Ознакомление с окружающим. 25 страница


Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели» укрепляется в уголке изобразительной деятельности на уровне глаз детей и остается там на протяжении нескольких недель марта—апреля.

Содержание наблюдения.Воспитатель приглашает детей по­смотреть, как ведут себя птицы весной на участке детского сада.

Педагог заранее выбирает место на участке, где с большей ве­роятностью могут гнездоваться птицы (вороны, галки, грачи, скворцы).

Используется любая природная ситуация, обнаруживающая ве­сеннее поведение птиц в природе: «Посмотрите, вот воробушки купаются в лужице! Хвостик свой и клювик опускают в водичку. Ой, как машут крылышками! Брызги летят! Птицам радостно! Почему? Потому, что пришла весна, выглянуло ласковое солнышко. Давайте позовем солнышко». Воспитатель произносит закличку:

Солнышко-ведрышко, Выкатись на бревнышко, Сядь на пенек, Погуляй весь денек1.

Дети рассматривают птичек, отмечают их величину. Например, во­рона большая и черная, кричит: «Кар-кар-кар!» А воробушек — ма­ленький, серенький, чирикает «Чик-чирик! Чик-чирик!» Воспитатель читает детям отрывки из стихотворения Саши Черного «Воробей»1:

Воробей мой, воробьишка! Серый, юркий, словно мышка. Прыгай, прыгай, я не трону — Видишь хлебца накрошил...

Далее взрослый может провести с детьми подвижную игру, на­пример «Воробушки и автомобиль» или «Птицы в гнездышках». Дети изображают птичек, имитируют взмахи крыльев, «клюют зер­нышки» (пальчики стучат по ладошке), «взлетают» по сигналу, прячутся в «гнездышках» и др.

Старшие дети могут сделать бумажные кораблики, лодочки и пускать их в ручье, луже вместе с малышами.

Формирование культуры поведения и культурно-гигиениче­ских навыков.Педагог уделяет большое внимание развитию у де­тей простейших представлений о здоровье, здоровом образе жиз-

1 Гуленьки: Русские народные прибаутки, заклички... С. 29.

2 Русская поэзия детям. — СПб: Академическ. проект, 1997. Т. 1. С. 636.

ни, в доступной для них форме рассказывает о том, что важно для того, чтобы лучше расти (хорошо кушать, пить сок), выполнять уп­ражнения на занятиях физической культурой, ездить на велосипе­де и др.

Педагог постоянно закрепляет у детей навыки гигиены и куль­туры поведения, усвоенные ранее в повседневной жизни, добива­ясь их осознанного выполнения.

Приучая детей к систематическому выполнению гигиенических правил, педагог прививает им потребность быть всегда опрятными и чистоплотными, повторяя, что аккуратность, опрятность и чисто­та — это главное, чтобы быть не только здоровым, но и красивым.

Очень важно продолжать учить детей элементарным нормам, так называемой, общественной гигиены с тем, чтобы ребенок не оставался равнодушным к беспорядку в помещении, соблюдал правила поведения, понимая, что нельзя бросать мусор где попа­ло на улице или в доме, его нужно бросать в специально отведен­ное место (в урну — на улице; в корзину — в группе).

Педагог продолжает учить детей быть вежливыми, доброжела­тельными со сверстниками и взрослыми. Дети учатся употреблять слово «пожалуйста», когда они обращаются к кому-либо с прось­бой, и в других ситуациях; педагог учить детей благодарить за вни­мание, за подарок, какую-либо помощь или уступку; учит их де­литься со сверстниками игрушками, умению уступать в совмест­ных играх, не ссориться, не употреблять грубые слова и т. д.

Педагог старается развить у ребенка чувство доброты по отно­шению к сверстникам, учит помогать более слабым в разных си­туациях: выполнить какое-либо задание, застегнуть «молнию», одеться.

После приема пищи, а также в процессе помощи со стороны кого-либо из сверстников или взрослых, педагог напоминает де­тям о словах благодарности.

