Работа с детьми старшего дошкольного возраста
К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но педагог по прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить их (с – з, с – ц, ш – ж, ч – щ, с – ш, з – ж, ц – ч, с – щ, л – р). С этой целью проводится ежедневно артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков произношения.
Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.
Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится, в основном, к определенным звукам, например, не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие.
Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков детям этого возраста предлагаются игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.
Цель приведенных ниже игр и упражнений — развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с – з, с – ц, ш – ж, ч – щ, с – ш, з – ж, ц – ч, с – щ, л – р), правильно выделять в фразах нужные слова.
Найди и назови нужное слово
Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.
С Папа купил Лене санки. По дороге движется автобус. Весной оживает природа.
Домик над рекою, Светлой полосою В окнах огонек, На воду он лег. (А. Плещеев "На берегу")
З На двери висит замок. На небе появились грозовые тучи.
Почему собака лает На того, кого не знает? Потому она и лает – Познакомиться желает. (А. Власов "Почему?")
Далее используются отрывки из стихотворений и предложения со всеми приведенными выше парами звуков.
Кто лучше слушает?
Вариант 1
Воспитатель вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной друг к другу, боком ко всей группе, и дает задание: "Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук ж". Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 — со звуком ш, 5 — со звуком ж, 5 — где нет этих звуков). Прелагается примерно такой набор слов: "шапка", "дом", "жук", "лиса", "ежик", "кошка", "тарелка", "вешалка", "лыжи", "карандаш", "бочка", "ножницы", "замок", "лужа", "крыша".
Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.
Вариант 2
Воспитатель вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком ш, другой – со звуком ж. Предлагает остальным детям называть слова, в которых встречаются эти звуки. В конце игры дети называют победителя. Вариант 3
Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком ш, другому – со звуком ж. Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении.
То же можно проделывать и с другими парами звуков. Слова могут звучать громко и тихо
Цель данной игры – развивать голосовой аппарат и речевой слух: учить детей различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз, поупражняться в произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью.
Дети заучивают чистоговорку (с учетом отрабатываемого звука). Например, при дифференциации звуков л – ль можно использовать такую фразу: "В уголок Аленка села, У Аленки много дела".
Воспитатель предлагает произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громче обычного.
В качестве упражнений для развития голосового аппарата при произнесении фраз с различной громкостью, кроме чистоговорок, можно использовать отрывки из стихотворений, потешки, считалки, скороговорки.
Аналогично проводится игра "Слова могут звучать быстро и медленно". Работа с детьми подготовительного к школе возраста
На седьмом году жизни звукопроизношение детей мало чем отличается от произношения взрослых, хотя у отдельных детей отмечаются недостатки. Малая подвижность артикуляционного аппарата или отклонения в его строении (например, неправильный прикус) являются наиболее частой причиной дефектов произношения. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительных логопедических упражнениях. Особое внимание педагог уделяет выработке у детей четкого и внятного произнесения слов, фраз, умению дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению: звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие. При этом воспитатель следит за тем, чтобы дети четко и правильно произносили изолированные звуки.
Цель данных ниже игр и упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук. Какой звук есть во всех словах?
Воспитатель произносит три – четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: "шуба", "кошка", "мышь" — и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук ш.
Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах:
* жук, жаба, лыжи – ж;
* чайник, ключ, очки – ч;
* щетка, ящик, щавель – щ;
* коса, усы, нос- с;
* селедка, Сима, лось – сь;
* коза, замок, зуб – з;
* зима, зеркало, вазелин – зь;
* цветок, яйцо, курица – ц;
* лодка, стул, лампа – л;
* липа, лес, соль – ль;
* рыба, ковер, крыло – р;
* рис, крепость, букварь – рь.
Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.
Назови первый звук в слове
Воспитатель показывает игрушку, например, Буратино, и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове "Зоя", вэ — в слове "Вадик").
Назови последний звук в слове
Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.).
Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове "дверь" последний звук рь, а не р).
Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую — на мягкий. Детям, которые нечетко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.
Подумай, не торопись
Воспитатель предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах:
Подбери слово, которое начинается на последний звук слова "стол".
Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова "сыр" ("воробей", "грач" и т.
Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний — ш ("карандаш", "камыш" и т. д.).
Какое получится слово, если к но — прибавить один звук? ("нож", "нос"…).
Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука м (мама моет Машу мочалкой).
Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у (бумага, дудочка, Буратино…). Работа с младшими школьниками
Устная речь
Большая часть учащихся приходит в школу с явными (значительными или незначительными) дефектами речи, особенно с нарушением звуковой стороны речи, например:
* из-за несформированности всей системы звуков дети опускают звук, заменяют его другим, например, "фыфка" (шишка);
* все звуки сформированы, но в речи смешиваются, например "цаска" (чашка);
* неправильно сформированы отдельные звуки, поэтому они звучат искаженно, например "байкон" (балкон), "гыба" (рыба).
Эти недостатки чаще всего обусловлены тем, что ребенок не различает на слух некоторые звуки (чаще шипящие, долгие и др.); у него не сформировались некоторые движения органов произношения (прежде всего губ, языка); родители, балуя детей, сами способствуют сюсюканью, искажению речи.
Педагогу с первых же дней обучения в школе следует включать на уроках элементы логопедической работы, постепенно усложняя, индивидуализируя работу, ведя постоянный учет речи детей.
Нужно помнить, что в процессе работы над произношением большое значение имеют слух и фонематическое восприятие; моторика речевого аппарата, т. е. подвижность органов речи — языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти.
Слух является непременным условием формирования речи. Ребенок говорит благодаря тому, что слышит речь окружающих. Всякое нарушение слуха отрицательно влияет на речь. Нарушение звукопроизношения встречается и у детей с нормальным слухом. В этих случаях косноязычие связано либо с нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия. Часто среди косноязычных встречаются дети, у которых нарушена как моторика, так и фонематическое восприятие, т. е. дети на слух не дифференцируют все звуки речи, особенно близкие по звучанию, например п – б, с – ш, л – р.
Прежде чем приступить к работе по развитию правильного произношения, необходимо обследовать речь детей. Желательно включить в обследование и такие графы: смешение звуков, здесь же отметить заикание; темп речи (замедленный, спокойный, торопливый); голос (звонкий, тихий, крикливый); звукопроизношение (правильное, затеняет, искажает: картавое, межзубное, носовое).
Учителю нужно наглядно показать детям артикуляционные движения губ, языка. Но сухое объяснение артикуляции малодоходчиво, скучно детям, поэтому необходимо включать в логопедическую работу игровой материал. Звуки можно преподносить детям в виде разных "песенок", которые поет Веселый язычок. Каждая песенка связана с определенным конкретным образом: звук а — с комаром, звук ж — с жуком, звук ш — с сердитым гусем, звук р — с мотором машины и т. д.
Подготовительные упражнения и ознакомление с артикуляцией звуков можно давать в форме сказок о Веселом Язычке, где полость рта называется домиком Язычка, кончик языка — хвостиком, твердое небо — потолком, нижние зубы — крылечком, верхние зубы — дверкой, а выдыхаемая струя воздуха — ветерком.
Важно, чтобы работа проводилась не только фронтально, но и индивидуально, постоянно велся учет изменений в речи детей.
Приведем пример использования игровых методов при работе над согласным звуком (на примере изучения буквы р и соответствующих ей звуков р и рь).
Артикуляция звука
Язычок сидел в своем домике. Ему очень хотелось научиться петь песенку самолета. Он улыбнулся, показал все зубки (показ учителем, повтор детьми), широко открыл домик, включил голос, быстро подбросил хвостик к верхней дверке и пустил холодный ветерок. Язычок запел "р-р р" и почувствовал, что у него задрожал хвостик (показ). Язычок подставил бумажку и снова запел: "р-р-р". Споем вместе песенку самолета: "р-р-р"!
Узнавание звука в словах
Педагог называет слова или показывает картинки, а дети узнают слова со звуками р и рь, поднимают руки или хлопают, а затем хором проговаривают эти слова.
