Настоящее-будущее совершенное 2 страница
Значение локализованности / нелокализованности действия во времени, как уже было отмечено, имеет отношение не только к виду (и шире — к аспектуальности), но и ко времени (и шире — к темпоральности). С этим семантическим признаком связаны различия между частными значениями форм прошедшего несовершенного, с одной стороны, и форм прошедшего совершенного — с другой (ср., в частности, имперфектное значение первой формы и аористическое значение второй). Существенно и то обстоятельство, что перфектное значение представляет собой одно из основных значений форм типа открыл, но не является основным для форм типа открывал и встречается при их функционировании лишь в отдельных особых случаях. Таким образом, между формами типа открывал и открыл существуют не только видовые различия, но и различия, имеющие отношение к семантике времени.
Сказанное выше дает основания выделять пять видо-временных форм.
Несколько замечаний о терминологии. Рассматриваемые нами формы представляют грамматические категории времени и вида (так же как категории наклонения, лица, залога). Следовательно, в зависимости от того, о какой категории идет речь, эти формы можно называть временными, видовыми, формами изъявительного наклонения, того или иного лица и т. д. Важно, однако, что мы имеем дело с формами, которые объединяются и различаются по отношению к временным, видовым и видо-временным семантическим признакам, причем временные, видовые и видо-временные значения взаимодействуют, оказываются тесно связанными друг с другом. Поэтому мы имеем основания говорить не только о формах времени и формах вида (о временах и видах), но и о видо-временных формах.
По чисто временным признакам предшествования, одновременности и следования по отношению к грамматической точке отсчета указанные выше вндо-временные формы объединяются в три «временных ряда»: прошедшее (открывал — открыл), настоящее (открываю — открою)и будущее (буду открывать — открою). Форма настоящего-будущего совершенного (открою), как мы видим, относится и к ряду будущего, и к ряду настоящего. Таким образом, в нашей системе пяти видо-временных форм находит отражение — в трех временных рядах — и традиционная система трех времен.
Система видо-временных форм и временных рядов может быть представлена в следующей схеме, где П. — предшествование по отношению к грамматическому моменту речи, Одн. —одновременность, С. — следование; Л. — локализованность действия во времени, Перф. — перфектность, т. е. выражение актуальности последствий действия для более позднего временного плана. Отношение форм времени к этим семантическим признакам отмечается уже использованными нами знаками: + (данный признак выражен), – (данный признак при прямом употреблении формы исключен), +/– (признак не выражен, но и не исключен, т. е. он может быть выражен, но не выражается обязательно), (+)/– (возможность выражения данного признака ограничена), + /(–) (ограничена возможность невыражения данного признака).
Формы прошедшего совершенного и несовершенного противостоят всем остальным временным формам по целому ряду признаков. Только эти формы выражают предшествование действия по отношению к грамматической точке отсчета; только они могут выражать перфектное значение; лишь в рамках прошедшего времени — у форм прошедшего совершенного — оказывается постоянным признак временной локализованности действия. Противопоставление прошедшего времени «непрошедшим временам» не исключает, однако, и других линий противопоставлений. Формы, относящиеся к ряду настоящего, в отличие от всех других форм, выражают (формы типа открываю)или могут выражать (формы типа открою) одновременность по отношению к грамматической точке отсчета. Формы, относящиеся к ряду будущего, выражают (формы типа буду открывать)или могут выражать (формы типа открою) следование по отношению к грамматической точке отсчета.
Временные ряды | Семантические признаки | П. | Одн. | С. | Л. | Перф. |
Видо-временные формы | ||||||
Прошедшее | Прошедшее несовершенное (открывал) | + | – | – | +/– | –/(+) |
Прошедшее совершенное (открыл) | + | – | – | + | +/– | |
Настоящее | Настоящее несовершенное (открываю) | – | + | – | +/– | – |
Настоящее-будущее совершенное (открою) | – | (+)/– | + /(–) | + /(–) | – | |
Будущее | Будущее несовершенное (буду открывать) | – | – | + | +/– | – |
Внутри системы времен изъявительного наклонения представлены оппозиции разных типов.
