Разновидность способов педагогического влияния на социально-психологический климат (атмосферу) группы
^убъект воздей-^~~-~-^^^ ствия Канал ^~~"~--^^ воздействия -~ | Педагог | Ребенок | Третье лицо |
аудиальный | |||
визуальный | |||
кинестетический |
Как видно из таблицы, способ влияния на групповую атмосферу в каждый момент — это выбор ответа на вопросы: кто влияет? и каким средством?
Однако способ сам по себе не окажет решительного влияния, он вообще нейтрален по отношению к атмосфере. Слова педагога могут повысить, но и понизить атмосферу. Прозвучавшая песня улучшает, но и ухудшает психологические обстоятельства. Предложенное угощение тоже обладает двояким влиянием.
Решает дело содержание влияния, но не формы влияния. Содержание должно быть социально-ценностным. В группу привносится ценность и, вовлекая в проживание ценностного отношения членов группы, содействует преобразованию всей совокупности отношений в группе.
• 5-241
Привнести в группу ценность — это значит выразить социально-ценностное отношение "здесь и сейчас"; проявить, проиллюстрировать, декларировать, утвердить, продемонстрировать, публично защитить, отстоять, провозгласить, оценить значимость для жизни человека. Формы такого привнесения самые разнообразные, как разнообразно в своих проявлениях отношение: слово, мимика, жест, действие, поступок, мотивировка, предметное об-ставление, поза, пластика, интонация, мелодика голоса или мелодика движений, темпо-ритм и прочее. Если сопоставить лишь только лексические формы выражения отношения, то станет ясна широчайшая палитра форм привнесения ценности в группу. Произведем же такое сопоставление разных лексических форм:
— Здравствуйте! — "Доброе утро!" — "Приветствую вас!" — "Счастливого дня!"
— "Спасибо!" — "Благодарю!" - "Признателен" — "Весьма тронут" — "Такая неоценимая услуга";
— "Начнем работать" — "Приступим" — "За дело!" — "Работа ждет!" — "Предстоит удовольствие от работы..."
— "Дети!" - "Ребята!" - "Друзья!" - "Товарищи мои!" -"Дамы и господа!"
— "Судари и сударыни!" — "Милые мои!.. Педагогически важно здесь следующее: предъявление
любой ценности изменяет атмосферу, будь это ценность человека, дела, красоты, знания, чести, свободы или что-то иное, более широкое или же более узкое. Иногда достаточно одного слова, одной улыбки, одного действия, чтобы развернуть вектор социально-психологической атмосферы в группе в сторону улучшения.
— Помогите, пожалуйста,- просит учитель. И можно фиксировать потепление отношений.
— ...Этот рыжий монах тонко чувствовал природу, и его скрипка заговорила голосом неба, птиц, леса, цветов, — рассказывает лектор, и зал замирает в ожидании чуда Вивальди.
—...Смотрите-ка, что я принес,^ сообщает психолог, красиво и нежно разворачивая упаковку первых цветов. — Жизнь вновь пробуждается, — и в классе как будто свежий ветерок разбудил тяжелую застывшую атмосферу.
Психологический климат продолжает свое воздействие и тогда, когда в группе нет педагога. Вот почему А.С. Макаренко замечал, что воспитание протекает "когда нас нет дома". Социально-ценностный климат
группы — это каждодневное воспроизводство ценностных отношений вне зависимости от присутствия либо отсутствия педагогического контроля, когда дети в полной мере субъекты проявляемых отношений. Тайна влияния психологического климата прячется в свободе субъектного выражения и, следовательно, в практике ценностного утверждения.
17.3. Группа в социальном пространстве воспитательного процесса
Соприсутствие ребенка в социальном пространстве осуществляется через соприсутствие ребенка в группе, как взаимодействующей общности двух и более людей, вступающих в контакт в ходе взаимодействия. Не затрагивая классификации всего разнообразия групп (ассоциация, кооперация, корпорация и другие, основательно рассматриваемые социологическими науками), отметим общее развивающее влияние группы вообще на ребенка.