Шутки-чистоговорки
* Ря – ря – ря – синие моря;
* рю – рю – рю — репу я варю;
* арь – арь – арь — новый букварь;
* ри – ри – ри — горят фонари;
* ре – ре – ре — санки на горе;
* орь – орь – орь — у Андрюши корь;
* ра – ра – ра — высокая гора;
* ро – ро – ро — новое перо;
* ру – ру – ру — коза грызет кору;
* ры – ры – ры — летят комары;
* ор – ор – ор — у Ромы топор и т. д.
Скороговорки
* шел Егор через двор, нес топор чинить забор;
* проворонила ворона вороненка;
* привез Пров Егору во двор дров гору;
* на горе, на горке горько ревет Егорка. Образец работы над дифференциацией звуков л – р, ль – рь
1) Выделение звуков л – ль, р – рь.
Дети, вспомните, как Язычок поет твердую песенку индюка, повторим ("Л-л-л"). А теперь вспомним песенку мотора ("Р-р-р").
Я вам покажу картинки, а вы их назовете, четко выделяя звуки л – ль, р – рь.
2) Шутки-чистоговорки:
* Ло-ол-ор — у Ромы топор;
* ло-ло-ро — у Лены перо;
* ал-ар-ал — темный подвал;
* ри-ри-ри — купили сухари;
* ли-ли-ли — мы улицу мели;
* ре-ре-ре — метель в январе;
* ле-ле-ле — катались на осле.
Педагог следит за четкостью произношения звуков в словах.
3) Работа над предложением.
Дети слушают и запоминают предложения: "Суп надо солить. На пол не надо сорить". Педагог начинает предложения, а дети заканчивают. Отвечает тот, до кого дотронулся учитель: "Суп надо…", "На пол не надо…".
4) Скороговорки.
* Лара у Вали играет на рояле;
* морская волна сильна и вольна;
* рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов;
* король — орел, орел — король.
5) Определение слов со звуками л – ль, р – рь в тексте.
Дети слушают рассказы, потом находят слова с указанными звуками.
"Лыжи"
Была зима. Выпало много снега. Мама купила Клаве лыжи. Клава взяла лыжи, взяла палки и пошла в сад. Клава каталась на лыжах. Ей было весело.
"Верный друг"
Рома и его собака Трезор — большие друзья. Они вместе играют, вместе гуляют. Один раз Рома купался в реке. Он отплыл далеко от берега и стал тонуть. Рома закричал. Трезор бросился в воду и вытащил Рому на берег. Так Трезор выручил из беды своего друга.
После чтения всего рассказа учитель читает по одному предложению, дети называют слова, а в них заданные звуки.
Письменная речь
При работе с младшими школьниками педагог должен уделять внимание не только коррекции устной речи, но и правильному развитию письменной речи, т. к. на данном этапе ребенок начинает усваивать азы орфографии, приобретает каллиграфические навыки.
Ш. А. Амонашвили считает, что письменную речь следует формировать одновременно и в единстве с развитием навыков письма и устной речи; предпосылки письменной речи (объективация; упреждение и критика текста) необходимо создавать в условиях устной речи.
Очень интересную попытку организовать процесс усвоения детьми письменной речи как специфической знаковой деятельности предпринял Р. Л. Креймер. По его мнению, главным фактором полноценного развития письменной речи выступает словесное творчество, т. е. ситуация, в которой ребёнок чувствует себя истинным творцом, автором текстов.
Основные проявления трудностей, которые испытывают школьники при обучении письму, несмотря на их многочисленность и многообразие, могут быть систематически организованы следующим образом:
1. Трудности в написании букв (нестабильность графических форм, неправильное начертание букв, отсутствие связных движений на письме).
2. Замена близких по акустическим или артикуляционным признакам букв, пропуски букв при письме, недописывание слов, количественные ошибки при написании букв.
3. Очень медленный темп письма.
Трудности обучения письму связаны с нарушениями зрительного и фонематического восприятия. Работа над развитием восприятия строится в игровой форме, но носящей обучающий характер. Приведем конкретные примеры. Развитие зрительного восприятия форм
Из каких фигур нарисованы флажки.
Раскрась их. Нарисуй такие же флажки.
Чем похожи домики?
Из каких фигур они построены.