Роль ФВ в формировании личностных качеств

В формировании личностных качеств, как уже отмечалось, ФВ занимает одно из ведущих мест, оказывает существенное влияние на всестороннее развитие личности. Более того, по мнению И.Ф. Харламова, ФВ является основой для развития личности вообще[119].

ФВ влияет на формирование личности не только в плане физического совершенствования, укрепления здоровья, развития силы, ловкости, быстроты, выносливости, координации движений, поддержания хорошего функционального состояния организма, физической готовности к труду и защите Родины, но и на развитие целого ряда основ духовности человека. Действительно, ФК имеет отношение к материальной и духовной ее сторонам. На основе совершенствования физических качеств, которые способствуют производству материальных благ, изменяются и многие ценностные ориентации. Так, достаточно выраженные физические показатели человека имеют корреляционные связи с личностными проявлениями чувства достоинства, смелости, сопереживания, взаимопомощи, благородства, снисходительности или, напротив, лживости, хитрости, изворотливости, склонности к приспособленчеству, подхалимству и т.д. Как социальное явление ФК отражает также определенный уровень развития сознания. Следовательно, в содержание ФК входят различные виды человеческой деятельности (двигательная, игровая, социально-политическая, трудовая, научная, художественная, коммуникативная, информационная и др.), и все они в той или иной мере оказывают свое влияние на развитие личностных качеств человека.

Таким образом, роль ФВ заключается не только в правильном ФР человека, укреплении его здоровья посредством целенаправленного использования физических упражнений, достижения высокого уровня функционального состояния организма, но и в положительном влиянии на формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности. При этом необходимо учитывать, что все составляющие всестороннего развития личности взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Общеизвестно, что при формировании мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры человека основополагающей целью является воспитание всесторонне и гармонично развитой личности. Достижение указанной цели обеспечивается решением ряда конкретных взаимосвязанных задач каждой из составляющих данного процесса. При этом задачи ФВ решаются в комплексе с решением общих задач, исходя из достижения конечного результата.

Мировоззрение может складываться стихийно, под воздействием обыденного жизненного опыта, случайных событий, а может формироваться систематично и целенаправленно. При детализации сущности данного понятия обычно считают, что мировоззрение – это специфическая форма сознания человека, которая включает в себя обобщённую систему его знаний, взглядов, убеждений и идеалов, выражающих отношение индивидуума (личности) к развитию природы, общества и определяющих его поведение в различных сферах жизни.

Внутреннюю структуру мировоззрения составляют знания, взгляды, убеждения, идеалы. Эти структурные компоненты мировоззрения делятся на две группы:

1. Объективные компоненты:

а) знания как объективный компонент мировоззрения представляют собой систему научных истин, которые имеют форму описательно-констатирующего суждения личности. Знания – это совокупность сведений, познаний в какой-л. Области. Овладение научными знаниями создает основу для выработки научного мировоззрения. Сами по себе знания не всегда определяют мировоззрение человека, поскольку к мировоззренческим относят не любые, а только обобщенные знания, ибо ни один человек в мире не способен овладеть всем объемом накопленной сегодня научной информации[120] .

В процессе ФВ оказывается непосредственное, прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. Разнообразные новые знания по ФКиС, анатомии, физиологии, медицине и др., получаемые на уроках, тренировках, физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятиях, в значительной степени способствуют развитию интеллекта, мыслительной деятельности. Ведь, как отмечают специалисты, на занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с освоением техники физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий и пр. (как выполнить движения экономнее, точнее, выразительнее и т.д., как распределить силы на дистанции, в соревнованиях и др.)[121]. Кроме того, преподаватели по ФК на занятиях целенаправленно создают познавательные и проблемные ситуации различной степени сложности, при которых занимающиеся должны сами принимать решения. ФР, укрепление здоровья в процессе ФВ, таким образом, повышают общую жизнедеятельность организма, что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности.

2. Субъективные компоненты:

а) взгляды – это суждения, образ мыслей, субъективные выводы человека, которые связанны с объяснением тех или иных природных и общественных явлений, а также своего отношения к этим явлениям. Известно, что взгляды имеют существенное значение для миропонимания человека и оказывают влияние на его поведение;

б) убеждения – это результат глубокого эмоционального осмысления полученных знаний и жизненного опыта, что в итоге определяет твердость жизненной позиции личности, характер деятельности и поведения человека, служит основой для укрепления его волевых усилий. Устойчивость убеждений считается несомненным достоинством человека, поскольку благодаря ей личность сама ощущает себя и представляет для окружающих определенную целостность, ценность и индивидуальность;

в) идеал (идеалы) – это осмысление и эмоциональное принятие наивысшего совершенства в чем-нибудь, наивысшая цель, к которой стремятся люди; то, что составляет высший смысл их деятельности, духовных устремлений, является лучшим образцом чего-л. В идеалах, как известно, воплощаются лучшие человеческие черты. Обычно в качестве идеалов выступают примеры выдающихся людей, жизнь и деятельность которых является образцом в достижении цели в различных областях жизнедеятельности человека, в том числе и в физкультурно-спортивной отрасли.