Во-первых, благодаря взаимному обмену информации группа создает необходимые условия для каждого члена группы, содействуя общему развитию интеллекта ребенка. Во-вторых, группа — это богатейшее поле эмоционального напряжения, где переплетается удивительное многообразие эмоциональных проявлений индивидуальностей, где субъект черпает эмоциональный опыт и сам обогащает разворачивающуюся перед ним палитру эмоциональных откликов на реальную действительность. В-третьих, в групповом взаимодействии ребенок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни. В-четвертых, в группе ребенок обнаруживает свою несхожесть с другими людьми, а если это его сверстники — с другим "Я", и познает самого себя в таком сопоставлении с другими. Наконец, группа предоставляет возможность ребенку выразить себя, избрав то, что интересно, по силам, соответствует способностям, и так как в группе спектр социальных полей широк1, то именно в группе интенсивно формируется яркая индивидуальность ребенка.
1 Заметим попутно: педагоги знают, как трудно работать с группой менее 12-15 человек, где этот спектр сужен и обеднен.
Бесспорно многоплановое развитие неминуемо и максимально в той группе, которая может быть охарактеризована как коллектив. Чтобы доказать это, произведем сопоставление самого низшего уровня группы — группы случайно собранных людей, аморфной1, часто именуемой название коллектива. Оформим такое сопоставление.
В диффузной группе: | В коллективе: , |
— положение человека неустойчиво и неопределенно, поэтому он робок и неуверен в поступках; — лидер группы случайный, нет гарантии, что лидерство не захватит лицо асоциальной ориентации; — отношение к делу регулируется администрацией; для большинства - некое принуждение; — отношение к руководителю как к вышестоящему лицу, облеченному властью над каждым; — отношение к группе защитно- оборонител ьное; — по отношению к себе психологическая зажатость, скованность, робость; — по отношению к Другому: скрытая агрессия, конкуренция. | — положение человека устойчиво, определено, поэтому он свободен в поведении; — лидером группы является уважаемое большинством или всеми лицо с социально-ценностной ориентацией; — отношение к делу как лич-ностно значимому для каждого члена или для большинства; — отношение к руководителю как к наиболее опытному и умелому товарищу, которого группа наделила полномочиями; — отношение к группе открытое, товарищеское; — по отношению к себе: свободное проявление "Я", инициативность; — по отношению к Другому: принятие как данности, ответственная зависимость, дружба. |
Сопоставление полярных характеристик выявляет высочайшие преимущества коллектива: будучи микросредой для подрастающей личности, он обеспечивает естественное, легкое, защищенное, щадящее вхождение в социум, обретение социального опыта жизни на уровне социальных и культурных достижений, позволяет такого рода вхождение в социум, когда индивидуальности не прихо-
1 Аморфный (гр. amorphos) — бесформенный; диффузный (лат. diffusio разлитие) — рассеянный. 452
длтся расплачиваться за приобретение социокультурного опыта потерей своего личностного своеобразия. В любой другой малой группе, в ассоциации, кооперации, корпорации человек не находит такой степени защищенности и, в то же время, такой степени свободы проявления своего "Я", как это предоставляет ему коллектив. Заметим попутно: лишь обыденное, житейское, обывательское представление о коллективе предполагает давление на личность и нивелировку личностных особенностей человека, якобы, находящегося в коллективе, но житейско-обыденный образ коллектива больше напоминает "стадо", "тусовку", "стаю", то есть диффузную группу.
Коллектив — это взаимодействующая общность, объединенная социально-ценностными отношениями. Ценность исходным порядком задает данной группе благоприятный психологический климат, а общая цель высокого социального плана служит основой единения и формирующихся в ходе совместной, а далее коллективной деятельности отношений ответственной зависимости между членами группы. История их взаимодействия, протяженная во времени, преобразуя группу в совокупный субъект, порождая способность ее быть единым организмом и выступать в социальном пространстве как некое автономное лицо, обладающее способностью ставить цель, осознавать мотивы, планировать и организовать деятельность и оценивать единый результат этой деятельности.
В коллективе личность езсбсдна, защищена, творчески раскрыта, имеет поддержку и помощь, а поэтому ее деятельность сопровождается успехом. В диффузной же группе, полярной противоположности коллективу, личность подавлена, несвободна, боязлива, опаслива и поэтому в деятельности не достигает максимального для нее успеха.
Педагог, работая с группой детей, должен позаботиться о развитии внутригрупповых отношений и содействовать рождению коллектива как наиболее благоприятного социального пространства.