По принципу эквиполентной оппозиции[37] противопоставлены друг другу временные ряды (ряд с признаком Одн. противостоит ряду с признаком С. иряду с признаком П.;противостоят друг другу также ряды с признаками С. и П.). Каждый ряд по присущему ему признаку может быть противопоставлен двум другим рядам, объединенным выражением противоположного признака: ряд настоящего противостоит рядам прошедшего и будущего, объединенным как «ненастоящие», ряд прошедшего противопоставлен двум другим рядам — «непрошедшим», противопоставлены друг другу также ряд будущего и объединенные «небудущие» ряды. В данном случае мы имеем дело с оппозицией антонимической. Такую оппозицию можно рассматривать как особую разновидность оппозиции эквиполентной, так как корреляту, обладающему определенным признаком, противостоит коррелят, который также обладает собственным признаком, хотя он и определяется «отрицательно».
По принципу привативной оппозиции[38] прошедшее совершенное противопоставлено с точки зрения признака Л. прошедшему несовершенному как маркированный член оппозиции немаркированному. Аналогичный характер имеет противопоставление по данному признаку прошедшего совершенного и всех остальных видо-временных форм. Поскольку форма настоящего-будущего совершенного относится и к ряду будущего, и к ряду настоящего, не обладая ни признаком С., ни признаком Одн. как постоянным, инвариантным, эта форма является немаркированным членом двух привативных оппозиций: «открою [Одн. (+)/–] : открываю [Одн. +]» и «открою [С. +/(–)] : буду открывать [С. +]».
Особый тип оппозиции представлен в тех случаях, когда одна форма характеризуется нейтральным отношением к данному признаку, т. е. может его выражать, а может и не выражать [+/–], а другая отличается ограниченной возможностью его выражения [(+)/–] или невыражения [+/(–)]. Такова оппозиция форм прошедшего совершенного и несовершенного по отношению к признаку Перф.: «открыл [Перф. +/–] : открывал [Перф. (+)/–]». К этому же типу относится оппозиция форм настоящего-будущего совершенного, с одной стороны, и форм будущего, настоящего и прошедшего несовершенного — с другой, по отношению к признаку Л: «открою [Л. +/(–)] : буду открывать, открываю, открывал [Л. +/–]».
Поскольку речь идет не о наличии или отсутствии данного признака, а о различии в «степени свободы» его проявления, в степени его ограниченности определенными условиями, рассматриваемые противопоставления напоминают в известном отношении градуальные (ступенчатые) оппозиции Н. С. Трубецкого[39]. Все же мы бы воздержались от полной аналогии. У Н. С. Трубецкого речь идет о чисто количественных различиях, например между различными ступенями высоты тона, тогда как в нашем случае мы имеем дело не только с количественными, но и с качественными различиями в закономерностях употребления формы.
Следует подчеркнуть, что основную роль в системе времен изъявительного наклонения играют оппозиции эквиполентные и привативные.
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ВИДО-ВРЕМЕННЫХ ФОРМ
Видовые и временные семантические элементы могут взаимодействовать в составе семантических комплексов. Те частные замечания, которые будут рассмотрены ниже, как правило, и представляют собой сложные комплексы, где тесно связаны друг с другом элементы временные и видовые. При анализе языкового материала мы встретимся с уже знакомыми нам частными видовыми значениями. Выступая в различных временах, эти значения обычно проявляют специфические особенности, обусловленные влиянием временных отношений. Нередко в составе рассматриваемых семантических комплексов существенную роль играют и модальные элементы.
Настоящее несовершенное
Характеристику форм настоящего несовершенного целесообразно начать с частных значений этих форм, а затем уже перейти к вопросу об их общем грамматическом значении.
Важнейшими семантическими разновидностями рассматриваемых форм являются «настоящее актуальное» (выражается конкретное действие, протекающее в момент речи) и «настоящее неактуальное» (не выражается протекание действия в момент речи). Ср. противопоставление этих значений в следующем примере: — А ты чего ж не спишь? — спросил зять. — Я, почесть, никогда не сплю, — ответил Аверкий (Бунин. Оброк).
Настоящее актуальное
Это значение представляет собой сочетание семантического признака конкретности, временной локализованности действия с признаком отнесенности действия к моменту речи. Несовершенный вид вносит в этот семантический комплекс элемент процессности. Рассмотрим варианты данного значения.
Конкретное настоящее время момента речи. Выражается конкретное действие, протекающее (длящееся) именно в момент, точнее — период речи. Фактически действие может быть начато до ситуации речи и продолжено в будущем, но это никак не выражено и не подчеркнуто; внимание сосредоточено на том, что происходит в момент речи. Этот вариант актуального настоящего связан с конкретно-процессным значением несовершенного вида.
