Тема: «Концепции социальной среды

Практическое занятие № 1

Тема: «Методология и методы социальной педагогики» (2 ч.)

Теоретические вопросы.

1. Социальная педагогика как наука.

2. Общенаучные и частные категории социальной педагогики.

3. Методы социальной педагогики.

4. Теории и концепции.

Задания.

1. Проанализировать периодические издания по проблеме.

2.Составить библиографию по теме «Методология социальной педагогики».

3. Выполнить конспект одной из прочитанных статей.

4. Начать работу над составлением терминологического словаря по основным категориям социальной педагогики: концепция, теория, метод, предмет, объект, гипотеза, эмпирический.

5. Подготовить эссе «Социальная педагогика – наука или искусство?»

Литература.

1. Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. - М., 1991.

2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

3. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

4. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе: учеб пособ. / под ред А.В. Мудрика. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004.

Практическое занятие № 2

Тема: «Концепции социализации.

Современный подход к социализации: социологический и педагогический аспекты проблемы»

(2 ч.)

Теоретические вопросы.

1. Теория социального становления личности И.С. Кона.

2. Роль А.В. Мудрика в разработке концепции социализации личности: педагогическое видение проблемы.

3. Теоретические воззрения М.А. Галагузовой, В.Б. Бочаровой, Л.Я. Олиференко, Ф.А. Мустаевой и др.

Задания.

1. Проанализировать первоисточники и периодические издания по проблеме (журналы «Социальная педагогика», «работа социального педагога в школе и микрорайоне», «Воспитание школьников», «Народное образование» и др.).

2. Подготовить сводную схему «Концепции социализации». Тезисы подкреплять цитатами из первоисточников. (Субъект-объектный подход к социализации. Теории социализации человека Э. Дюркгейма и Т. Парсонса. Субъект-субъектный подход к социализации. Теории Ч. Кули, У. Томаса, Ф. Знанецкого, Дж. Мида. Адаптивная теория социализации Дж. Дьюи. Ролевая концепция социализации (Р. Дарендорф, К. Лэнг-тон, Ф. Тенбрук. Критическая концепция социализации (К. Роджерс, В. Хайнц, А. Маслоу). Концепция социального научения (А. Бандура, Дж. Мак коби, Л. Мартин). Концепция "баланса идентичности" (Л. Кольберг, Ж. Пиаже))

3. Подготовиться к дебатам по проблеме «Современный подход к социализации: социологический и педагогический аспекты проблемы».

Дебаты – это чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Это разновидность публичной дискуссии участников дебатов направляющая на переубеждение в своей правоте третьей стороны, а не друг друга.

Подготовка предполагает выбор самостоятельную работу студентов с первоисточниками, составление библиографии по проблеме, реферирование основных источников, краткое изложение собственных взглядов на проблему.

Группа формирует 2 команды, задача которых заключается в отстаивании своей точки зрения.

Далее занятие проходит по схеме дебат.

Непосредственно в игре участвуют: председатель, секретарь и две команды («У» – утверждения и «О» – отрицания), состоящие из трех человек – спикеров. Это основные участники игры. Кроме них, необходимо выбрать трех экспертов, которые будут оценивать деятельность спикеров. Остальные студенты играют роль зрителей.

Регламент игры

Спикер Время выступления Комментарий
У1 5 мин Речь первого спикера утверждающей команды (У1) Спикер формулирует тезис, называет ключевые понятия и аспекты.
О3 к У1 2 мин Третий спикер отрицающей команды (О3) задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (У1)
О1 5 мин Речь первого спикера отрицающей команды (О1) Спикер формулирует антитезис, а также понятия и аспекты
У3 к О1 2 мин Третий спикер утверждающей команды (У3) задает вопросы первому спикеру отрицающей команды (О1)
У2 3 мин Речь второго спикера утверждающей команды (У2) Спикер приводит аргументы и поддержки в пользу своего тезиса
О1 к У2 2 мин Первый спикер отрицающей команды (О1) задает вопросы второму спикеру утверждающей команды (У2)
О2 3 мин Речь второго спикера отрицающей команды (О2) Спикер приводит аргументы и поддержки в пользу своего антитезиса
У1 к О2 2 мин Первый спикер отрицающей команды (У1) задает вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2)
У3 5 мин Речь третьего спикера утверждающей команды (У3) Спикер подытоживает то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов.
О3 5 мин Речь третьего спикера отрицающей команды (О3) Спикер подытоживает то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов.

