Заключение и выводы к главе 4

1. Рассмотрены основные физиологические механизмы взаимо

действия резонаторов с работой гортани и дыхания.

2. Анализ физиологических механизмов колебания голосовых

связок показывает необоснованность нейрохронаксической теории

Р. Юссона и позволяет объяснить все многообразие режимов рабо

ты голосовых связок в свете РТИП, т.е. автоколебательным меха

низмом на резонансной основе (§ 4.3.).

3. Исследования выявили двойную роль дыхательного ап

парата в пении - как «мехов» (пневматическая роль) и как резона

тора (§4.5.). В связи с этим понятие «вдыхательная уста

новка» также приобретает двойной смысл, т.е. как средство

регулирования: а) подсвязочного давления и параллельно б) груд

ного резонанса (§ 4.6.). Исследования указывают при этом на осо

бую роль диафрагмы как важнейшего регулятора резонансных

свойств голосового аппарата и певческого состояния гортани (§ 4.7.).

4. Показано, что триада «дыхание - гортань - резонаторы» об

разует взаимосвязанную целостную систему благодаря на

личию между ее частями как прямых, так и обратных сил

взаимодействия трех типов: а) акустических, б) пневматических и

в) нервно-рефлекторных. Указанные шесть типов взаимодействия

Искусство резонансного пения 217

(взаимозависимости) между работой дыхания, гортани и резонато-

ров названы системными связями.

5. При этом особо подчеркивается зависимость гортани и го

лосовых связок от работы как дыхания, особенно диафрагмы,

так и резонаторов, объясняются причины уязвимости гортани,

подверженности ее профессиональным заболеваниям и пути за

щиты от перегрузок.

6. Наличие указанных взаимосвязей в системе «дыхание - гор

тань - резонаторы» является физиологической основой

целостности голосового аппарата певца и вместе с тем обосно

ванием возможности и целесообразности использования в вокаль

ной педагогике методов косвенного (опосредованного) воздейст

вия на работу гортани и голосового аппарата в целом.

7. Методы косвенного, системного воздействия на голосовой

аппарат и особенно на работу гортани, по сравнению с методами

прямого на нее воздействия, имеют физиологически и практически

доказанное преимущество, так как оказывают не местный эффект

на голосовые связки (что приводит к рассогласованию системы), а

влияют на всю систему голосообразования, не нарушая ее целост

ности и согласованности работы в процессе пения.

8. П р и н ц и п ц е л о с т н о с т и г о л о с о в о г о а п п а р а т а п е в ц а

как взаимосвязанной системы «дыхание - гортань - резонато

ры», нашедший физиологическое обоснование в ходе разработ

ки РТИП, ввиду его важнейшего научно-практического значе

ния, следует отнести к числу основных методологических

принципов вокальной педагогики.

218 В.П. Морозов

ГЛАВА 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

РЕЗОНАНСНОГО ПЕНИЯ

Психология пения является наименее

разработанным участком вокально-педа-

гогической теории. В то же время весь

процесс обучения, образования и воспита-

ния неразрывно связан с формированием

психологии певца.

Д. Аспелунд

Психологии пения как науки, к сожалению, не существует.

Иногда упоминают, что психология для певца нужна (воля, на-

стойчивость, память, внимание и т.п.). Это общие психологические

качества, нужные каждому человеку. Нужны они, разумеется, и

для певца. Но это не специальная психология пения. Для ис-

кусства пения нужна не просто психология, нужна психология ов-

ладения и владения резонансной техникой пения. Это спе-

циальная психология. В чем ее сущность и значение? Глава 5

посвящена ответам на эти вопросы.

РЕЗОНАНСНОЕ ПЕНИЕ,

ЭМОЦИИ И ВООБРАЖЕНИЕ

Математическая верность в музыке и

самый лучший голос в музыке мертвенны

до тех пор, пока математика и звук не

одухотворены чувством и воображением.

Ф. Шаляпин. «Маска и душа»

...Тот род явлений, который субъективно

изображается как эмоция, может быть не

только бесполезным эпифеноменом нервного

действия, но способен управлять некоторы-

ми существенными стадиями в научении и в

других подобных процессах.

Н. Винер

Методы эмоционального образного представления певческого

процесса и его терминологического описания (типа «как будто» и

др.), широко распространенные в вокально-педагогической практике,

нередко подвергаются критике как «научно необоснованные», «не-

объективные», «фантастические» и т.п. «Надо категорически изго-

нять из педагогической практики термины, сравнения, аналогии и

т.п., которые не только не имеют ничего общего с наукой, но и прямо

противоречат здравому смыслу» (Павлищева, 1964).

Искусство резонансного пения 219

Критика вызвана рядом причин, но главным образом, действи-

тельно, отсутствием научных обоснований правомочности эмо-

ционально-образной вокальной терминологии и методов типа «как

будто». В связи с этим в данной главе приводится ряд эксперимен-

тально-теоретических обоснований не только правомочности, но и

целесообразности такого рода метафорических методов и терми-

нов (с позиций психофизиологической науки).

Эмоции в пении играют две важнейшие роли: эстетиче-

скую, т.е. как средства музыкально-художественной выразитель-

ности, о чем много говорится и пишется (см., например: Жданов,

1994, 1996), и дидактическую, т.е. как средства формирования

голоса певца, воздействия на вокальную технику (Морозов, 1977,

1982, 1983), о чем говорится мало и практически не пишется в во-

кально-методической литературе. Между тем образ и эмоции

и м е ю т о г р о м н е й ш е е з н а ч е н и е в о в л а д е н и и р е з о -

нансной техникой пения. Это важнейшее психологиче-

ское средство обучения резонансному пению.

Наши рекомендации