего несколько часов 4. Относительно сложная и про­должительная техника статистиче­ской обработки (особенно социо­метрических данных для больших коллективов и по многим критери­ям)

Несмотря на дискуссии относительно убедительности теоретикометодологической базы социометрии, социометрические методы все же дают хорошие исследовательские результаты, именно по­этому они охотно используются психологами и социологами.

В процессе проведения социометрического обследования важно соблюдать следующие правила:

- границы обследуемой группы должны быть четко обозначе­ны; группа должна иметь определенный опыт совместной дея­тельности (обычно не менее трех месяцев);

- опрос членов группы должен проводиться посторонним для данного коллектива лицом в доверительной, доброжелательной атмосфере;

- все выборы членами группы должны делаться самостоятель­но;

- вопросы должны формулироваться таким образом, чтобы они были понятны всем членам группы.

- критерии должны быть существенны и значимы для членов группы. Критерий – это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать одного или нескольких членов группы.

Возможны три основные группы выбора:

1)параметрическая процедура – количество выборов ограничивается 3-5;

2) непараметрическая процедура - разрешается полная свобо­да выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);

3) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия. Например, предлагается расставить всех учащихся класса по местам по степени их близости. Сначала назвать самого близкого товарища, затем менее близкого и т.д.

С точки зрения надежности и достоверности полученных ре­зультатов третий способ предпочтительнее.

С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ, хотя он и не раскрывает всего многообразия взаимоотношений в группе. Выявляются только наиболее субъективно значимые связи и отражаются лишь наи­более типичные, «избранные» коммуникации.

С психологической точки зрения социометрическое ограниче­ние заставляет испытуемых более внимательно относиться к сво­им ответам, выбирать для ответов только тех членов группы, ко­торые действительно соответствуют предлагаемым ролям парт­нера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов также значительно снижает вероятность случайных от­ветов.

Наши рекомендации