Укажем наиболее характерные для данного значения разновидности контекста.
Вопрос типа Что (это) ты делаешь? и ответ на этот вопрос: [Лидия]. Вы что тут делаете? [Фекла]. Помогаю Дуняшке (Горький. Сомов и другие). Вопрос о том, происходит ли то или иное конкретное действие, о его причине, цели, его объекте и т. п. и ответ на такой вопрос: [Володька]. Чего несешь? [Зоя]. Пирог с морковью (А. Толстой. Мракобесы); Что вы здесь копошитесь? — Ры... рыбку ловим (Чехов. Налим). Форма повелительного наклонения типа посмотрите или глагол зрительного восприятия в изъявительном наклонении подготавливает и в какой-то степени обусловливает ситуацию последующего конкретного действия, которое происходит на глазах говорящего и слушающего: Вон, посмотрите, сосед мажет дегтем телегу... (Пришвин. Календарь природы); Видишь эту женщину? — Ту толстую, что лезет с узлом на извозчика? — Да, и вот эту, что глядит из окна кареты? И вон ту, что заворачивает из-за угла навстречу нам? (Гончаров. Обрыв). Конкретный характер настоящего времени может быть подчеркнут словами сейчас, теперь и т. п., а также частицами вон, вот. Например: А ведь у вас злоба кипит, вы сами просите борьбы... Вы, например, меня ненавидите сейчас (Бунин. На даче); [Лидия]. Вот идет Миша (Горький. Сомов и другие).
Значение конкретного настоящего может и не подчеркиваться какими-либо особыми средствами. Для его выражения достаточен минимальный контекст. Таким минимальным контекстом может быть даже высказывание, состоящее из одной лишь формы настоящего времени. Однако и в таких случаях данное значение является обусловленным контекстуально («минимальный контекст» подготовлен предшествующим более широким контекстом и ситуацией речи), а также лексически (лексическое значение глагола должно быть таким, чтобы могло быть обозначено конкретное действие). Например: Елютин поднял голову, прислушался и сказал: — Летят (Бондарев. Батальоны просят огня). Ситуация конкретности подготавливается здесь в контексте, предшествующем прямой речи (ср. в особенности прислушался). То, что в данном случае представлено в контексте, подсказывалось бы в условиях непосредственного общения самой речевой ситуацией: общей реальной обстановкой, жестом, звуком.
Расширенное настоящее. Действие осуществляется в момент речи, но не только в этот момент: оно охватывает также более или менее обширный (это зависит от контекста) отрезок прошлого; может предполагаться и продолжение его в будущем[40]. В этом типе употребления настоящего несовершенного, как и в предшествующем, форма несовершенного вида выступает в конкретно-процессном значении. Отчасти мы имеем дело с переходными случаями от конкретно-процессного значения к постоянно-непрерывному. Расширенное настоящее в целом занимает промежуточное положение между конкретным настоящим временем момента речи и настоящим постоянным.
Охват того или иного отрезка прошлого может быть обозначен обстоятельствами — лексическими показателями темпоральности типа давно, другой месяц и т. п.: [Маша]. Давно он любит ее? (А. Толстой. Касатка).
В таких случаях значение расширенного настоящего возникает в результате взаимодействия грамматических и лексических элементов темпоральности: грамматическое значение формы реализуется в контексте как значение актуального настоящего; лексические же показатели темпоральности сообщают дополнительную информацию о том, что действие, осуществляющееся в актуальном настоящем, распространяется и на определенный период прошлого.
Связь расширенного настоящего с прошлым (присоединение известного периода прошлого к настоящему) может найти выражение в возможности замены формы настоящего времени формой прошедшего несовершенного: Я давно хочу [ср.: хотел] вам сказать, Раиса Павловна, одну вещь... (Мамин-Сибиряк. Горное гнездо); ср.: Мы тебя давно ждали [ср.: ждем](Л. Толстой. Анна Каренина).
При таких заменах наглядно проявляется следующее семантическое различие: с одной стороны, перед нами грамматически выраженное настоящее, к которому подключен неграмматическими средствами темпоральности отрезок прошлого, а с другой — грамматически выраженное прошедшее, к которому подключено (неграмматическими средствами) настоящее.
