Заключение и выводы к главе 4
1. Рассмотрены основные физиологические механизмы взаимо
действия резонаторов с работой гортани и дыхания.
2. Анализ физиологических механизмов колебания голосовых
связок показывает необоснованность нейрохронаксической теории
Р. Юссона и позволяет объяснить все многообразие режимов рабо
ты голосовых связок в свете РТИП, т.е. автоколебательным меха
низмом на резонансной основе (§ 4.3.).
3. Исследования выявили двойную роль дыхательного ап
парата в пении - как «мехов» (пневматическая роль) и как резона
тора (§4.5.). В связи с этим понятие «вдыхательная уста
новка» также приобретает двойной смысл, т.е. как средство
регулирования: а) подсвязочного давления и параллельно б) груд
ного резонанса (§ 4.6.). Исследования указывают при этом на осо
бую роль диафрагмы как важнейшего регулятора резонансных
свойств голосового аппарата и певческого состояния гортани (§ 4.7.).
4. Показано, что триада «дыхание - гортань - резонаторы» об
разует взаимосвязанную целостную систему благодаря на
личию между ее частями как прямых, так и обратных сил
взаимодействия трех типов: а) акустических, б) пневматических и
в) нервно-рефлекторных. Указанные шесть типов взаимодействия
Искусство резонансного пения 217
(взаимозависимости) между работой дыхания, гортани и резонато-
ров названы системными связями.
5. При этом особо подчеркивается зависимость гортани и го
лосовых связок от работы как дыхания, особенно диафрагмы,
так и резонаторов, объясняются причины уязвимости гортани,
подверженности ее профессиональным заболеваниям и пути за
щиты от перегрузок.
6. Наличие указанных взаимосвязей в системе «дыхание - гор
тань - резонаторы» является физиологической основой
целостности голосового аппарата певца и вместе с тем обосно
ванием возможности и целесообразности использования в вокаль
ной педагогике методов косвенного (опосредованного) воздейст
вия на работу гортани и голосового аппарата в целом.
7. Методы косвенного, системного воздействия на голосовой
аппарат и особенно на работу гортани, по сравнению с методами
прямого на нее воздействия, имеют физиологически и практически
доказанное преимущество, так как оказывают не местный эффект
на голосовые связки (что приводит к рассогласованию системы), а
влияют на всю систему голосообразования, не нарушая ее целост
ности и согласованности работы в процессе пения.
8. П р и н ц и п ц е л о с т н о с т и г о л о с о в о г о а п п а р а т а п е в ц а
как взаимосвязанной системы «дыхание - гортань - резонато
ры», нашедший физиологическое обоснование в ходе разработ
ки РТИП, ввиду его важнейшего научно-практического значе
ния, следует отнести к числу основных методологических
принципов вокальной педагогики.
218 В.П. Морозов
ГЛАВА 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РЕЗОНАНСНОГО ПЕНИЯ
Психология пения является наименее
разработанным участком вокально-педа-
гогической теории. В то же время весь
процесс обучения, образования и воспита-
ния неразрывно связан с формированием
психологии певца.
Д. Аспелунд
Психологии пения как науки, к сожалению, не существует.
Иногда упоминают, что психология для певца нужна (воля, на-
стойчивость, память, внимание и т.п.). Это общие психологические
качества, нужные каждому человеку. Нужны они, разумеется, и
для певца. Но это не специальная психология пения. Для ис-
кусства пения нужна не просто психология, нужна психология ов-
ладения и владения резонансной техникой пения. Это спе-
циальная психология. В чем ее сущность и значение? Глава 5
посвящена ответам на эти вопросы.
РЕЗОНАНСНОЕ ПЕНИЕ,
ЭМОЦИИ И ВООБРАЖЕНИЕ
Математическая верность в музыке и
самый лучший голос в музыке мертвенны
до тех пор, пока математика и звук не
одухотворены чувством и воображением.
Ф. Шаляпин. «Маска и душа»
...Тот род явлений, который субъективно
изображается как эмоция, может быть не
только бесполезным эпифеноменом нервного
действия, но способен управлять некоторы-
ми существенными стадиями в научении и в
других подобных процессах.
Н. Винер
Методы эмоционального образного представления певческого
процесса и его терминологического описания (типа «как будто» и
др.), широко распространенные в вокально-педагогической практике,
нередко подвергаются критике как «научно необоснованные», «не-
объективные», «фантастические» и т.п. «Надо категорически изго-
нять из педагогической практики термины, сравнения, аналогии и
т.п., которые не только не имеют ничего общего с наукой, но и прямо
противоречат здравому смыслу» (Павлищева, 1964).
Искусство резонансного пения 219
Критика вызвана рядом причин, но главным образом, действи-
тельно, отсутствием научных обоснований правомочности эмо-
ционально-образной вокальной терминологии и методов типа «как
будто». В связи с этим в данной главе приводится ряд эксперимен-
тально-теоретических обоснований не только правомочности, но и
целесообразности такого рода метафорических методов и терми-
нов (с позиций психофизиологической науки).
Эмоции в пении играют две важнейшие роли: эстетиче-
скую, т.е. как средства музыкально-художественной выразитель-
ности, о чем много говорится и пишется (см., например: Жданов,
1994, 1996), и дидактическую, т.е. как средства формирования
голоса певца, воздействия на вокальную технику (Морозов, 1977,
1982, 1983), о чем говорится мало и практически не пишется в во-
кально-методической литературе. Между тем образ и эмоции
и м е ю т о г р о м н е й ш е е з н а ч е н и е в о в л а д е н и и р е з о -
нансной техникой пения. Это важнейшее психологиче-
ское средство обучения резонансному пению.