Творческое мышление как биологическая потребность человека
Интенсивность мыслительной деятельности человека, напряженность его умственных усилий очень неравномерны. Наши мысли могут легко и свободно скользить чередой, не требуя никакого усилия. Они могут быть связаны с впечатлениями от непосредственного восприятия окружающего мира. Могут быть воспоминаниями, всплывающими непроизвольно, случайно. Мозг работает непрерывно, пока человек бодрствует.
Но вот спокойный ход мысли прекращается, как будто натолкнувшись на непреодолимое препятствие. Мысль "застревает" и начинает "прокручиваться" вокруг какого-либо одного волнующего сюжета: нерешённой профессиональной проблемы, сложности во взаимоотношениях с кем-либо, обиды, не получившей "сатисфакции". Кажется, что выхода из возникшей ситуации нет... Но найти его совершенно необходимо! Напряжение мысли нарастает. Наша мысль мечется в поисках приемлемого решения, но снова и снова встречает непреодолимые препятствия и неустранимые, как кажется, противоречия...
Внезапно наступает мгновение, когда ситуация, казавшаяся сложной и запутанной, вдруг становится естественной и понятной, а выход из неё – очевидным. Это – миг озарения. Миг – потому, что решение проблемы, над которой долго и напряжённо трудился наш мозг, приходит внезапно, в доли секунды, и приобретает словесное выражение в считанные секунды (Ж. Адамар, 1970, О.К. Тихомиров, 1969, 1984). Этот миг приносит с собой человеку чувство радости, успеха, победы.
В минуты после озарения, как правило, обнаруживаются новые основания для положительных эмоций. Оказывается, что новый подход позволяет решать и другие проблемы, что его можно применить и в других ситуациях и даже в других сферах деятельности. И несколько минут, непосредственно следующих за озарением, мысли и чувства человека захвачены новыми, внезапно открывшимися возможностями. Он испытывает чувства первопроходца, перед которым внезапно открылась новая страна. Стремительному полету мысли в эти минуты, как и мигу озарения, сопутствуют сильнейшие положительные эмоции, которые, вероятно, и называют радостью творчества.
Неравномерность работы мозга сохраняется даже во сне: спокойная фаза сна, так называемый медленный или ортодоксальный сон, чередуется с фазой быстрого или парадоксального сна, во время которой интенсивность работы мозга, регистрируемой по его электрической активности, может быть такой же, как при бодрствовании и даже выше (В.А. Ротенберг и В.В. Аршавский, 1985).
Психологи выделяют две фазы мышления человека, очень различающиеся по интенсивности физиологических процессов в нейрональных структурах головного мозга – репродуктивную и продуктивную или творческую (О.К. Тихомиров, 1969, 1984).
Весь предшествующий жизненный опыт человека, в том числе опыт его профессиональной деятельности, формирует в его центральной нервной системе огромное множество нейрональных моделей объектов и событий внешнего мира. Каждая модель обеспечивает быструю, почти автоматическую реакцию на определённую ситуацию. Мышление, не выходящее за пределы набора стереотипных реакций в ответ на стандартные ситуации, называют репродуктивным. Репродуктивное мышление оперирует сформировавшимися ранее мыслительными штампами, мыслями-рефлексами. Чем больше адекватных нейрональных моделей явлений и объектов внешнего мира сформировалось в мозгу человека, тем богаче его жизненный опыт, тем больше он знает и умеет. Объём репродуктивного мышления, то есть количество знаний, навыков и умений, которыми обладает человек, определяет уровень его профессиональной деятельности, степень успешности его участия во всех сторонах жизни в данной точке его жизненной траектории, на данный момент его индивидуального развития.