Сетка занятий

Дни недели Занятия
Понедельник 1.Ознакомление с окружающим. «У кого какая мама» 2. Физкультура. № 53—54
Вторник 1. Музыка. «Угадайка» на тему «Кто в лесу жи­вет?». Повторение песен «Веснянка» и «Солныш­ко». Повторение «Пляски с платочками» и игры «Жмурки» 2. Конструирование. «Подснежники»




Днинедели Занятия
Среда 1. Рисование. «Весна пришла» 2. Действия с предметами. «Разрезные картинки»
Четверг 1. Речь. «Птичий двор» 2. Физкультура. № 53—54
Пятница 1. Музыка. Слушание мелодии знакомой песни в исполнении (последовательно) на двух каких-либо детских музыкальных инструментах. Повто­рение песен по выбору детей. Повторение упраж­нения на музыку «Польки» И. Штрауса. Повторе­ние игры «Жмурки» 2. Аппликация. «В лесу расцвел подснежник»

Конспекты занятий

Ознакомление с окружающим. «У кого какаямама»

Задачи. Закрепить и расширить знания детей о домашних жи­вотных и их детенышах, развивать понимаемую и активную речь. Продолжать развивать мышление, в частности операции сравне­ния и обобщения: учить сравнивать животных между собой (вна­чале выделять признаки различия, затем — сходства). Учить за­поминать названия детенышей животных. Использовать для это­го разные тексты, в том числе из книги Л.Н. Павловой «У кого какая мама».

Материалы. Картины среднего размера из серии «Животные и их детеныши»: «Собака со щенком», «Кошка с котенком», «Ло­шадь с жеребенком», «Корова с теленком», «Коза с козленком», «Овца с ягненком», «Свинья с поросенком» и пр.

Содержание занятия.Воспитатель обращается к воспомина­ниям детей о том, что в прошлый раз они уже рассматривали картины, на которых были изображены животные и их детены­ши. Демонстрирует детям поочередно две картины «Собака со щенком» и «Кошка с котенком». Спрашивает: «Кто здесь нари­сован?» Подсказывает, если дети затрудняются, но вначале все же дает возможность вспомнить самим (делает паузу). Далее обсуж­дается рисунок, выделяются характерные особенности изображе-

ния, например щенка: рыжая шерстка, мягкие ушки, хвостик за­корючкой и т.п.

После того как дети назовут животных, картинки ставят верти­кально на мольберт или на стол (на подставку).

Затем воспитатель обращает внимание детей на общие при­знаки щенка и котенка (тело покрыто шерстью, есть глаза, уши, лапы; любят молоко и мясо, любят играть с мячом и шариком, много бегают и проказничают: что-нибудь уронят, что-нибудь закатят под диван, например карандаши). Говорит, что люди их любят, жалеют, оберегают и заботятся. Предлагает помяукать, как большая кошка (низкий голос) и маленький котенок (вы­сокий голос). Аналогично воспроизводятся голоса собаки и

щенка.

Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение про

кошку и котят, собаку и щенка.

Посмотри, играют в прятки Шаловливые котятки. Притаилась у окошка Тихо-тихо Мама-кошка, Учит деточек играть: Мячик по полу катают, Мышкой мяч воображают, То подбросят, то поймают! Из угла следит Щенок. Так играть он тоже б смог, Но Собака-мама рядом, Времени не тратит даром: Учит милого сыночка — Вислоухого Щеночка — Быть опрятным, есть из миски И дружить с малюткой киской. (Л.Н. Павлова)

После чтения педагог обсуждает с детьми, чему учит кошка-мать и собака-мать своих детенышей (играть в мяч, аккуратно есть, дружить с другими животными и т.п.) и дает дополнительную информацию, например, о повадках животных, о том, как заботят­ся о них люди.

Варианты.Данная тематика повторяется многократно. Добав­ляются все новые и новые картины. Первое занятие может быть проведено только с одной картиной. При рассматривании других картин воспитатель использует соответствующие тексты (Л.Н. Пав­ловой), которые приводятся ниже.


У коровы— теленок. На лугу Теленок скачет, «Му-у-у» кричит, Но он не плачет, Мать-Коровушку зовет. Молоком поит она И Теленка и тебя. У лошади — жеребенок. Выгнул шейку Жеребенок Сильной Лошади ребенок, Только на копытца встал, Вслед за мамой побежал. У овцы — ягненок. Блеет ласково Овечка, Видя сына у крылечка, Белогрудого Ягненка — Очень нежного ребенка. У козы — козленок. У Козленка мать — Коза, Лижет рожки дереза, Рожки милого ребенка — Крутолобого Козленка.

У свиньи — поросенок.