Первый спикер утверждающей команды (У1):

- представляет утверждающую команду, тему, обосновывает ее актуальность;

- дает определения понятиям, входящим в тему;

- представляет точку зрения утверждающей команды;

- обосновывает аспекты рассмотрения данной темы;

- представляет аргументы утверждающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры (в соответствии с заявленными командой аспектами);

- переходит к доказательству выдвинутых аргументов (по возможности);

- четко формулирует общую линию утверждающей команды;

- задает перекрестные вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2).

Первый спикер отрицающей команды (О1):

- представляет отрицающую команду;

- отрицает тему (тезис, заявленный утверждающей стороной), формулирует тезис отрицания;

- принимает определения, представленные утверждающей стороной;

- представляет позицию отрицающей стороны;

- принимает аспекты утверждающей стороны или представляет другие аспекты;

- представляет кейс отрицающей стороны (стратегию отрицания, т.е. аргументы отрицающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры);

- опровергает аргументы утверждающей стороны, выдвинутые первым спикером утверждающей команды (У1);

- четко формулирует общую линию отрицающей команды;

- задает перекрестные вопросы второму спикеру утверждающей команды (У2).

Второй спикер утверждающей команды (У2):

- восстанавливает точку зрения утверждающей стороны;

- приводит новые доказательства;

- повторяет важные аспекты предыдущих доказательств;

- подробно развивает утверждающую позицию и подробно развивает утверждающий кейс;

- опровергает отрицающий кейс;

- не приводит новые аргументы;

- четко формулирует общую линию утверждающей команды;

- отвечает на перекрестные вопросы первого спикера отрицающей команды (О1).

Второй спикер отрицающей команды:

- восстанавливает отрицающую позицию;

- подробно развивает отрицающую позицию, обосновывая отрицающий кейс;

- продолжает опровергать утверждающую позицию;

- приводит новые доказательства;

- не приводит новых аргументов;

- четко формулирует общую линию отрицающей команды;

- отвечает на перекрестные вопросы первого спикера утверждающей команды (У1).

Третий спикер утверждающей команды (У3):

- еще раз акцентирует узловые моменты дебатов;

- следует структуре утверждающего кейса;

- возвращается к аспектам, выдвинутым первым спикером утверждающей команды (У1), и объясняет, как они подтверждают позицию утверждающей команды;

- выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе;

- сосредотачивается на сравнении утверждающих аргументов с отрицающими аргументами и объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны;

- не приводит новых аргументов 4

- завершает линию утверждения;

- задает вопросы первому спикеру отрицающей команды (О1).

Третий спикер отрицающей команды (О3):

- еще раз акцентирует узловые моменты;

- следует структуре отрицающего кейса;

- возвращается к аспектам, выдвинутым первым спикером отрицающей команды (О1), и объясняет, как они подтверждают позицию отрицания;

- выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе;

- сосредотачивается в этой речи на сравнении отрицающих аргументов с утверждающими аргументами и объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны;

- завершает линию отрицания;

- не приводит новых аргументов;

- задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (У1).

Итак, игра состоит из следующих раундов: речи спикеров, перекрестных вопросов, тайм-аутов, которые может брать каждая команда после окончания речи спикеров или перекрестных вопросов для подготовки к следующему раунду (дается не более 8 мин в течение игры каждой команде). Время для подготовки (тайм-аут) можно брать по частям по мере необходимости. Перекрестные вопросы задаются в порядке, предусмотренном правилами игры. Их цель – принизить, разрушить позицию противоположной стороны. Вопросы могут быть самые разные. Умело поставленный вопрос (каков вопрос, таков и ответ) позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позиции выступающего и тем самым определить дальнейшую тактику проведения дебатов.

Вопросы могут быть: уточняющие (закрытые), восполняющие (открытые), провокационные или улавливающие, контролирующие, активизирующие внимание, активизирующие память, развивающие мышление.

Литература.

1. Мудрик А.В. Социализация человека. – М.: Академия, 2006.

2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

3. Дорохова Т. Социальная педагогика в контексте отечественной истории // Социальная педагогика. – 2003.- №1. – С.34-38.

4. Ковалев В.Н. Социология социальной сферы. -М., 1993.5. Кон И.С. Ребенок и общество.- М., 1988.6. Котова И.Б. Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. Ростов н/Д, 1997.7. Харчев А.Г. Социология воспитания. - М., 1990.

8. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе: учеб пособ. / под ред А.В. Мудрика. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004.

Практическое занятие № 3

Тема: «Концепции социальной среды

Социальная среда как фактор социального воспитания» (2 ч.)

