Ранние этапы развития специального образования (XVIII-XIX вв.)

На ранних этапах становления специальной педагогики в Англии преобладающую роль играли отдельные частные и благотворитель­ные инициативы. Первые попытки государства решать организаци­0HHыe проблемы обучения детей и подростков с ограниченными возможностями относятся к XVIII - XIX вв. и касаются главным образом людей, имеющих нарушения слуха и зрения.

Английская тифлопедагогика и образование с.лепых связаны с именем Эдварда Раштона. Поэт, потерявший зрение в зрелом возра­сте, организовал в Ливерпуле школу для неимуших слепых (1791 г.), в которую принимали людей разных возрастных групп - от 14 до 45 лет.

В 1793 г. ремесленная школа-приют для слепых открылась в Эдин­бурге (Шотландия), а в 1799 г. - в Лондоне. В этих заведениях в основном занимались трудовым обучением незрячих, ибо в те вре­мена общепризнанным считалось мнение о том, что слепые не нуж­даются в каких-либо знаниях, а только в трудовых навыках. Кроме того, организаторы школ и сами не очень хорошо представляли, как учить незрячих. На ранних этапах все обучение велось «на слух». Тем не менее в некоторых учреждениях, в частности, в Эдинбурге, вос­питанники получали элементарные сведения по грамматике, ариф­метике, а также «общий взгляд на устройство солнечной системы,).

Попытки разработки методов и приемов обучения, доступных для незрячих учащихся, и ориентированных на их особые возможности, предпринимались такими педагогами-практиками, как Ричард Арми­тедж, Джон Карсон, Джеймс Галь, Жилье, Джон Альстон, Уильям Мун. Некоторые из них и сами бьши незрячими, поэтому по лично­му опыту знали, что необходимо и что доступно для людей, имею­щих нарушения зрения. Как правило, это бьши изобретенные ими варианты рельефных шрифтов, которые представляли собой различ­Hыe модификации английского алфавита, «переложенные,) для ак­тивного ощупывания слепыми.

Необходимость разработки таких шрифтов бьша обусловлена уве­личением количества школ для незрячих людей. Так, если за период 1791-1826 гг. в стране было только 8 таких школ, то к 1882 г. их чис­ло достигло уже 26. К середине XIX столетия авторских шрифтов становится так много, что приходится приступить К выбору опти­мального. Лучшим (из ранних) бьш признан рельефный шрифт, раз­работанный У. Муном (1818-1894).

У. Мун ослеп к 21 году. Однако это не сломило его. Молодой че­ловек принял решение обучать незрячих чтению тактильным мето­дом. В Англии того времени еще не был известен метод Брайля, од­нако нечто похожее уже существовало и активно использовалось, а сам Мун овладел некоторыми такими приемами еще до окончатель­ной потери зрения. Педагог-энтузиаст собрал группу незрячих детей и начал обучать их чтению. Его ученики различались как по возрас­ту, так и по имеющимся у них способностям, и педагога ждали ус­пехи и разочарования. Неудачный опыт обучения незрячего мальчи­ка, который, несмотря на все усилия, так и не смог выучиться чи­тать ни по одной методике в силу «слабых умственных способнос­тей», поставил Муна перед необходимостью изыскания новой мето­дики - использования «упрошенных букв». и действительно, тот же ученик вскоре выучился читать - сначала слова, потом - корот­кие предложения. А новый способ обучения - метод Муна - ши­роко вошел в практику работы школ для слепых.

Педагог печатал рельефным методом отрывки текстов с исполь­зованием своей системы упрощенных букв. Следует отметить, что первые книги для незрячих начинают издаваться с 1820 г. Мун изоб­рел приспособление, позволяющее тиражировать печатные работы, что заметно снизило стоимость печатной продукции.

Обучая слепых восприятию текстов, педагог стремился открыть для незрячих читателей Библию, и научить их читать эту книгу «с вниманием и пониманием», заимствуя эту идею у миссионерских обществ. К 1858 г. Библия бьша полностью воспроизведена для анг­лийских слепых читателей методом Муна.

Этому замечательному педагогу принадлежит идея создания Об­щества домашнего обучения, которое существует и в настоящее вре­мя, продолжая руководствоваться традициями, заложенными ее ос­нователем.

Несмотря на уже сложившиеся национальные методы обучения незрячих, с 80-х гг. XIX столетия в стране получает широкое распро­странение родившийся во Франции метод рельефных шеститочий Л. Брайля. Его популяризация в Англии связана с деятельностью из­дателя Р. Армитеджа.

Первые отдельные опыты изучения и обучения неслышащux де­тей и взрослых относятся к концу ХУП столетия. В подавляющем большинстве они осуществлялись энтузиастами-одиночками, обла­стью интересов которых не всегда бьша педагогика. Попытки обыч­но инициировались либо личным общением с неслышащими, либо появлением глухого ребенка в семье. Раннее обучение носило инди­видуально-частный характер, и бьшо доступно только для имущих людей.