Толстый-толстый Поросенок Хрюкнул весело спросонок, Пяточком прижался к Свинке. К Маме-Свинке, белоспинке.

У курицы — цыплята.

Желторотые Цыплята — Пестрой Курочки ребята: Многодетная мамаша — Курочка, пеструшка наша.

У утки — утята.

Утка-мама любит воду И холодную погоду Водит на реку Утят: Плавать деточки хотят!

У гусыни — гусята.

У Гусенка — мать Гусыня, Моет лапки крошке сыну На зеленой травке, В луже, у канавки.

Приведен наиболее полный вариант материалов для занятия. Воспитатель может построить его, взяв, например, только домаш­них птиц, и при этом обратить внимание на их внешние особен­ности и повадки.

С целью закрепления материала педагог может также осуществ­лять индивидуальную работу с детьми: показ иллюстраций и раз­говор о животных.

Физкультура.№ 53-54

Задачи.Учить ползать на четвереньках, огибая предметы. Приучать скатывать мячи (шары) с горки (по скату, по наклонной доске).

Материалы. Детские стулья или кубы (20x20 см) — 5-6 шт.; мячи (диаметр 6—8 см); доски или скаты (2-3 шт.); погремушки по количеству детей.

Место проведения.Зал.

Содержание занятия. Взале по одной стороне на полу на рас­стоянии 1 м одна от другой положены 2—3 доски. Дети с воспи­тателем обходят зал по периметру, затем воспитатель объясняет: «Сейчас мы будем летать, как птички, хорошо размахивая руками, как крылышками. Когда залает собачка, мы быстро встанем на доски — спрячемся под крышу». Воспитатель напоминает детям, чтобы они не толкали друг друга. По сигналу: «Полетели птички в разные стороны» дети бегают по всему залу. На слова воспита­теля «Собачка выбежала на улицу!» дети встают на доски (прячут­ся на крышу). На другой сигнал — «Собачка убежала, можно ле­тать!» — дети снова бегают по всему залу, занимая как можно большую площадь. (Повторить 2—3 раза.) Далее дети за воспита­телем идут друг за другом, по ходу берут по одной погремушке, становятся свободно лицом к воспитателю и вместе с ней выпол­няют общеразвивающие упражнения:

1. Стоя, руки вниз, в одной руке (правой или левой) погремуш­
ка. Поднять руки вверх, передать погремушку из одной руки в дру­
гую над головой, опустить руки через стороны вниз. (Повторить
4—5 раз.)

2. Стоя, руки внизу, держать погремушку в правой руке. Повер­
нуться вправо (можно назвать ориентир, например, «повернуться
к окну»). Вытянуть руку в сторону, потрясти погремушку. Стать
прямо, руки опустить. Взять погремушку в левую руку. Сделать
поворот в левую сторону. (Повторить упражнение по 3 раза в каж­
дую сторону.) Следить, чтобы дети хорошо выпрямляли руку, от­
водимую в сторону, и не сходили со своего места.

3. Сидя на полу, ноги вытянуты, погремушка в двух руках на
коленях. Наклониться вперед, положить погремушку двумя рука­
ми между стопами ног: сесть, опереться руками сзади. Снова на­
клониться, взять погремушку двумя руками, сесть прямо. (Повто­
рить 4 раза.)

4. Стоя, наклониться, положить погремушку на пол перед со­
бой. Прыгать на двух ногах вокруг погремушки. Стараться прыгать
легко (как птички) в одну и в другую сторону.

Ходьба с погремушками друг за другом. Положить погремушки на место.

Воспитатель вместе с детьми расставляет 4—5 кубов на одной линии (на расстоянии 0,5 м один от другого). На последний куб кладут флажок. Затем воспитатель вызывает к себе более ловкого ребенка и предлагает ему проползти змейкой на четвереньках меж­ду кубами, доползти до последнего куба, встать, взять флажок и помахать им над головой. Дети смотрят, как выполняется упраж­нение. Выполнив упражнение, ребенок возвращается к остальным

детям. Воспитатель подбадривает ребенка, выполнившего задание. Далее воспитатель разрешает всем по очереди выполнять задание. (Целесообразно повторить 3 раза.)

Затем воспитатель ставит наклонно на кубы скаты или доски, предлагает детям взять по мячу, по очереди скатывать мячи с «го­рочки» и бежать за ними. Если в группе много детей, их можно раз­делить на 2 подгруппы. Одна подгруппа проползает между кубами, а вторая — прокатывает мячи. Затем они меняются местами.