Но жизнь полна неожиданностей. Человек то и дело сталкивается с новыми, неожиданными для него ситуациями, для которых готовые нейрональные модели и соответствующие стандартные реакции у него отсутствуют. Ситуации, в которых человек необходимо должен действовать, хотя способ действия ему неизвестен, называют проблемными. Для преодоления проблемной ситуации он должен найти новый для себя ход мыслей и последовательность действий. Его мозг должен сформировать новую нейрональную модель. Нейрональные структуры, которые примут участие в формировании этой модели, определяются лишь после того, как необходимая новая модель будет сформирована, то есть после того, как проблемная ситуация будет преодолена. В процессе поиска должен, следовательно, принимать участие практически весь мозг.
Мыслительную деятельность, связанную с преодолением проблемной ситуации, называют продуктивным или творческим мышлением. Если объём репродуктивного мышления определяет уровень успешности профессиональной и любой иной деятельности, то творческое мышление обеспечивает повышение этого уровня, формирование новых знаний, навыков и умений, возрастание объёма репродуктивного мышления.
Органом репродуктивного мышления является нейрональная модель, которая в простейших случаях состоит из относительно небольшого числа нейронов. Органом же творческого мышления является весь мозг как целое. Количество нейронов, вовлекаемых в процессы, составляющие основу мыслительной деятельности, в миг творческого озарения возрастает в сотни тысяч и миллионы раз. Связанные с этим изменения на уровне всего организма настолько значительны, что момент озарения легко обнаружить экспериментально физическими методами, например, по сопровождающему его резкому уменьшению электросопротивления кожи (О.К. Тихомиров, 1969), по изменениям на электроэнцефалограмме (Л.Г. Воронин, Е.Н. Соколов, 1955) или по напряжению мышц (Л.Г. Воронин, 1964, 1982).
Творческое мышление не сводится к мигу "озарения". Это – целостный процесс, начинающийся всегда с момента осознания проблемной ситуации, то есть с момента, когда человек обнаруживает свою несостоятельность перед лицом какой-то задачи, поставленной жизнью. Человек озадачен, встревожен, испуган, раздосадован в связи с возникшим непредвиденным препятствием. Но обстоятельства требуют действий, и человек начинает лихорадочно перебирать похожие знакомые ситуации, встречавшиеся ранее, комбинировать известные ему способы действия, пока, наконец, напряжённая работа мысли не приведёт к решению проблемы или признанию неспособности решить её.
Итак, начало творческого поиска, творческой фазы мышления сопряжено с эмоциями, причём с эмоциями отрицательными. Миг озарения переводит творческий процесс в другую стадию, которая связана с положительными эмоциями радости успеха, торжества победы или, по крайней мере, чувством облегчения. Эта положительно эмоциональная стадия творческого процесса заполнена мощной, но уже спокойной, уверенной работой мысли по реализации найденного удачного решения, по анализу его следствий или по использованию преимуществ и новых возможностей, которые оно даёт.
Положительные эмоции, сопутствующие творческому процессу, чувство "творческой радости" – это чувство, сравнимое лишь с немногими переживаниями, это – высшее
наслаждение из отпущенных человеку природой. Положительные эмоции, связанные с творческим мышлением, это своего рода награда за успешное мыслительное усилие, награда, предусмотренная биологической природой человека. Но эту награду надо обязательно заслужить, путь к творческой радости идёт только через муки творчества, то есть через отрицательные эмоции, связанные с проблемной ситуацией, через напряжённую работу мысли по её преодолению.
В мощном всплеске мыслительной активности в миг озарения добывается новое знание. Иногда оно ново для данного человека, реже для определённого круга людей, ещё реже – для всего человечества.
Творческое мышление – необходимое условие научно-технического и социального прогресса общества. Но вместе с тем оно является одной из первейших биологических потребностей каждого человека. Для нормального функционирования мозгу постоянно необходима информация, он требует новизны, событий, неожиданных (проблемных) ситуаций. Если жизнь катится по накатанной колее, если проблемные ситуации отсутствуют, то нейрональные структуры, обеспечивающие координированное функционирование мозга в процессе творческого мышления, бездействуют, и как всё, что не тренируется, деградируют.