Специальных лексических показателей, расширяющих план настоящего, может и не быть. При соответствующем лексическом значении глагола бывает достаточно отсутствия каких-либо ограничительных моментов в контексте, чтобы было ясно, что действие происходит сейчас, но не только сейчас: Я вот «Лоэнгрина» здесь штудирую... — объяснял Тетюев, усаживая гостя на диван (Мамин-Сибиряк. Горное гнездо). В этом примере важную роль играет представленная в контексте ситуация: речь идет о занятии, которое фактически предшествовало приходу гостя и моменту речи (ср. возможность замены «штудирую → штудировал»);действие все же отнесено к настоящему, так как говорящий еще не успел осознать его как прошлое, еще не оторвался от него.
Настоящее время постоянного действия (настоящее постоянное). План настоящего может быть расширен настолько, что речь идет уже о чем-то постоянном. Несовершенный вид в таких случаях выступает в постоянно-непрерывном значении.
Отнесенность действия к плану настоящего постоянного может быть подчеркнута и конкретизирована обстоятельствами типа постоянно, всю жизнь. Например: Всю жизнь я испытываю горечь того, что между мною и моими детьми существует пропасть (Яшин. Угощаю рябиной). Рассматриваемое значение может быть, однако, выражено и без указанных выше обстоятельств. Оно обусловливается общим смыслом высказывания — констатацией постоянных закономерностей, описанием местности, постоянных природных явлений или внешности человека и т. п. Например: Жизнь не стоит на месте... (Бунин. Эпитафия); Верстах в трех от Кисловодска, в ущелье, где протекает Подкумок, есть скала, называемая Кольцом... (Лермонтов. Княжна Мери).
Для настоящего постоянного характерна широкая, а потому и относительно неопределенная локализация действия во времени. Момент речи, хотя он и охватывается планом настоящего, может специально не выделяться в этом широком плане. Таким образом, данный тип функционирования форм настоящего несовершенного занимает переходное, промежуточное положение между актуальным и неактуальным настоящим.
В принципе настоящее постоянное можно было бы выделить как особый переходный семантический вариант, не относя его ни к актуальному, ни к неактуальному настоящему. Все же мы усматриваем здесь вариант в рамках настоящего актуального. Следует принять во внимание, что план настоящего постоянного охватывает момент речи и может представлять действие, отнесенное к этому моменту, хотя и не только к нему. Не менее важен тот факт, что в плане настоящего постоянного возможен лишь несовершенный вид, в отличие от плана неактуального, в частности абстрактного настоящего, допускающего в определенных условиях и употребление совершенного вида. В этом отношении настоящее постоянное аналогично конкретному и расширенному настоящему.
Настоящее неактуальное
Как уже отмечалось выше, неактуальность заключается в отсутствии указания на отнесенность действия к моменту речи. Основной разновидностью настоящего неактуального является абстрактное настоящее. За пределами абстрактного настоящего остаются случаи, когда обозначаются конкретные единичные действия, но такие, которые не происходят в момент речи.
1. Рассмотрим выражение абстрактного настоящего.
Признаком такого настоящего является нелокализованность действия во времени. Действие не прикреплено к какой-то точке или к одному определенному отрезку настоящего. Несовершенный вид при этом выступает в неограниченно-кратном значении.
Значение повторяющегося, обычного и обобщенного действия может определяться такими лексическими показателями, как каждый вечер, не раз, часто, обычно, всегда, никогда. Например: Сейчас сижу под лапами большой лиственницы и кипячу чай. Пока вода вскипит, я пишу тебе... [заканчивается план конкретного настоящего момента речи; далее то же действие пишу обобщается, становится нелокализованным в плане абстрактного настоящего, охватывающем в данном случае и известный период прошлого]; Я тебе всегда пишу именно в это время (Осипов. Неотправленное письмо).
Обычность (обобщенность) действия в настоящем времени может быть подчеркнута и иными средствами, например употреблением форм 2-го лица единственного числа в обобщенно-личном значении: Все, о чем мечтаешь, приходит или не тогда, когда надо, или не в том виде, как хочется (Конашевич. О себе и своем деле). В таких случаях аспектуально-темпоральное значение временной нелокализованности создается с участием функционально-семантической категории персональности: в едином семантическом комплексе сочетаются элементы обобщенности действия и субъекта.