Исходя из вышеизложенного, целью формирования мировоззрения является развитие интеллектуальных способностей занимающихся, их памяти, внимания, воображения, логического мышления, способности к суждению, умозаключению, анализу, обобщению и т.д. Отсюда и основные задачи, которые решаются в процессе физкультурной и спортивной деятельности:

- обогащение занимающихся специальными знаниями в области ФКиС, формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной и спортивной деятельности;

- содействие формированию научного мировоззрения и понимания закономерностей развития природы, общества и сознания;

- развитие умственно-интеллектуальных способностей, познавательной активности и творческого подхода к двигательной деятельности;

- стимулирование развития потребности и способностей к самопознанию и самовоспитанию.

Нравственно-эстетическая культура характеризует преимущественно духовную жизнь общества и личности, их духовный мир – сознание, мировоззрение и социально-духовные качества. Нравственно-эстетические ценности, чувства, поведение, сознание – элементы духовной культуры субъектов. Они направлены на удовлетворение нравственных и эстетических потребностей людей. В отличие от эстетической культуры, нравственность проявляет себя на практике и в других сферах жизни: в экономике, политике, социальной жизни, в праве и др. Это явление не только духовной, но и материальной жизни, имеет явно выраженную специфику.

Нравственно-эстетическое воспитание представляет собой единое интегративное целое и всегда участвует в организации сложного процесса всестороннего формирования личности, оно способно выполнять системообразующую функцию, что чрезвычайно актуально в современных условиях жизни.

Основными компонентами нравственно-эстетической культуры являются ценности, чувства, нравственно-эстетическое сознание, поведение и некоторые другие.

Ценности – это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ. Личностные ценности – осознанные и принятые человеком общие компоненты смысла его жизни. Система ценностей человека, таким образом, в значительной степени определяет его отношения к миру. К духовным ценностям относят трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность, ответственность, чуткость, милосердие, справедливость и т.д.

Чувства, как известно, формируются на протяжении всей жизни человека в условиях общества. Это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека – это чувства, которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные, но и чувства, связанные со страданием.

Существенную роль в формировании и развитии наиболее обобщённых чувств имеют социальные институты, социальная символика, поддерживающая их устойчивость, некоторые обряды и социальные акты. Например, чувства любви к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям и т.д. отвечают высшим социальным потребностям.

В зависимости от характера отношения человека к различным объектам социальной среды выделяют основные виды (подвиды) высших чувств. Наиболее распространенной является классификация, в которой отмечают: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические чувства.

Моральные чувства регулируют межличностные отношения. Человек их испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе. Это чувство патриотизма, дружбы, любви, совести и т.д.

Праксические чувства связаны с успешным или не успешным осуществлением человеком трудовой и других видов деятельности. В связи с этим различают позитивные (трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, удовлетворенность от выполненного дела и т.д.) и негативные праксические чувства, при которых человек воспринимает труд как нелюбимое дело.

Интеллектуальные чувства проявляются в процессе умственной деятельности, которая сопровождается интеллектуальными эмоциями, приобретшими качества стабильности и устойчивости: любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение и т.д. Интеллектуальные чувствавозникают при выполнении определенных видов работ, учении, занятиях ФКиС, которые требуют интенсивной умственной деятельности.

Эстетические чувства человек испытывает при восприятии и создании прекрасного в жизни и в искусстве. Они воспитываются через приобщение к природе, разным видам художественной деятельности.

Чувства формируются в процессе общественного развития человека, развития индивидуального сознания и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства, ФКиС и т.д.

Нравственно-эстетическое сознание – это формы общественного сознания, которые наряду с другими его формами являются отражением общественного бытия.

Нравственное сознание представляет систему моральных принципов, субъективную сторону морали: совокупность норм и правил поведения людей, выработанных обществом. Специфика нравственного сознания заключается в том, что в нем отражены стихийно сформировавшиеся нормы, оценки и принципы, подкрепленные обычаями и традициями. В моральных нормах отражены общечеловеческие нравственные ценности и принципы: добро, гуманизм, сострадание, честь, долг, благородство, верность, коллективизм, ответственность, великодушие, благодарность, дружелюбие и т.д.

Моральные нормы являются основными правилами любого общества, а мораль, таким образом, можно рассматривать как форму общественного сознания, включающую в себя общечеловеческие устои и правила отношений между людьми в частном общении и в социальных процессах.

Физическое и нравственное воспитание, несомненно, взаимосвязаны.Прежде всего, правильно спланированное и организованное ФВ способствует формированию высоконравственных общечеловеческих ценностей. В процессе физкультурно-спортивной деятельности формируются уже отмеченные положительные моральные качества человека. Следовательно, от степени сформированности моральных норм занимающихся зависит эффективность занятий по ФВ.

