Раздел 6. креативные технологии в обучении и воспитании
6.1.Суть арт-технологии в том, что это обучение интеллектуальной деятельности, во всех её проявлениях, осуществляется средствами художественного творчества. Арт-направление выбрано в связи с тем, что не имеет возрастных ограничений, не зависит от культурного опыта и социального положения, отличается особой "мягкостью" по сравнению с другими методами. Арт-технология является ещё и здоровьесберегающей. Смена ролей, мест и времени действий способствует раскрытию личностных качеств учащихся, повышает эмоциональный тонус учебного процесса, улучшает здоровье детей. http://pedsovet.su/load/276-1-0-11042?ljEQZj
Арт-технологии- это технологии, при которых живой, творческий процесс преобразуется в продукт, «угасает» в нем. Но это «угасшее» пламя труда снова возгорается в момент приобщения другого человека к результату творчества, и этот человек вступает в контакт с творцом через созданные им произведения. К арттехнологиям относятся прежде всего художественная и педагогическая. Результат труда и деятельность представителей профессий сферы «человек—художественный образ» называют искусством. В основе всех видов искусства лежит художественный образ как результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека. Важнейшими сторонами художественной деятельности являются художественное явление и творческая фантазия. Трудно перечислить те сферы нашей жизни, где не присутствует искусство. Можно сказать, что человеческая жизнь немыслима без искусства.
6.1.1 Изобразительное искусство. Создание на плоскости или в пространстве наглядного изображения окружающего мира, воспринимаемого зрением. Произведения изобразительного искусства по своему назначению делятся на две группы: станковые и монументальные. Станковыми называются произведения, имеющие самостоятельное значение, не связанное с архитектурой или каким-нибудь практическим применением. Название это происходит от слова станок (или мольберт). На станке художник в процессе работы укрепляет материал. Монументальными называются произведения, предназначенные для украшения общественных зданий. Разновидности монументального искусства: скульптура, роспись, фреска (роспись на сырой штукатурке), панно, мозаика, витражи.
Живопись — создание художественных образов красками. Гармония цветов в картине называется колоритом. Жанры живописи: исторический, бытовой, батальный (военная тематика), портрет, пейзаж, натюрморт («мертвая натура» — изображение предметов быта, цветов, плодов, овощей), маринизм (изображение моря)..
Графика — это искусство рисунка (греч. grapho — пишу, рисую). Выразительные средства графики — линия, пятно, тон. Орудия творчества — карандаш, перо, кисть. Жанры графики: плакат, иллюстрация, гравюра на линолеуме (линогравюра), на дереве (ксилогравюра), на металле (офорт), на специальном камне (литография), эстамп-оттиск (гравюра на бумаге).
Скульптура (лат. sculptura — вырезание, древнерусское — ваяние) — объемное, пластическое изображение в пространстве. Жанры скульптуры: голова, бюст (погрудное изображение), статуя (изображение во весь рост), многофигурная композиция. Форма: круглая (для обозрения со всех сторон), рельеф — барельеф и горельеф (объемное изображение на плоскости). Материал: мрамор, гранит, бронза, медь, гипс, дерево, бетон.
Декоративно-прикладное искусство (фр. dekorere — украшать) -произведения для украшения быта людей. Этот вид искусства берет свое начало в далекой древности, его истоки — в условиях жизни людей. В нем соединено прекрасное с полезным. Жанры декоративно-прикладного искусства: вязание, ткачество, макраме. Материал: кожа, керамика, глина, стекло, ткань, нитки, дерево, металл. Изделия: ковры, посуда, одежда, игрушки, украшения, предметы быта и интерьера.
6.1.2. Архитектура. Одно из древнейших искусств. Древнерусское название архитектуры — зодчество. Это — искусство проектировать и строить здания. Архитектура опирается на природу, которая дает людям как строительный материал, так и образцы цветового богатства, пропорциональности, пластичности Строительство ведется из различных материалов: камня, металла, бетона, стекла, кирпича, дерева и т.д Выразительные средства архитектуры: характер строительного материала, особенности техники, расположение здания, его связь с окружающим пространством, композиция, единство художественного решения и практического назначения здания.
6.1.3. МузыкаИскусство обобщенного выражения мыслей, чувств, страстей и переживаний с помощью звуков. Недаром говорят, что «музыка начинается там, где кончаются слова». Выразительные средства: мелодия (последовательный ряд звуков разной высоты, организованный ритмически и ладово-интонационно); лад — система взаимосвязей музыкальных звуков, определяемая тяготением неустойчивых звуков к устойчивым (опорным). Наиболее известные лады — мажор (весело) и минор (грустно); ритм — определенное чередование и соотношение протяжных и кратких звуков; размер ритма (двухдольный, трехдольный, четырехдольный); регистр — определенный по высоте участок звукового диапазона певческого голоса или музыкального инструмента; тембр — окраска звука (нежная, теплая, мягкая, холодная и т.д.); гармония — закономерно построенные созвучия в их определенной последовательности.
Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Музыкальные формы:куплеты, сонаты (музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей); концерт (произведение для одного-трех инструментов и оркестра); симфония (произведение для большого числа инструментов); опера (произведение для солистов и оркестра); оперетта (произведение для оркестра, солистов и танцоров); балет (произведение для оркестра и танцоров).
6.1.4. Хореография. Отображение мира с помощью пластических поз, танцевальных движений, жестов и мимики артистов. Хореография обычно выступает в синтезе с другими видами искусства: музыкой, литературой (либретто — содержание балета), изобразительным искусством. Жанры: народный танец, бальный танец, классический танец. Выразительные средства: пластика тела танцоров, техника исполнения, композиция танца, музыка, костюмы, декорации.
6.1.5. Театр.Искусство, которое выражается в сценических действиях (игре) актеров перед публикой. Основу театра в смысле содержания составляет драматургия. Жанры драматургии: драма, композиция, трагедия, фарс, водевиль. Основная форма театрального искусства — спектакль, постановщиком которого является режиссер. Сотворцами спектакля становятся зрители, которые «втягиваются» в театральное действие. Выразительные средства театрального искусства: сценическая речь, жесты, мимика, пластика тела, грим, костюм, мыслеобразы. В спектакле соединяются разные искусства: музыка, хореография, изобразительное творчество. Большую роль играет световое оформление спектакля.
Театральная педагогика и артистизм преподавателя как средство создания образовательной среды (или зачем учителю быть актером?) Заговори, чтобы я тебя увидел. (Сократ) Артистизм учителя – не мечта, а насущная потребность, доступная тому, кто действительно желает развивать в себе это качество. (Вигман С.Л.) Учителю, преподающему в современной школе необходимо владеть адекватными природе искусства способами передачи смысла художественного текста. Современный педагог – это яркая индивидуальность, творческая личность, проявляющая эмпатию, умеющая решать проблемные ситуации, умеющая заинтересовать, находить творческие подходы в объяснении материала, увлечь учеников творчеством, процессом саморазвития. Педагогу необходимо знать средства вербальной и невербальной коммуникации, быть раскрепощенным, эмоционально пластичным для объяснения смысла различных фрагментов содержания образования, передачи своих чувств, отношений и понимания реакций учеников. Обезличенность предлагаемых педагогом знаний приводит к утрате эмоционально-ценностного подтекста обучения и непоправимо его обедняет. Задача артистичного педагога заключается в том, чтобы оказать на учеников эмоциональное воздействие, вызвать определенные переживания, впечатления в душах учеников, без которых осложняются восприятие и понимание жизни; утвердить веру в себя в сознании и сердцах ребят, заставить играть воображение. Педагог играет роль фасилитатора, помощника и стимулятора значимого учения, должен создать психологический комфорт и свободу ученику. Главным результатом труда артистичных педагогов является становление учеников, как личностей, в непрерывном, активном процессе творчества. В основе педагогического артистизма лежат знания театральной педагогики об артистизме актеров и режиссеров. Многие элементы методики педагогического артистизма заимствованы из театральной педагогики. Структура педагогического артистизма содержит понимание о внутренней и внешней стороне артистизма, а также включает в себя психофизический, эмоционально-эстетический, художественно-логический компоненты. Характеристики, лежащие в основе педагогического артистизма: общительность, иррациональность, интуиция, эмпатия, воображение, наблюдательность, способность к импровизации, заразительность, самоконтроль и др. Основная идея статьи – формирование экспрессивно-выразительных способностей учителя, педагогического артистизма как качества личности творческого педагога, на основе обращения к резервам театральной педагогики, мыслям и рекомендациям её корифея К. С. Станиславского.
Школьная театральная педагогика — междисциплинарное направление, появление которого обусловлено рядом социокультурных и образовательных факторов. Динамика социально-экономических изменений, развитие процессов демократизации общественного сознания и практики порождают потребность в личности, способной к адекватной культурной самоидентификации, к свободному выбору собственной позиции, к активной самореализации и культуросозидательной деятельности. Именно в школе происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, — универсальное средство развития личностных способностей человека. Процессы модернизации отечественной системы образования учитывают актуальность перехода от экстенсивного способа простого наращивания количества информации, включенной в образовательные программы, к поиску интенсивных подходов к ее организации.
Школьная театральная педагогика предполагает:
· включение уроков театра в учебный процесс школы;
· подготовку специалистов для проведения уроков театра в школе;
· актерский и режиссерский тренинг студентов педагогических университетов;
· обучение действующих школьных учителей основам режиссерского мастерства.
Каждый из этих блоков, на наш взгляд, представляет собой чрезвычайно благодатную почву для исследователей, теоретиков и практиков: педагогов, психологов, режиссеров, театроведов и др. Школьная театральная педагогика сегодня оказывается предметом пристального интереса, при этом педагогический поиск ведется в различных направлениях и с разной мерой успеха.