Советская педагогика основательно разработала методику организации детского коллектива. Такие педагоги, как С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, а позже В.М. Коротов, И.П. Иванов, осветили путь движения группы к коллективу. Вот его основные вехи:
— педагогическое требование, а ныне скажем, утверждение социально-ценностных норм жизни группы;
- — коллективная деятельность, единый результат которой достигается усилиями каждого члена группы;
— самоуправление, а ныне скажем, демократические основы руководства жизнедеятельностью группы, базирующееся на возложении полномочий и смене лидеров группы в разноплановой деятельности;
— перспектива завтрашней радости: близкая, средняя, далекая — придающая энергическое движение группе;
— традиции группы, фиксирующее коллективные продвижения и оформляющие автономность и отличность коллектива;
— постоянная напряженная духовная деятельность по осмыслению ценностей жизни и содержания собственного бытия;
— участие группы в общественной жизни, реальная включенность в социальное пространство в качестве автономной единицы с ее оформленным представительством;
— расширение и углубление межличностных отношений в группе, содействие высокому статусу в группе каждого ребенка.
Благодаря достаточно длительному опыту совместной деятельности, благодаря предоставленной педагогом возможности осмысливать свое "Я" в разнообразной коллективной деятельности, а также осмысливать группу как некий единый организм, некую сообщность, имеющую свое лицо, волю, свою историю, особенность содержательной жизни, — благодаря всему этому рождается совершенно удивительное психолого-педагогическое явление — совокупный субъект. Группа преобразуется в субъект деятельности, жизни, а значит, и своей истории. Она выступает как единое лицо, ставящее единую цель, способную принять принципиально некий единый мотив организуемой деятельности, умеющее отбирать средства и способы деятельности, организовывать исполнение операций (действий) по достижению цели, оценить и проанализировать произведенное. Вкупе (отсюда идет название "совокупный") все члены группы, будучи индивидуальностями, носителями особенных взглядов, мнений, реакций, восприятий, соединяют свои воли, мнения, оценки, представления о желаемом результате и направляют целевую активность на достижение желаемого. Каждый в данном общем движении исполняет свою роль, определенную его особенностями личности, никак не подвергаясь нивелировке, по-
давлению, уничтожению личностных своеобразий. Яркие примеры рождения совокупного субъекта преподносит нам художественная творческая групповая деятельность, групповая спортивная деятельность, трудовая деятельность — такого рода деятельность, где усилия всех направлены на общий и единый результат (например, школьный спектакль, обустройство площадки, спортивные состязания, издание рукописного журнала).
Социальное развитие школьника проходит чрезвычайно интенсивно, когда воля совокупного субъекта (группы) и воля индивидуального субъекта (отдельного члена группы) сопрягаются, то противостоя, то сливаясь, то противоборствуя, то дополняя друг друга.
Педагог, став во главе группы, а значит, приняв на себя огромную ответственность за развитие микросреды каждого воспитанника, последовательно и неуклонно расширяет полномочия группы как будущего субъекта, вовлекая всех членов группы в осмысление деятельности, оценку результатов деятельности и, в итоге, в осознание цели и мотива планируемой работы. Таким образом, группа приобретает способность быть субъектом деятельности, все более и более расширяя свои полномочия в общем контексте школьной жизни.
Расширение полномочий становится основанием для создания системы самоуправления группы, а вернее, самоуправления коллектива, ибо по мере роста полномочий увеличивается уровень развитости социальных связей в этой группе, приобретающей все более отчетливо черты коллектива: отношения ответственной зависимости; глубина дружеских связей; ценностные ориентации и высокое поле психологического климата; качественность предметной деятельности; внимание каждой индивидуальности; актуальное проживание социальных событий, проблем, ситуаций; ощущение своей группы как части общества.
Коллектив, как всякий живой организм, рождается, развивается, проходит кризисные этапы, распадается, умирает и вновь способен к возрождению. Детский коллектив особенный: дети, вырастая, покидают воспитательное уч реждение, идет постоянная смена лидеров, интересов, форм деятельности, иерархий ценностей. Динамичность осложняет работу педагога, однако если вырабатываются традиции коллектива, он при такой динамике долго живет, меняя содержательное наполнение жизни, но сохра-
няя принципиальные позиции, которые передаются по эстафете от поколения к поколению в том случае, если реализуется разновозрастной подход к организации жизни коллектива и к совместной деятельности малыши, подростки и старшеклассники выступают как равноправные члены.