Основные задачи нравственного воспитания в процессе занятий ФК:

-формирование нравственного сознания, идейной убежденности и мотивов деятельности, в том числе и ФК, согласующихся с нормами высокой морали;

-формирование нравственных чувств (гуманизма, коллективизма, дружбы и др.);

-формирование нравственных качеств, привычек соблюдения этических норм, навыков общественно оправданного поведения;

-воспитание волевых качеств личности (целеустремленности, смелости, решительности, мужества, воли к победе и др.).

Эстетическое сознание в системе форм общественного сознания занимает особое место. Это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом, отражает все богатство эстетического отношения человека к миру и выражает его активное стремление к гармонии, совершенству, красоте, к идеалу прекрасного.

Эстетическое сознание имеет сложную структуру, включающую эстетические взгляды, идеалы, оценки, вкусы, чувства, потребности, эстетическую теорию, которые очень тесно связаны друг с другом и взаимозависимы. Формируется оно в процессе эстетической деятельности и помогает превращению знаний в убеждения, развивает эстетический вкус, творческие способности личности и т.д.

ФК создает благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий физическими упражнениями складывается представление о прекрасном, прививается любовь к искусству, красоте, воспитывается потребность к изяществу движений. Практически все виды спорта представляют собой своеобразные художественные жанры, основанные на принципах искусства. Самым высоким канонам искусства соответствуют художественная гимнастика, фигурное катание, акробатика, прыжки в воду, плавание и т.п.[122] По законам красоты осуществляются действия в игровых видах спорта, легкой атлетике, борьбе, фристайле, биатлоне и т.д.

Поведение – это система взаимосвязанных действий, поступков, совершаемых субъектом во взаимодействии с окружающей средой.

В основе поведения лежат потребности организма, удовлетворение которых сопровождается определенными действиями, в большой степени зависимыми от эмоционально-волевой и ценностной сфер сознания. При этом необходимо помнить, что определяющими для человека являются факторы поведения, которые сформированы не природой, а историей и культурой человечества. Поведение любого человека регулируют моральные нормы.

Перед эстетическим воспитанием в процессе занятий ФКиС стоят следующие специфические задачи:

- формирование эстетических знаний, представлений, суждений, понятий, вкусов, идеалов, оценок, отношений и чувств в области ФКиС;

- формирование у занимающихся эстетической культуры, способностей и умений воспринимать и оценивать прекрасное в технике движений и тактике выполнения двигательных действий;

- формирование эстетических отношений, убеждений, потребностей и привычек;

- овладение эстетическим и культурным наследием.

Гражданская культура личности – это сплав политической, правовой, экономической, экологической, духовно-нравственной культуры. Это единство прав и обязанностей человека и гражданина, основанных на соблюдении законности и сознательной деятельности. Уровень гражданской культуры личности определяется по степени овладения индивидом общечеловеческими гуманистическими ценностями, культурными и духовными традициями народа, идеологией государства.

Основу гражданской культуры личности составляет гражданственность. Гражданственность обычно рассматривается в социально-правовом, морально-этическом, социально-психологическом, социально-педагогическом и некоторых других аспектах.

Социально-правовой аспект гражданственности определяет нормы и принципы социально-правового взаимодействия государства, власти с институтами гражданского общества и отдельными гражданами.

В морально-этическом аспекте гражданская культура рассматривается с точки зрения степени приближения общества к таким нравственным идеалам, как долг, ответственность, достоинство, совесть, патриотизм, гуманность, милосердие, неравнодушное отношение к жизненно важным проблемам, способность к компромиссам, открытость к общению и сотрудничеству на благо общества и т.д.

Социально-психологический аспект гражданственности реализуется через чувство единства с государством и обществом, неподдельную любовь к родине, веру в будущее, ощущение социальной и национальной полноценности и т.д.

Социально-педагогический аспект гражданственности составляет комплекс качеств и свойств личности, направленный на достижение индивидуальных и социально-значимых целей, в соответствии с правовыми и моральными нормами общества[123].

Формирование гражданской культуры личности в процессе ФВ и занятий спортом требует решения следующих основных задач:

- воспитание чувства патриотизма, преданности в служении Родине, укреплению ее чести и достоинства, формирование уважения к таким ценностям как свобода, равенство, справедливость;

- формирование ответственности за судьбу Родины, бережного отношения к истории отечества, его культуре, обычаям, традициям, уважения и почитания государственных языков, законов, Конституции Республики Беларусь, символов (Герба, Флага, Гимна);

- формирование политической и правовой культуры средствами ФВ;

- формирование чувства гордости за достижения страны в области науки, техники, культуры, спорта и др.

Такая система задач по формированию мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности представляет собой единое целое, поскольку ни одна из частных задач не может быть успешно реализована вне связи с другими.

Наши рекомендации