Подвижная игра «Догоню, догоню». Дети убегают от воспитате­ля в заранее обозначенное место, а воспитатель догоняет их. При повторении игры на роль догоняющего можно назначить ребенка, но только при его желании. Похвалить ребенка, если он хорошо справился с заданием.

Ходьба друг за другом сначала быстро, а затем медленно и тихо на носочках.

На прогулке и во второй половине дня.Повторить скатывание мячей с горки, прокатывание мячей (шаров) в ворота. Подвижная игра «Догоните мяч». Играть с каталками, вертушками, машинами.

Конструирование. «Подснежники»

Задачи.Закреплять умение путем сминания и круговых дви­жений ладонями создавать бумажные шарообразные формы и располагать их по всему заданному пространству. Ввести в пас­сивный словарь детей слова: «подснежники», «первые цветы», «нежные», «голубые». Вызывать у детей переживание весеннего настроения.

Материалы.Полуготовая композиция с изображением ранней весны, расположенная на удлиненной широкой полосе белой твер­дой бумаги ('/з ватманского листа); голубая мягкая бумага (салфет­ка) на каждого ребенка; клей.

Предварительная работа.Наблюдения за изменениями в при­роде, рассматривание изображений подснежника на открытках, картинках, картинах, например картина «Подснежник» А. Грицая.

Содержание занятия.Воспитатель обращает внимание на то, как ярко светит солнышко, снег тает и становится не таким бе-

лым, как раньше, а серым, вот таким, как она сделала, и ставит на мольберт полосу бумаги, на которой наклеены небольшие серо-белые выпуклости — «остатки снега», сделанные из белых салфе­ток, кое-где подкрашенных серой краской. «А из-под снега вдруг выросли первые весенние голубые цветочки. Они так и называют­ся — „под-снежники". Вот эти подснежники мы сейчас и сдела­ем», — говорит воспитатель и берет свою салфетку, рвет ее на че­тыре части, а каждую четвертинку сминает и слегка скатывает в ко­мочек. И далее предлагает детям разорвать свои голубые бумажные салфетки и помогает им в этом. И если части окажутся неравны­ми, то это даже хорошо, потому что комочки получатся разных размеров. Воспитатель при этом объясняет, что одни цветочки уже распустились, а другие — только начинают, они вот только что вылезли из-под снега.

Затем дети подходят со своими «подснежниками» к компози­ции и воспитатель намазывает каждый из них клеем и помогает найти ему место, а дети сами их приклеивают: сразу несколько вместе, рядом; один — выглядывает из-под снежного бугорка, а за ним, подальше — другой и т.д., что придает композиции живопис­ность.

Дети вместе с воспитателем любуются своей работой, а воспи­татель несколько раз в процессе этого добавляет: «Первые цветы. Подснежники. Какие нежные», — и предлагает всем детям сказать: «Подснежники». Оставляет эту картину до вечера на таком месте, чтобы дети могли показать ее родителям.

Рисование. «Весна пришла»

Задачи.Вызвать у детей эмоциональный отклик, желание на­блюдать за происходящими в природе изменениями. Вызвать у них интерес к сотворчеству с воспитателем при создании коллективной композиции на листе большого формата, располагать детали ри­сунка вверху, внизу. Аккуратно пользоваться красками и фломас­терами.

Материалы. Тонированная в голубой цвет полоса бумаги 40х 60 см с нарисованными воспитателем стволами берез или выполненными аппликативным способом, краски гуашь разных цветов, фломастеры, кисточки, банки с водой, салфетки. Картины с изображением ве­сенней природы.



Предварительная работа.Наблюдение на прогулке за происхо­дящими в природе изменениями (тает снег, ярче светит солнце). Рассматривание картин «Март» И.Левитана, «Грачи прилетели» АН. Саврасова, пение песен, чтение стихов о весне.

Ознакомление с окружающим. 25 страница - student2.ru

коричневого цвета. Каждый день солнышко светит все ярче и ярче, скоро весь снег в лесу растает».

Дети начинают рисовать, выбирают синюю, голубую краску, чтобы изобразить ручейки, лужицы. Фломастерами воспитатель советует нарисовать кустики, тонкие веточки у березы. По своему желанию дети могут изобразить птичек на земле или летящими в небе: «Птички с юга прилетели, громко песенки запели».