Школьный театр предстает как форма художественно-эстетической деятельности, воссоздающая жизненный мир, обживаемый ребенком. И если в ролевой игре, имя которой театр, целью и результатом является художественный образ, то цель школьного театра существенно иная. Она состоит в моделировании образовательного пространства, подлежащего освоению. Опираясь на идею различий образовательного мира на возрастных этапах становления личности, важно определить специфику школьного театра на этих ступенях, соответственно выстраивая методику театрально-педагогической работы.
Начиная эту работу, коллективу школы следует отчетливо понять возможности и место школьного театра в конкретной, этой школе, с ее собственными традициями и способами организации учебного процесса. Тогда предстоит выбрать и выстроить имеющиеся и возможные формы: урок, студия, факультатив. Нам представляется необходимым сочетание этих трех форм.
Включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс школы не только благое желание энтузиастов, но действительная потребность развития современной системы образования, которая переходит от эпизодического присутствия театра в школе к системному моделированию его образовательной функции.
Однако надо учесть, что мы предлагаем не «насыщать» систему театрального воспитания в школе всеми возможными формами и методами, а предоставить школе выбор в зависимости от опыта и увлеченности учителя и учеников. Чтобы учитель мог сделать этот выбор, ему необходимо видеть перспективу в театральной работе.
6.1.6. Кино.Произведение театрального искусства, отснятое на кинопленку. По широте охвата зрителей кино является самым массовым видом искусства. Выразительные средства кино: содержание сценария, мастерство режиссера, мастерство актеров, операторское мастерство, костюмы, грим, музыкальное и художественное оформление, свет, монтаж (чередование и длительность кадров).
6.1.7. Литература. Искусство, в котором художественный образ создается не путем прямого воспроизведения жизни, а опосредованно, с помощью слова. Художественная литература — искусство слова. Произведения литературы обладают длительностью, их образы развиваются во времени. Поэтому литературу относят к долговременному виду искусства. Читая произведения литературы, мы с помощью воображения представляем действующих лиц и картины из их жизни. В этом заключается сотворчество читателя с автором (писателем). Выразительные средства литературы: сравнения, эпитеты, метафоры, аллегории и др.
Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи у учащихся и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. С другой стороны, воздействие художественной литературы на ребенка определяется не только содержанием и формой произведения, но и уровнем его речевого развития.
Анализ научных исследований позволил установить, что целями и задачами ознакомления с художественной литературой являются:
- воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
- формировать представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
- воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. В основе отбора – педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, то есть оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Л.Н. Толстой (1828-1910) выражал твердое убеждение в том, что искусство и литература имеют назначение высокое, что они призваны утверждать на земле добро. Он считает необходимым, чтобы в каждом истинном произведении искусства присутствовала четкая нравственная оценка, чтобы писатели и художники умели «различать хорошее и дурное».
Так, сказка, в силу своих специфических особенностей, должна выступать в качестве содержательной основы воспитания. Сказка – это, прежде всего, поэтический вымысел. Однако этот основной принцип художественного метода сказки отнюдь не отрицает ее связи с действительностью, определяющей идейное содержание сказки, характер ее сюжета, образов, деталей повествования, ее язык. Вымысел в сказке строится, как правило, на совершенно определенной, основанной на действительности, почве. Каждая сказка, каким бы фантастическим содержанием она ни наполнялась, рисует реалистичные картины народной жизни. За приключениями сказочных героев встают человеческие судьбы, сказочные конфликты передают сложные бытовые и социальные отношения. Сказка является прекрасным материалом для решения развивающих задач. Американский психолог Б. Баттельхайм, отмечая потенциальные возможности сказки при решении развивающих задач, пишет, что детям нужны сказки, ибо они являются необходимой пищей для развития личности. Сказка обладает огромными воспитательными возможностями. Более того, сказка - это всегда ненавязчивое воспитание. В лучших своих образах она открывает ребенку мир, суть человеческих отношений, нюансы человеческих чувств: доброты, уважения, сочувствия, товарищества, справедливости, отзывчивости, взаимопонимания, - и тем самым несет в себе богатый нравственный потенциал. Важная роль сказки в развитии человеческой души, конечно же, не исчерпывается прямыми научениями. Сказка дает юным читателям на редкость яркий, широкий, многообразный образ мира.
Таким образом, связь художественного творчества с глубинными пластами психики обусловлена уникальной способностью искусства активизировать и направлять процесс духовного становления личности. Художественная литература придает знаниям о мире и человеке, его надеждам, стремлениям, желаниям и идеалам эмоционально – выразительный, нравственно-эстетический характер, делает его важным средством становления духовной культуры личности. Это и есть процесс превращения эстетического в нравственное, когда постигнутая человеком красота мира не только обогащает его духовно, но и направляет его поступки, действия на достижение гармонии, совершенства, красоты. Ибо, как писал К.Д. Паустовский: «внутреннее совершенство накладывает неизгладимый отпечаток на внешность, на жест, манеру говорить, на одежду – на весь облик человека»[18].