Важно подчеркнуть, что в Англии с самого начала использовались вариативные методы обучения - на основе письменной речи, дактилирования, языка жестов - с целью поиска и выбора наиболее эффективного из них.

Именно такими, обусловленными личностными мотивами, были опыты обучения, за которые почти одновременно взялись У.Холдер и Д. Валлис 1, профессор Оксфордского университета и математик.

Холдер в 1659 г. согласился обучать глухого сына известного ад­мирала Пофэма. О результатах своей работы он рассказал в докла­де, сделанном на заседании Королевского научного общества в 1669 г. Холдер был убежден, что основой обучения глухих должны стать письменная речь и чтение. При этом он разработал метод, позволя ­ющий человеку, лишенному слуха, обращать внимание на легко сме­шиваемые при чтении с губ глухие и звонкие звуки, а также на раз­личающиеся значения слов в разных контекстах.

Д. Валлис приступил к обучению 25-летнего сына мэра г. Норт­хэма в 1660 г. В своей работе (до усвоения обучаемым артикуляции) он использовал язык жестов, которым глухие люди владеют спонтан­но, сочетающийся с восприятием письменной речи.

Директор частной школы в Оксфорде Дж. Долгано предложил свой метод обучения глухих, который можно считать прообразом дактильной «<пальцевой,» речи; он разработал алфавит, насчитыва­ющий более двухсот знаков. По мнению Долгано, начинать обучение детей этим методом можно уже в дошкольном возрасте. Педагог бьш глубоко убежден в том, что глухие располагают аналогичным со слы­шaщиMи потенциалом умственного развития, и при адекватных ус­ловиях обучения способны достигать соответствующего уровня зна­ний.

Интерес Г. Бейкера, основателя и владельца другой частной шко­ЛЫ, к проблеме обучения неслышащих людей бьш вызван личными мотивами - его племянница страдала глухотой. Им бьш разработан собственный метод обучения чтению, письму и развитию речи, ко­торый основывался на широком использовании письменной речи. Педагог считал, что обучение глухих - удел узкого круга профес­сионалов, и пресекал малейшие попытки ознакомления посторонних с методами, используемыми в его школе: за разглашение тайны взи­мался штраф в размере 100 фунтов стерлингов. Несмотря на то, что Г. Бейкеру принадлежал приоритет в создании особого учебного заведения для неслышащих, его начинание из-за крайней закрытости не получило особого признания.

I В связи С тем, что в научном мире имеет значение приоритетность рабо­ты, английская специальная литература признает У.Холдера первым учителем глухого человека, Д. Валлису принадлежит первенство в публикации своего опыта за рубежом.

Наибольшей известностью пользовалась частная школа священ­ника Томаса Брайвуда, открытая в Эдинбурге (Шотландия), по разным источникам, либо в 1760, либо в 1767 г. и размещавшаяся в его собственном доме. Обращение ее владельца к данной проблеме так­же не было случайным - один из его детей страдал глухотой. Не­смотря на отдельные довольно критические замечания современни­ков об этой школе, в частности, в связи с чрезвычайно высокой пла­той обучения, сведения о ней широко распространились как в род­ной стране, так и за рубежом.

Обучение неслышащих в этой школе со временем превратил ось в семейное дело: после смерти Брайвуда управление перешло к его вдове, а затем - к племяннику. Методы, используемые в работе с неслышащими детьми, в течение длительного периода сохранялись в тайне и стали достоянием общественности только в 1793 г., когда отец одного из учеников - американец Ф. Грин, - выпустил книгу с подробным описанием приемов работы с его сыном.

Племянник Брайвуда - Г. Уотсон впоследствии бьт назначен ди­ректором государственной школы «для глухих С рождения», которая бьта открыта в Эдинбурге в 1809 г.

Английский философ Джон Бульвер в 1848 г. опубликовал сочи­нение: «Философия, или гуманная помощь глухим и немым», в ко­тором представлено интересное исследование языка жестов. Пово­дом для этой публикации послужил опыт общения философа на язы­ке жестов с двумя неслышащими людьми. Обобщив свои наблюде­ния и ознакомившись с другими методами обучения, в частности, с чтением с губ, ученый пришел к выводу, что последний может стать универсальным для обучения глухих.

Реальные мероприятия по работе с умственно отсталыми людьми начали предприниматься намного позднее, чем аналогичные действия по отношению к слепым и глухим людям.

В течение нескольких столетий умственно отсталых относили к особой группе душевнобольных.