«Какая красивая получилась картина о весне! Ребята, вы сами ее нарисовали!» — эмоционально восклицает воспитатель. Спраши­вает, понравилась ли она детям. Предлагает полюбоваться карти­ной весеннего леса. Поощряет желание ребенка сказать, что он нарисовал, найти «свой ручеек, кустик, свою птичку» и т. д.

В вечернее время дети вновь могут возвращаться к рассматри­ванию коллективной композиции весеннего леса. Воспитатель предлагает им вспомнить потешки о солнышке, спеть песенки, вместе с ними читает стихи о весне.



Содержание занятия.Воспитатель ведет с детьми разговор о том, что изменилось вокруг: снега стало меньше, на дорогах по­явились лужицы, громко чирикают воробушки: «Чив-чив-чив при­шла весна!» Все радуются и взрослые, и дети, потому что кончи­лась холодная зима, солнце все больше стало согревать землю.

Весна-красна Нам добра принесла... Хлебушка краюшечку И водицы кружечку1.

«Люди радуются приходу весны. Детки тоже рады теплому сол-нышку-колоколнышку. А сейчас, ребята, вы сами будете рисовать большую картину о весне», — говорит воспитатель и предлагает детям подойти к сдвоенным столам, на которых лежит широкая полоса бумаги. «Посмотрите, я нарисовала березки, но у них еще нет листочков на ветках. Вы дорисуете синей краской на земле лужицы, ручейки. Посмотрите, на картине нарисовано яркое сол­нышко, оно согревает землю. Протяните руки к солнышку», — предлагает воспитатель ивместе с детьми тоже протягивает руки к нарисованным на бумаге солнечным лучам. «Как нам стало теп­ло», — говорит она.

«А теперь, ребята, вы дорисуйте картину о весне. Посмотрите, кое-где еще лежит белый снег, но он быстро тает, и земля стала

' Гуленьки: Русские народные прибаутки, заклички... С. 31.

Действия с предметами. «Разрезные картинки»

Задачи.Развивать сенсорные способности детей: умение по части восстановить целое. Развивать скоординированные действия руки и глаза через умение обводить изображения по контуру. Учить узнавать предмет, изображенный на картинке, и называть его; находить идентичные картинки. Развивать речь, обогащать активный словарь, вводя новые и повторяя знакомые слова: «огу­рец», «помидор», «яблоко», «апельсин», «морковка», «матрешка», «мяч», «шарик», «ведро», «пирамидка», «лента», «ботинки», «бант» и др.

Ознакомление с окружающим. 25 страница - student2.ru


Материалы.Предметные картинки — два набора. Из каждого набора выбираются идентичные картинки (по 2 шт.) Одна картин­ка разрезается строго пополам, другая остается целой, как образец для подбора. Необходимо использовать такие картинки, которые

при вертикальном разрезании образуют совершенно идентичные части: при соединении они составляют одно целое (яблоко, апель­син, пирамидка и т.п.) Нельзя использовать изображения живых существ и человека.

Содержание занятия.Воспитатель занимается с подгруппой ма­лышей (4—5 чел.). Дети сидят за столом вокруг педагога. Воспи­татель показывает малышам картинки (целые): «Посмотрите, что нарисовано на картинке? Правильно, огурчик!» Взрослый может использовать стихотворение или выразительные речевые обороты на тему рисунка (автор Л.Н. Павлова). Например:

Вот — зеленый огурец, Скажем, малый — удалец!

Аналогично используются и другие изображения и пояснения к ним:

А вот — репка, Желта и крепка?!

Морковка, морковка, Оранжевый носик, Зеленый хвостик!

Пирамидка из колец,

Кто собрал — тот молодец!

В процессе показа и рассматривания изображений воспитатель учит то одного, то другого малыша обводить изображенный на картинке предмет, водя пальчиком по контуру. Так отрабатываются сенсорные действия руки и глаза, помогающие идентифицировать предметы, обследуя их форму.

Затем педагог показывает малышам такие же, но разрезанные картинки, состоящие из двух одинаковых половинок. Поясняет, что нужно правильно сложить картинку так, чтобы получился «це­лый огурчик», «целое яблочко» и т.п. Показывает прием сложения двух половинок и сопоставления возникшего изображения с иден­тичным на целой картинке.