К этой же области взаимодействия временной нелокализованности и персональности относятся случаи, в которых обобщение действия во времени достигается при участии местоимений всякий, каждый, иной, кто, сочетаний типа наш брат, выражения обобщенного субъекта словом человек и т. п.: Не всякий умеет вовремя замолчать и вовремя уйти (Чехов. Письмо); [Трембинский]. Эка, подумаешь, иные люди — точно в сорочке родятся. Наш брат бьется, как рыба о лед, из-за куска хлеба, а им все достается даром (Тургенев. Нахлебник); Если человек винит окружающих, обычно он сам больше всех виноват (Лидин. Портрет неизвестной).
С точки зрения лексического значения и способа действия глаголов, выступающих в данном временном плане, не наблюдается каких-либо ограничений.
Особой разновидностью абстрактного настоящего является «настоящее качественное». К значению обобщенного действия в широком плане настоящего здесь присоединяется дополнительный оттенок качественной характеристики субъекта. Между значением обычности, обобщенности и квалифицирующим оттенком есть внутренняя связь: действие, осуществляющееся обычно, обладающее той пли иной степенью регулярности, может стать признаком субъекта. Динамический признак становится вместе с тем признаком качественным. Этот оттенок значения абстрактного настоящего находит отражение в специфической сочетаемости глагольной формы: выражающая данный оттенок форма настоящего времени может сочетаться с полными и краткими формами прилагательных, а также с именным сказуемым, выраженным именем существительным. Например: Бабы у мужиков красивые и сытые и любят наряжаться... (Чехов. Воры); [Яблоков]. Она у нас дурочка, заговаривается... (А. Толстой. Кукушкины слезы).
Настоящее потенциальное[41]. Поскольку обозначается действие обобщенное, данный тип функционирования нашей формы относится к абстрактному настоящему. Модальная окраска, сочетаясь с временным значением, создает модально-временные оттенки. Это и дает основания выделять «настоящее потенциальное» как особую разновидность абстрактного настоящего. Несовершенный вид в этом случае выступает в потенциально-качественном значении.
А. Оттенок способности, умения. Подразумевается способность делать что-то вообще, а не в момент речи. Эта потенциальная способность может проявиться в любой момент обобщенного настоящего. Например: [Гурьевна]. Он много смешных слов знает и на гитаре играет [т. е. умеет играть] (А. Островский. Блажь); Скажу вам без лести, вы отлично гребете. И последний раз — вчера (Куприн. Колесо времени); Ты танцуешь? — Танцую, только плохо (Тургенев. Отцы и дети); Княгиня, услыхав о том, что Варенька хорошо поет, попросила ее прийти к ним петь вечером. — Кити играет, и у нас есть фортепьяно... (Л. Толстой. Анна Каренина).
Модальный оттенок способности, умения сочетается с качественным, квалифицирующим оттенком: потенциальная способность к действию характеризует субъекта. Примечательно, что в рассматриваемом употреблении представлена или возможна сочетаемость с лексическими показателями качества типа отлично, плохо.
Выражение рассматриваемого модального оттенка ограничено группой глаголов, обозначающих действия, к которым можно быть способным или неспособным, которые могут быть осуществлены хорошо или плохо, и осуществлять их можно уметь, а можно и не уметь. Ср.: она хорошо пишет, рисует, чертит, вышивает, вяжет, шьет и т. п. Во всех таких случаях представлен эволютивный способ действия (обозначается действие, не предполагающее результата даже в перспективе, но связанное с количественными или качественными изменениями в субъекте или объекте). Если мы выйдем за пределы указанной лексической группы глаголов и эволютивного способа действия, то выражение оттенка способности, умения формами настоящего несовершенного окажется невозможным. Ср. невозможность сочетаний * она хорошо беспокоится, надеется, находится, зависит, зябнет, почитывает и т. д.
Рассмотренные выше факты наглядно показывают, что вариант того или иного частного значения может представлять собой результат взаимодействия элементов различных функционально-семантических категорий. В данном случае сочетаются и взаимодействуют элементы темпоральности, модальности и аспектуальности.
Б. Оттенок долженствования («настоящее предписания»). Долженствование в плане абстрактного настоящего не отделено резкой гранью от сферы будущего: Узнал Волгин... что «почтарь не должен гнать скорее лошадь против положенного времени, а в случае понуждения к тому побоями, он оставляет [ср.: должен оставить] едущего на дороге или, по прибытии на станцию, доносит о том почтовому начальству...» (Никулин. России верные сыны).