Теоретические вопросы.

1. Генезис идей педагогики среды.

2. «Гуманистическая» научная школа в рамках средового подхода к воспитанию: П.П. Блонский, Н.Н. Иорданский, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий и др.).

3. «Социологизаторская» научная школа: А.Г. Калашников, М.В. Крупенина, Н.К. Крупская, В.Н. Шульгин.

Задания.

1. Продолжить работу над составлением терминологического словаря по основным категориям социальной педагогики: педагогика среды, среда , воспитательная среда, воспитательное пространство, педология.

2. Выполнить доклад на тему: «Педология как учение» (индивидуально).

Литература.

1. Мудрик А.В. Социализация человека. – М.: Академия, 2006.

2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

3. Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. - М., 1991.

4. Дорохова Т. Социальная педагогика в контексте отечественной истории // Социальная педагогика. – 2003.- №1. – С.34-38.

5. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М., 1988.

6. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 5 т. М., 1971.

7. Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого — Москва: Прометей, 1993.

8. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М., 1986.

9. Семенов В.Д. Педагогика среды. Екатеринбург, 1993.

10. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1980.

11. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4 т. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР,1965.

Практическое занятие № 4

Тема: «Концепции социальной среды. Теория и практический опыт создания воспитывающей среды С.Т. Шацкого» (2 ч.)

Теоретические вопросы.

1. Роль С.Т. Шацкого в становлении «педагогики среды».

2. Основные труды ученого, посвященные данной проблеме.

3. Идеи интеграции внешкольной сферы занятости детей и школы в творческом наследии С.Т. Шацкого.

Задания.

1. Изучить основные произведения С.Т. Шацкого и тезисно оформить ведущие идеи его учения.

2. Продолжить работу над составлением терминологического словаря по основным категориям социальной педагогики.

3. Выполнить доклад на тему: «Жизнь и творчество С.Т. Шацкого» (индивидуально).

Литература.

1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

2. Дорохова Т. Социальная педагогика в контексте отечественной истории // Социальная педагогика. – 2003.- №1. – С.34-38.

3. Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого — Москва: Прометей, 1993.

4. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М., 1986.

5. Семенов В.Д. Педагогика среды. Екатеринбург, 1993.

6. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1980.

7. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4 т. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР,1965.

Практическое занятие № 5

Тема: «Концепции социальной среды Современные подходы к воспитывающей среде» (2 ч.)

Теоретические вопросы.

1. Идеи и опыт создания воспитательных систем. Система В.А. Караковского.

2. Идеи и опыт создания воспитательных систем. Система Л.И. Новиковой

3. Идеи и опыт создания воспитательных систем. Система М.И. Рожкова

4. Идеи и опыт создания воспитательных систем. Система Н.Л. Селивановой

5. Идеи и опыт создания воспитательных систем. Система Н.Е. Щурковой

Задания.

1. Проанализировать периодические издания по проблеме «Идеи и опыт создания воспитательных систем». Выполнить конспект одного из источников.

2. Продолжить работу над составлением терминологического словаря по основным категориям социальной педагогики: воспитательная система, воспитательное пространство.

3. Кейс-стади. Проанализировать и решить на выбор одну из социально-педагогических задач:

- задача № 31 // Галагузов А.Н. Социально-педагогические задачи: учеб пособ. - М.: ВЛАДОС, 2008. - С.87.

- задача № 46 // Там же. - С.90.

- задача № 11 // Там же. - С.106.

Литература.

1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

2. Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. - М., 1991.

3. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Тео­рия и практика школьных воспитательных систем./В. А.Каракоевский - М., 1996.

4. Новикова Л.И. Школа и среда – М., 1985.

5. Рожков М.И., Л.В. Байбородова Организация воспитательного процесса в школе. – М. 2000.

6. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М., 1986.

7. Семенов В.Д. Педагогика среды. Екатеринбург, 1993.

8. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

9. Щуркова Н.Е. Педагогика. –М, 2009.

Практическое занятие № 6

Тема: «Концепции социальной среды. Теория воспитательного коллектива А.С. Макаренко»

(4 ч.)

Теоретические вопросы.

1. Основные положения теории воспитательного коллектива.

2. Вклад А.С. Макаренко в становлении теории.

3. Опыт А.С. Макаренко в создании в социальной среде воспитательных коллективов. Колония имени Дзержинского.

4. Результативность деятельности А.С. Макаренков в коррекции девиантного поведения подростков.

Задания.