А далее задание усложняется: взрослый раздает каждому малы­шу по два изображения, например, огурец и помидор, яблоко и морковка, апельсин и ведерко, матрешка и мяч, лента и пира­мидка. Каждый малыш подбирает изображения из двух вариантов, резко различных по форме и цвету, например, огурец и помидор — овальный зеленый и круглый красный.

Далее игра-занятие разворачивается по ситуации, в зависимо­сти от индивидуальных успехов каждого ребенка. Одним детям, легко справляющимся с заданием, педагог может предложить сле­дующую пару картинок. Другим — помогает, обучает приемам идентификации половинок.

Во второй половине дня можно рекомендовать продолжить игру

по желанию малышей.

Речь. «Птичий двор»

Задачи.Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Учить вести диалог, отвечать на вопросы взрослого. Обогащать словарь глаголов. Учить соотносить слово и выразительные движе­ния. Подводить детей к составлению коротких текстов (вместе со взрослым). В процессе звукоподражаний развивать дикцию, арти­куляционный аппарат детей. Закреплять произношение гласных и простых согласных.

Материалы.Тазик с водой. Игрушки: две утки (резиновые или пластиковые), петух, курица.

Содержаниезанятия. Воспитатель организует на полу игровую ситуацию: ставит тазик с водой, пускает в него уток, рядом (на берегу) ставит курицу и петуха.

Рассказывает, жестом привлекая внимание детей к игрушкам: «Наши уточки крякают кря-кря-кря! Наши курочки кудахчут ко-ко-ко! А Петя-петушок поет ку-ка-ре-ку!»

Предлагает детям: «Давайте вместе расскажем».

Воспитатель берет в руки уточку, затем и другие игрушки, орга­низуя диалог: «Кто это? Как она голос подает, крякает? (Ответы детей.) А это кто (курица, петух)? Что он/она делает, как голос подает? Уточка — кря-кря-кря — крякает. Курица — ко-ко-ко — кудахчет. А петушок — ку-ка-ре-ку — кукарекет. А что еще дела­ют уточки? Они в воде... плавают, ныряют. Шлепают лапами по воде. (Рассказ воспитателя сопровождается действиями с игруш­кой.) А что делают петушок с курочкой? (Ответы детей.) Они хо­дят по двору, разгребают лапками землю. Ищут червяков. Клюют зернышки. А плавать умеют петушок с курочкой? (Ответы детей.) Нет, петушок и курочка плавать не умеют. Как подает голос пету­шок, как он кукарекает. Как кудахчет курочка?»




25 Заказ 544



Затем предлагает поиграть: «Как будто это — птичий двор. (Дети перемещаются на ковер.) Покажем, как ходят вразвалочку утки (выразительные движения). Как они крякают. Как плавают в пруду. А как ходит петушок? Хлопает крылышками. Кукарекает: ку-ка-ре-ку. (Выразительные движения и звукоподражания.) Куроч­ка ищет червячков. Лапой разгребает землю. Зовет цыплят: ко-ко-ко (вместе с детьми)».

Затем дети перемещаются в игровой уголок. Воспитатель обра­щается к ним с предложением рассказать про уточку, курочку, пе­тушка. Дети по желанию подходят к игрушками, берут понравив­шуюся в руки. Воспитатель в случае необходимости подсказывает начало предложения. Выслушивает всех желающих.

Далее предлагает: «Сейчас будем отгадывать загадки. Кто это?»

Плавать — это вам не шутка. Это знает даже... утка.

(В. Степанов)'

Воспитатель: «А это кто: водичку пьет, зернышки клюет, яичко несет? Курочка. Кто рано встает, голосисто поет, кто детям спать не дает? Петушок». По ходу отгадывания дети берут в руки игруш­ку-отгадку.

Воспитатель: «Поиграем. Как будто дарим друг другу игрушку. Будем передавать друг другу петушка и говорить: ку-ка-ре-ку — петушок. Кто хочет взять петушка? Кому его отдать?» Воспитатель помогает детям, подсказывает действия и слова.

Аппликация. «В лесу расцвел подснежник»

Задачи.Продолжать развивать сюжетно-игровой замысел, до­полнять выполненную ранее композицию весеннего леса апплика­цией первых цветов. Наклеивать в определенных местах (на зем­ле, около березок) силуэты подснежников. Аккуратно пользовать­ся клеящими карандашами.

