Цели и задачи (на квартал);

2. Виды детской деятельности:

а) игровая деятельность;

б) социальное развитие;

в) физкультурно-оздоровительная работа (закаливание, спорт.упражнения,подвижные игры);

г) познавательно-практическая деятельность (наблюдения, ознакомление, опыты, эксперименты);

д) художественная деятельность (речевая, театральная, музыкальная, игровая, изобразительная);

е) элементы трудовой деятельности.

Работа с семьей.

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование–структурирует содержание образовательного процесса. Для того чтобы разработать подробный календарно-тематический план необходимо:

·Установить объѐм плана в условно-учебных часах.

·

Определить тематику, содержание, количество занятий для прохождения каждой темы.

·Выбрать оптимальные формы проведения занятий и методы обучения для достижения поставленных целей и задачПеренасыщать нерегламентированную деятельность нельзя, так как план получится очень жестким. Остальные виды деятельности можно добавить при необходимости по ходу календарного планирования в течениегода.

Календарное планирование.

Календарный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений с другими воспитателями и бесед с родителями.Благодаря такому характеру планирования реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.

Цель:организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса.

Календарный план –предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.

Календарный план является обязательным документом.

Компонентами календарного планирования являются:

·Цель. Она направлена на развитие, воспитание, обучение.

·Содержание (виды действий и задачи) определяется программой.

·Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).

·Результат (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать).

Планируемые в календарно-тематическом плане цели и задачи должны быть диагностируемыми.

Календарно-тематический план должен быть составлен на один день, но практика показывает, что воспитатели, работая в паре поочередно, составляют план на 1 –2 недели.

Требования к данному виду плана:

- соответствие расписания непосредственно образовательной деятельности в каждой возрастной группе учебному плану ДОО;

-единство целей, задач, содержания, методов и организационных форм воспитательно

-образовательной деятельности;

- соответствиесодержания форм и методов воспитательной работы рабочей программе педагога, а также возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Ежемесячно воспитатель заполняет сводную сетку непосредственнообразовательной деятельности(НОД) на месяц с указанием темы недели (если данная форма предусмотрена программой), источника (в соответствии с утвержденным перечнем используемой литературы).

План каждого календарного дня(с датой и днем недели)

Планирование работы на календарный день ведется по режимным моментам и видам деятельности:

1.Утро.

2.НОД.

3.Прогулка.

4.2-я половина дня.

5.2-я прогулка.

6.Вечер.

7.В конце каждого дня –работа с родителями.

В планировании каждого режимного момента необходимо указать:

·название вида деятельности;

·форму организации (если индивидуально, то указать имя ребенка);

·цель работы;

·оборудованиеи вопросы для беседы, или источник, No картотеки.

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

•основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;

•на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

•на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;

•обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

•планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

Проектное комплексно-тематическоепланирование педагогического процесса

Согласно ФГОС ДОпланирование образовательного процесса в ДОО должноосновываться на комплексно - тематическом принципе.

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построенияобразовательногопроцесса ФГОС ДО предлагает для мотивации

образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессеподготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий

Праздники–эторадость, дань уважения, память. Праздники –это события, к которым можно готовиться,которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, чтоданный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка втом или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого.

Проектное комплексно-тематическое планированиепедагогического процесса.

Комплексно-тематический характерпланирования предполагает комплексное решение педагогических задач из разных образовательныхобластей при единстве содержания, объединенного одной темой. Однойиз ведущих форм комплексно-тематического планирования выступает проект.

Первый показатель проекта —это наличие общей темы.

При формулировании темы проекта необходимо следовать принципам проблемности, доступности, привлекательности и личной значимости темы длядетей, обобщенности и содержательности в зависимости от возраставоспитанников.

Характерной чертой проекта как формы планирования являетсяформулировка общей проблемы для детей, которую необходимо решитьв ходе проекта.