Мозг требует работы именно как целостный орган. Ни один нерв не был создан "даром" на ранних этапах эволюции человека как биологического вида. Чтобы выжить, человек должен был постоянно совершать мыслительные усилия на пределе возможностей его интеллекта; человеческий мозг достаточно часто был задействован целиком.
Не получая необходимой пищи для продуктивного мышления, мозг постепенно деградирует. Нейроны, длительно не участвовавшие в проведении нервного импульса, погибают. Субъективным проявлением творческого голода является скука, потребность куда-то себя девать, чем-то занять время. При хроническом дефиците новизны в жизни и профессиональной деятельности возникает ощущение пустоты, смутная неудовлетворенность жизнью, какое-то общее неопределённое недовольство всеми и всем. Здесь корни пессимизма, мизантропии, депрессий. Для преодоления этих патологических состояний необходимо утоление творческого голода, необходима оптимальная насыщенность жизни проблемными ситуациями.
Какова же эта оптимальная насыщенность жизни проблемами, событиями, неожиданными поворотами? Исследования временной структуры различных видов деятельности, субъективно оцениваемых её участниками как увлекательные, а также наблюдения за сменой игр и других занятий детьми в дошкольных учреждениях позволяют ответить на этот вопрос на количественном уровне (Н.М. Аксарина, 1977; Л.Е. Попов, Л.И. Лесняк с сотрудниками, 1983, 1984; Е.Л. Кононко,1985).
Человек (независимо от того, взрослый это или ребёнок) чувствует свою жизнь наполненной, он считает действие, в котором участвует, увлекательным, он перестает замечать время, "часов не наблюдает", если то, чем он занят, – производственная или учебно-познавательная деятельность, игра или театральное представление – "поставляют" ему одну проблемную ситуацию приблизительно в каждые 5-7 минут. Если события, неожиданные ситуации и порождаемые ими резкие повороты мысли приходят через 20 минут, уже возникает ощущение скуки. Книгу, где события встречаются так редко, человек, как правило, отложит, не дочитав.
Физиологическая основа оптимальной частоты творческой фазы в настоящее время уже может быть понята на основе результатов исследований нейрохимии эмоциональной памяти (Е.А. Громова, 1980). Явление эмоциональной (аффективной) памяти состоит в мгновенном, непроизвольном и прочном запоминании (причём с множеством случайных сопутствующих деталей) событий, вызвавших сильную эмоциональную реакцию. Работами Е.А. Громовой с сотрудниками, выполненными в Отделе проблем памяти Института биологической физики Научного центра биологических исследований АН СССР в г. Пущино-на-Оке, установлено, что феномен эмоциональной памяти может осуществляться при активирующем (подкрепляющем) воздействии как отрицательных, так и положительных эмоций. Наиболее важным результатом, полученным пущинскими биофизиками, является экспериментальное доказательство того, что отрицательные и положительные эмоции связаны с различными, хотя и тесно взаимосвязанными, нейрональными структурами (Е.А. Громова, 1980; Е.А. Громова с сотр., 1984; Е.А. Громова, Т.П. Семенова, А.Р. Чубаков, Н.В. Бобкова,1985). Отрицательным эмоциям сопутствует активность так называемых "голубоватых мест" продолговатого мозга. Эти нейрональные структуры осуществляют синтез норадреналина – моноамина из группы катехоламинов, биологически активных веществ, обеспечивающих быструю мобилизацию энергетических ресурсов нейронов, повышение уровня их функционирования. Норадреналин по разветвлённой системе аксонов и их отростков доставляется практически ко всей коре головного мозга и всем подкорковым структурам. Субъективно выброс норадреналина "голубоватыми местами" проявляется как отрицательно эмоциональное состояние.