Материалы.Выполненная ранее детьми коллективная компози­ция весеннего леса, силуэты цветов, вырезанных воспитателем для аппликации. Клеящие карандаши, клееночки, салфетки для рук,

1 Степанов В. Азбука в загадках. — М.: Омега, 2002. С. 42.

мольберт, аппликация подснежника, сделанная воспитателем на отдельном листе бумаги.

Предварительная работа.Наблюдение за изменениями в при­роде (таяние снега, солнечные теплые лучи, пение птиц и т. д.). Рассматривание картины А. Грицая «Подснежник», иллюстраций в книгах, чтение стихов, пение песенок, слушание музыкального произведения П.И. Чайковского «Подснежник».

Ознакомление с окружающим. 25 страница - student2.ru

Содержание занятия.Воспитатель вновь обращает внимание де­тей на ранее созданную ими композицию весеннего леса. «Что из­менилось в лесу? — спрашивает он детей (их ответы). — Все ярче, теплее светит солнышко и вырос первый весенний цветок — под­снежник. Он прятался под снегом, а потом солнышко его согрело, и он поднял свою головку. Послушайте, как музыка об этом рас­сказывает». Дети слушают в записи произведение П.И. Чайковско­го из «Детского альбома» — «Подснежник». После прослушивания педагог говорит: «Какая нежная музыка, подснежник появился из-под снега и посмотрел на всех голубым глазком (показывает апп­ликацию подснежника). Цветок подснежник такой нежный, тонкий, его надо охранять, беречь. В нашем весеннем лесу выросло много подснежников». Воспитатель берет один силуэт и наклеивает его около березки, а рядом — другой, «глянул глазок голубой».

Показывает способы намазывания клеем на клееночке силуэта цветка. Воспитатель: «А теперь, ребята, вы сами будете наклеивать подснежники на полянке под березками». Силуэты подснежников расположены на 2—3 подносах для того, чтобы детям удобно было их брать. Каждый ребенок может наклеить по желанию 2—4 цветка.

25*

В процессе занятия воспитатель оказывает помощь тому ребен­ку, который затрудняется пользоваться клеящим карандашом, пред-

лагает ему вначале положить цветок на лист, а если не понравит­ся, можно передвинуть его на другое место («около березки или кустика»). Наклеивая силуэты, дети экспериментируют, находят наиболее удачные для себя варианты расположения цветов.

Воспитатель обращает внимание на последовательность дей­ствий при наклеивании подснежников, напоминает об аккуратно­сти в процессе работы.

После того как все дети наклеят подснежники, воспитатель об­ращает их внимание на общую композицию весеннего леса и пред­лагает им рассмотреть, что получилось: «Посмотрите, ребята, как под лучами теплого солнышка-колоколнышка выросли голубые цве­ты — подснежники, послушайте, как птички стали громче петь свои веселые песни, радуясь приходу весны». В этот момент желательно включить запись птичьих голосов. После этого воспитатель радост­но восклицает: «Пришла весна красная, пришла весна ясная!».

В вечернее время дети с интересом могут рассказать, что им особенно понравилось в весеннем лесу («солнышко, птички в небе; ручейки, березки, подснежники и т. д.»). Воспитатель поощряет желание ребенка что-то еще дорисовать, так как это будет способ­ствовать обогащению его замысла, возникновению новых образов.

Организация детской игры

В процессе наблюдения за природными явлениями (наступле­ние весны) детям показывают, как тает снег, бегут ручьи, весело чирикают птички. На участке можно поиграть в то, как птички «летают» (бегают, хлопая руками-крыльями), клюют корм (посту­кивают пальчиками по ладошкам, краю песочницы, скамейке) или просто говорят «клю-клю-клю» и кивают головкой. Птички могут танцевать, прыгать, радоваться, пугаться «кошки», «взлетать» на скамейку и соскакивать с нее. Чаще всего для поддержания этой игры и создания радостного эмоционального фона необходимо активное участие воспитателя.

Если на участке есть ручьи, а дети одеты в соответствующую одежду и обувь, — можно запускать кораблики — игрушечные (са­мые легкие) или предметы-заместители (кусочки палочек, пенопла­ста, пробки, коры, бумажки). Это традиционное весеннее развле­чение всегда доставляет детям радость.

Наши рекомендации