Постановка цели проектной деятельностивозможна через определение конечного продукта проекта. Конечный продукт проекта по возможности должен иметь материальное воплощение. Чем младше дети,тем особенно важно, чтобы полученный в результате совместных усилийи личного участия каждого результат можно было увидеть, подержатьв руках, поиграть с ним или использовать в деятельности для решенияигровых, бытовых или учебных задач.

В ходе проекта используются разные формы организации детей(фронтальная, подгрупповая, деятельность парами, индивидуальноерешение частной задачи)

В процессе реализации проекта происходит включение детей в разные виды деятельности:игровую, познавательно-исследовательскую,коммуникативную, трудовую, музыкально-художественную, чтение,продуктивную. Эта характеристика является типичной для интегрированных проектов (включающих задачи из разных образовательныхобластей программы) и желательной для монопроектов (с преобладанием задач одной из образовательных областей).

Проект является эффективным средством привлечения родителейк образовательной деятельностидошкольного учреждения.

В новой форме планирования нам необходимо отражать и основные положениятакие как:

- комплексно-тематический подход к построению педагогического процесса;

- интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастнымиособенностями детей;

-возможность решения программных образовательных задач в совместнойдеятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

-построение образовательного процесса на адекватных возрасту форм работы сдетьми, через организацию различных видов деятельности (игровой,коммуникативной, трудовой,познавательно-исследовательской, продуктивной)

При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться темообразующимифакторами, предложенными Н.А. Коротковой:

·первый фактор–реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интересдетей (яркие природные явления и общественные события, праздники);

·второй фактор–воображаемые события, описываемые в художественном произведении,которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как иреальные события

·третий фактор–события, специально ―смоделированные‖ воспитателем исходя изразвивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычнымэффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскуюактивность:―Что это такое?‖, ―Что с этим делать?‖, ―Как это действует?‖);

·четвертый фактор–события, происходящие в жизни возрастной группы, ―заражающие‖детей и приводящие к сохранению на какое-то время

интересов, источником которыхслужат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.

Эффективность комплексно-тематического планирования.

Комплексно-тематическое планирование являетсянаиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста.Оно позволяет систематизировать образовательныйпроцесс в ДООиобъединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни однойпедагогической задачи.

Условия, способствующие успешному планированию.

1. Знание программных задач.

2. Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.

3. Использование принципа повторности с усложнением задач (3 –4 раза) с небольшим интервалом.

4. Совместное составление плана обоими воспитателями.

А также постоянный обмен мнениями по результатам наблюдений за детьми:

как они усваивают пройденный материал, как выполняют свои обязанности

каковы их навыки культуры поведения, проявления каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть плана намечают оба воспитателя, а детали –каждый в отдельности.

Планирование индивидуальной работы с ребенком.

Говоря об индивидуализации образовательного процесса важно знать и понимать составляющие понятия «индивидуальность» и на основе данных знаний уметь планировать и организовывать предметно-пространственную развивающую среду с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Индивидуализация - это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учѐтом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.

Индивидуализация образования основана на поддержке детейв развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их.

Индивидуализация достигается за счетучета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха.

Индивидуализация предполагает:

- индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства;

- создание условий для максимальной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида;

- поддержка человека в автономном, духовном саморазвитии, в развитии способности к самоопределению.

Индивидуальный подходв воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учѐтом особенностей и уровня воспитанности ребѐнка, а так же условий его жизнедеятельности

Индивидуальный подход–организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявленпроблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л.В.).

Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка, как в активном действии,

так и в отдыхе.

Индивидуальный подход в среде:

·Центрирование (зонирование) образовательной среды. Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности;

·Создание уголков для уединения;

·Насыщение предметной среды содержанием, рассчитанным на разные уровни развития ребенка;

·Каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство (место для хранения личных вещей;

Планируя индивидуальную работу, педагог должен учитывать психические и индивидуальные особенности ребѐнка.Наблюдение за ребѐнком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителямипозволяют воспитателю спланировать задачи, методы, содержание индивидуальной работы.

Индивидуальная работа с детьми планируетсяво время режимных процессов

Наши рекомендации