Первые упоминания о них в английских законах появились задол­го до любых попыток их обучения. Уже в ХН!в. законодательство достаточно четко разграничивало идиотов (idiota а nativitate) и поме­шанных (idiota а caиsa et infIТmitate), так как решение многих иму­щественных вопросов зависело от принадлежности к той или иной категории. Если до XN в. всякому «ленному» владельцу вменялась в обязанность забота об «идиотах», то при короле Эдуарде Н (1307 ­1327) опеку над землями врожденных «тупоумных» брал на себя сам король и излишки доходов поступали в королевскую казну. В случа­ях, если тупоумный признавался «помешанным», корона выступала в качестве опекуна: охраняла его имущество и доходы и возвращала их ему в случае выздоровления, или наследникам - после его смер­ти.

С XVI в. при монастырях создаются учреждения, в которых ум­ственно отсталые находят приют. Однако, если раньше законодатель­ство, хотя бы для решения имущественных споров, разграничивало умственно отсталых и «помешанных,), то теперь все разграничения отменялись, и первые рассматривались как своеобразная разновид ­ность помешанных (lиnatics).

В связи с этим положение их значитель­но ухудшил ось.

«Самая жестокая по отношению к идиотам мера, примененная законодательством, состояла в помещении их в заведения для поме­шанных. Кроткие и боязливые от природы, они помещались вместе с помешанными, - т. е. субъектами, подверженными страшным при­ступам буйства и опасным обманам чувств, разговор и пример ко­торых приносил им существенный вред. Вследствие наклонности к подражанию, они скоро перенимали все те непристойные выходки, которые проделывались у них перед глазами. Они перенимали руга­тельства и подражали диким манерам помешанных»!.

Вообще, отношение к пациентам в таких заведениях не отлича­лось гуманностью: они не получали должного ухода и лечения; сами лечебницы зачастую рассматривались как увеселительные заведения: толпы зевак приходили сюда, чтобы посмотреть на «безумцев».

Попытки некоторых влиятельных общественных деятелей и фи­лaHTpoпoB (Ф.Д. С. Честерфильда, Джона Ховарда) привлечь внима­ние к бедственному положению слабоумных в подобных лечебницах, вьщелить их в отдельные помещения и позаботиться хотя бы о ка­ком -то лечении, не получали поддержки общества.

Примером принципиально иного отношения к душевнобольным и слабоумным послужило открытие в 1796 г. в г. Йорке по инициа­тиве врача Уильяма Тьюка «Убежища для душевнобольных». Здесь не было ни цепей, ни решеток, пациенты имели достойное содержание и лечение.

Однако начинание Тьюка вплоть до 1815 г. не находило поддерж­ки властей. Только когда очевидные факты о бедственном положе­нии пациентов в других лечебницах стали достоянием гласности и началось парламентское расследование их деятельности, на работу Тьюка было обращено внимание. В это же время, по счастливому стечению обстоятельств, бьmа опубликована рецензия на книгу У. Ть­!Ока о результатах работы убежища. Положительный опыт содержа­ния душевнобольных в йоркской лечебнице послужил для парламен­та программным документом, а его идеи бьши признаны «гуманны­ми И достойными подражания».

Это во многом способствовало принятию законов о сумасшедших (1828, ]844 гг.), реформе психиатрической службы и деятельности лечебниц, а также увеличению количества психиатрических клиник для душевнобольных людей, к которым тогда причисляли и умствен­но отсталых. Значительный вклад в разработку данной проблемы внесли врачи У. Келлен (1712-1790), Дж. Броун (1735-1788), О.Хас­лем (1764- 1844).

I Айрленд В. Идиотизм и тупоумие. - М., 1880. - С. 34.

Постепенно, по инициативе врачей, помимо душевнобольных внимание общественности начинают привлекать умственно отсталые дети. В частности, согласно закону о бедных 1849 Г., нищие-идиоты, содержащиеся в «Публичных сумасшедших домах для бедноты», дол­жны отсьmаться в заведения, приспособленные для их воспитания.

Первый опыт обучения умственно отсталых детей относится к 1846 г. Педагог-энтузиаст мисс Уайт под влиянием идей врача У. Твиллинга, посетившего в Швейцарии Абендбергский приют ДЛЯ слабоумных и описавшего свои впечатления, открыла в городе Бате приют, рассчитанный на трех воспитанников. Через два года у нее уже было 15 детей. В 1851 г. благодаря пожертвованиям начал рабо­тать приют для слабоумных близ Лондона, который постепенно сде­лался одним из крупнейших подобных учреждений страны. К 1858 г. здесь уже жили и воспитывались 256 умственно отсталых детей и подростков.

К 70-м гг. XIX в. число благотворительных заведений для слабо­умных заметно увеличилось, а общее количество их воспитанников достигло 1100 человек. Однако это никак не удовлетворяло реальные потребности, ибо в очереди на обучение стояли 30 тыс. человек.

Наши рекомендации