1. Проанализировать труды А.С. Макаренко. Выполнить рецензию на одно из произведений.

2. Продолжить работу над составлением терминологического словаря по основным категориям социальной педагогики: метод взрыва, метод перспективы, девиация.

Литература.

1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

2. Ковалев В.Н. Социология социальной сферы. -М., 1993.3. Кон И.С. Ребенок и общество.- М., 1988.

4. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 5 т. М., 1971.

5. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе: учеб пособ. / под ред А.В. Мудрика. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004.

Практическое занятие № 7

Тема: « Концепции социальной среды Современные концепции воспитания личности в коллективе» (2 ч.)

Теоретические вопросы.

1. Коммунарская педагогика И.П. Иванова. Основные положения теории Понятие коллектива и группы. Роль воспитательного коллектива в развитии и формировании личности.

2. Идеи А.Н. Лутошкина об педагогических возможностях и эмоциональных потенциалах коллектива.

3. Концепции самоуправления в детском коллективе (В.М. Коротов, М.И. Рожков и др.)

Задания.

1. Провести анализ классических педагогических произведений по его результатам составить библиографию по теме: «Воспитание личности в коллективе» (не менее 15 источников).

2. Подготовится к коллоквиуму «Педагоги прошлого и современности о проблемах воспитания в коллективе»

3. Подготовить аннотацию одного источника по теме.

4. Подготовить мультимедиа презентацию по одному из вопросов семинара (по желанию).

Литература.

1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

2. Иванов И. П. Воспитывать коллективистов./И.П.Иванов - М., 1984.

3. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М., 1990.

4. Коротов В.М. Развитие воспитательных функции коллектива. — М., 1974.

5. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М., 1988.

6. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 5 т. М., 1971.

7. Рожков М.И., Л.В. Байбородова Организация воспитательного процесса в школе. – М. 2000.

8. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

9. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе: учеб пособ. / под ред А.В. Мудрика. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004.

Практическое занятие 8

Тема: «Концепция социально-педагогической поддержки Педагогическая поддержка как особый вид педагогической деятельности» (2 ч.)

Теоретические вопросы.

1. Основные положения концепции педагогической поддержки.

2. Педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение, педагогическая защита – общее и различие в дефинициях.

3. Концепция педагогической поддержки О.С. Газмана.

Задания.

1. Подготовить выписки из произведений О.С. Газмана «Социализация человека» на тему «Педагогическая поддержка».

2. Продолжить работу над составлением терминологического словаря по основным категориям социальной педагогики: педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение, педагогическая защита.

3. Подготовить мультимедиа презентацию по одному из вопросов семинара (по желанию).

4. Подобрать социально-педагогические ситуации, которые можно решить, используя технологию педагогической поддержки. Смоделировать решение задачи.

Литература.

1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

2. Газман, О. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: концепция проектирования // Директор школы. — 2007 .— № 3 .— С.10-16.

3. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогическая поддержка и международный опыт //Классный руководитель. – 2000. - №3.

4. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. /Н.Е. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова и др., под общ ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2006.

5. Строкова Т.А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике // Педагогика. – 2002. - №4.

Практическое занятие № 9

Тема: « Генезис идей социально-педагогической поддержки» (2 ч.)

Теоретические вопросы.

1. Основные концептуальные положения социально-педагогической поддержки.

2. Принципы социально-педагогической поддержки.

3. Методы социально-педагогической поддержки.

4. Идеи Л.В. Соловьевой, Л.Я. Олиференко, Н.А. Соколовой о сущности и закономерностях социально-педагогической поддержки.

5. Социально-педагогическая поддержка как технология.

6. Социально-педагогическая поддержка разных групп детей.

Задания.

1. Завершить работу над портфолио «Концепция социально-педагогической поддержки: теоретические основания и технология реализации». Подготовиться к защите.

2. Подготовить библиографию «Социально-педагогическая поддержка как технология».

Литература.

1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

2. Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. - М., 1991.

3. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. /Н.Е. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова и др., под общ ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2006.

4. Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед./ Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

5. Соколова Н. Социально-педагогическая поддержка ребенка в учреждениях дополнительного образования // Социальная педагогика. – 2003. - №1. – С.42– 46.

6. Соколова Н.А. Социально-педагогическая поддержка личности ребенка как цель дополнительного образования // Дополнительное образование. - № 8. - 2004.

7. Фомин Н.С. Социально-педагогическая поддержка как условие ресоциализации личности // Теория и практика дополнительного образования. - 2008. - №6.

Наши рекомендации