Активацию мыслительной деятельности на основе положительно эмоциональных переживаний обеспечивают другие нервные центры – так называемые ядра шва, расположенные в среднем мозге. Система аксонов, отходящих от нейронов ядер шва, доставляет синтезируемый в них другой моноамин – серотонин – также по всем структурам головного мозга. Серотонин относится к числу анаболиков – веществ, способствующих протеканию процессов накопления энергетических и структурных материалов, восстановлению, развитию, росту нейронов, совершенствованию их структурной организации.
Восстановление способности секреторных нервных клеток к повторному выделению нейросекрета, например,
норадреналина или серотонина происходит за время, измеряемое немногими минутами (М. Джоунс, Э. Хиллхауз, 1981; В.А. Илюхина, Ю.С. Бородкин, И.А. Лапина, 1983). Таким образом, готовность соответствующих структур мозга к очередной эмоциональной активации и, следовательно, к полноценной реакции на очередную проблемную ситуацию восстанавливается через несколько минут, в согласии с наблюдениями педагогов, методистов, психологов.
Как мы могли убедиться, процессу творческого мышления постоянно сопутствуют эмоции. Оно начинается с эмоционально отрицательных переживаний, связанных с осознанием проблемной ситуации, и завершается положительными эмоциями "мига озарения" и стадии "торжества победы". По аналогии с общепринятым термином "эмоциональная память" продуктивное, творческое мышление было бы естественно называть мышлением эмоциональным.
Чередование отрицательных и положительных эмоций в процессе продуктивного мышления соответствует чередованию катаболической фазы, связанной с затратами энергии и вещества нейронов на осуществление их функций, и анаболической фазы, которая обеспечивает восстановление нейрональных структур и их развитие. Первая фаза запускается повышением в мозгу содержания норадреналина, вторая реализуется при повышенном содержании серотонина. Согласно И.А. Аршавскому (1982) при этом происходит "не возвращение к исходному состоянию, а избыточное самообогащение в структурном и энергетическом выражении". Периодически осуществляющаяся активность обеспечивает любой живой системе "движение по спирали, и благодаря этому она ... обогащается новыми энергетическими ресурсами. Используя их для последующей отдачи, организм вновь и вновь обогащается дополнительными источниками энергии. В результате достигается та степень упорядоченности структурной организации, которая необходима для реализации физиологически полноценной функции".
Иными словами, всё живое подчинено непреложному закону: накопление энергии и "строительного" материала происходит только в функционирующих тканях. Активность тканей, например, двигательная активность мышц, есть необходимое условие их развития. Распределение питательных веществ между различными тканями, органами и системами организма происходит в соответствии со справедливым принципом: кто не работает, тот не ест. Нервные ткани не составляют исключения. У интенсивно функционирующих нейронов наблюдается утолщение синапсов, рост дендритов, увеличение числа дендритных шипиков (это число служит показателем физиологической полноценности нейронов), миелинизация аксонов и т.д. В бездействующих же нейронах происходят дистрофические изменения.
Генетически запрограммированный интеллект человека может, следовательно, реализоваться в действительности только в результате постоянных интеллектуальных усилий.
Итак, оптимальный режим функционирования мозга – приблизительно десять всплесков интенсивности мысли в час. Для обеспечения такого режима необходимо, чтобы в течение часа человек встречался с десятью проблемными ситуациями и успешно преодолевал большую их часть.
Организовать извне такой поток информации в повседневной жизни каждого человека невозможно. С такой задачей не справился бы даже целый штат сценаристов, режиссёров, психологов-организаторов. Каждый должен быть и автором сценария, и режиссёром-постановщиком, и исполнителем в том захватывающем спектакле, которым должна стать наша жизнь. Каждый должен сделать свою жизнь наполненной и содержательной сам.
И каждому надо этому научиться. Без соответствующей тренировки систем, "организующих" творческое мышление, человек не сможет почерпнуть в своей жизни, учёбе, профессиональной деятельности необходимое количество пищи для творческой мысли.