2. Рассмотрим теперь варианты настоящего неактуального, находящиеся за пределами абстрактного настоящего или в известном смысле нейтральные по отношению к признаку локализованности/нелокализованности действия в рамках настоящего.
Те варианты настоящего неактуального, о которых будет идти речь ниже, выделяются главным образом по специфической цели и сфере употребления. Эти особенности отражаются и на семантической стороне интересующих нас вариантов, но все же основой их характеристики и классификации является специальная сфера и цель употребления. Мы имеем здесь дело с особыми функциями, но далеко не всегда можно утверждать, что перед нами особые частные значения или варианты таких значений.
Сценическое настоящее используется в сценических ремарках. Обозначается действие, одновременное не с моментом речи, а с одним из моментов «сценического времени» (поэтому мы и говорим о неактуальном настоящем). Нередко в окружении форм настоящего времени встречаются формы прошедшего совершенного в перфектном значении. Например: [Надя]. Хотите чаю?... (Генерал хохочет, Клеопатра пожимает плечами. Татьяна смотрит на Грекова и что-то напевает сквозь зубы. Полина опустила голову и тщательно вытирает ложки полотенцем) (Горький. Враги).
Настоящее изложения представлено в киносценариях, либретто, при изложении содержания того или иного произведения или документа. Формы настоящего времени в таком употреблении используются для констатации определенной последовательности или совокупности событий. Например: Туман рассеивается. Изумленный Руслан видит грозную голову великана. Голова гонит витязя прочь, поднимает бурю (Либретто оперы «Руслан и Людмила»).
При изложении содержания того или иного произведения настоящее время может сочетаться с формами прошедшего времени. Например: Герой романа — князь Валковский. Валковский очень доверяет Ихменеву и даже посылает к нему под надзор в деревню 19-летнего сына своего Алешу... Но через год князь приехал в имение, поссорился с Ихменевым... отнял у него управление именьем, сделал на него начет и завел процесс... Вот завязка романа (Добролюбов. Забитые люди).
В известном отношении настоящее изложения сходно с настоящим сценическим: в обоих случаях употребление форм настоящего времени основано на отношении одновременности с каким-то моментом, помимо момента речи, т. е. на временной относительности в широком смысле этого понятия.
«Настоящее номинации» имеет очень узкую и специфическую сферу распространения. Речь идет об использовании форм настоящего времени в заголовках, названиях картин и т. п. Форма настоящего времени в этом случае реализует свое грамматическое значение как выражение данности, наличия того, о чем гласит заголовок, что изображает картина и т. п. Можно говорить и о своеобразном варианте значения одновременности: перед нами одновременность по отношению к тому, о чем идет речь в главе, в названии которой употреблено настоящее время, к тому, что изображено художником. Например: IV. Горюновы поступают в рабочие на промысла и опять встречаются с полесовщиком (Решетников. Где лучше?); В. В. Верещагин. Нападают врасплох.
Изобразительное настоящее[42]. Оно отражает эстетическую, художественно-изобразительную функцию языка (разумеется, и здесь, как и вообще в языке, эстетическая функция накладывается на коммуникативную и на функцию выражения мысли). Художественно-изобразительная функция данной разновидности настоящего времени определяет и сферу употребления — литературно--художественное и прежде всего поэтическое описание. Например:
Туман осенний струится грустно
над серой далью нагих полей,
И сумрак тусклый, спускаясь с неба,
над миром виснет все тяжелей.
(Брюсов. Туман осенний)
Цель и сфера функционирования изобразительного настоящего определяют особое его отношение к семантическому признаку локализованности /нелока-лизованности действия во времени. В данном случае это противопоставление не всегда проявляется четко. Изображается картина или сцена. Действия предстают перед взором говорящего. Они как будто конкретны и актуальны. И вместе с тем они выходят за рамки простой конкретности и актуальности. То, что изображает такое настоящее, актуально и вместе с тем «вневременно», типично. Картина выходит за пределы «непосредственного видения», восприятия и, как художественное обобщение, приобретает известную независимость от момента речи, освобождается от прикрепленности к этому моменту. Например:
Старый дед, согнувши спину,
Чистит вытоптанный ток
И подонную мякину
Загребает в уголок.
(Есенин. Дед)
* * *
Рассмотрев функционирование форм настоящего несовершенного, обратимся вновь к значениям актуального и неактуального настоящего. Какое из этих значений является главным, основным?