Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.

Слайд

Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!»,«Стой!» и др.

Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно. - student2.ru Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно. - student2.ru Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка.

В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.

Дошкольник реализует в подвижных играх свободу действий,

подвижных игры являются ведущим методом формирования физической культуры.

Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей прежде всего находит отражение не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные (они с удовольствием летают, как «воробушки», взмахивают руками, как «бабочка крылышками», и т.д.). Стремление к одухотворению неживой природы объясняется желанием ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер, а когда он вживается в образ, у него включаются механизмы эмпатиии, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста носят сюжетный характер.

На пятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.

Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания.

Они воспитывают

· доброжелательность,

· стремление к взаимопомощи,

· совестливость,

· организованность,

· инициативу.

Слайд

Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, которые по-разному способствуют всестороннему развитию дошкольников, несут в себе разную социальную направленность.

Играм типа «Ловишки» присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил.

Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству (придумыванию комбинаций движений, имитации движений транспортных средств, животных).

Игры типа «Замри», «Стоп», «Море волнуется» требуют от играющих прекратить движение по соответствующему сиг Валу, при этом необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц тела в таком положении, в котором они были застигнуты игровым сигналом. Одухотворенность и выразительность движений в таких играх чрезвычайно важны.

Стоп-упражнение является одновременно упражнением для воли, внимания, мысли, для чувства и движения. В этих играх особое внимание уделяется выразительности придуманных детьми действий, которые активизируют психические процессы, осуществляют сенсорные коррекции, ролевой тренинг, формируют психосоматическую и эмоциональную сферы, развивая механизмы эмпатии. Дети Передают характер и образы персонажей игры, их настроения, взаимоотношения. Они тренируют мимическую и крупную мускулатуру, а это способствует выбросу эндерфинов (гормон радости), обеспечивающих улучшение состояния и жизнедеятельности организма.

Играм с мячом отводится особая роль. Известный немецкий Педагог Ф.Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на Психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки, а следовательно, и в совершенствовании коры головного мозга. Он считал, что почти все, в чем нуждается ребенок для своего разностороннего развития, ему дает мяч. Особо важное значение имеют игры, в которых действия ребенка с мячом сопровождаются соответствующими моменту и настроению словами и песнями.

Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. Отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие.

Игры с элементами соревновательности требуют правильного педагогического руководства ими, которое предполагает соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т.д.), в которых он соревнуется. Этот же принцип является основополагающим в играх-эстафетах. Важно также объективно оценивать деятельность детей: при подведении итогов игры необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе.

В играх типа «Жмурки», «Угадай по голосу» совершенствуются анализаторные системы, осуществляются сенсорные коррекции.

Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.

1. Отбор игр для детей

При отборе игр для детей необходим тщательный анализ их содержания. В настоящее время из игровой тематики естественно отошли в прошлое непонятные современному ребенку колдуны, цари, бояре, купцы, слуги и господа. Однако и в играх с современной тематикой еще встречаются противоречащие воспитательным задачам игровые положения (например, в одном из вариантов игры «Зайцы в огороде», бытующем в практике, сторож, охраняющий огород, засыпает, а набежавшие зайцы съедают вею капусту). В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, способствующего развитию сенсорной сферы ребенка, его мышления, ориентировок («Перебежки», «Палочка-выручалочка», «Школа мяча» и т. п.).

В младших группах правила воспринимаются детьми как обязательное, необходимое ответное игровое действие, возникающее из содержания игры по ходу его развития (зайки убегают в кусты только при появлении медведя; воробушки улетают с дороги, когда появляется автомобиль). Не осознавая еще правила игры как «закон», дети приучаются к своевременной реакции: с одной стороны, совершая действия по сюжету игры (зайки боятся медведя), с другой —в силу вырабатывающегося условного рефлекса на определенный сигнал.

Исследование Л. В. Артемовой показывает, что в старших группах сознательное отношение к правилам и их обязательному выполнению вырабатывается у детей постепенно и неодновременно. Сначала дети выполняют их под руководством педагога; позднее — под воздействием некоторых членов детского коллектива, осознающих общественное значение правил; наконец, правила становятся фактором, непосредственно определяющим нормы общественного поведения детей. По данным Л. В. Артемовой, дети вначале, в силу желания скорее выполнить игровую задачу, забывают о правилах; кроме того, стремление к выигрышу и достижению его наиболее легким способом приводит к нарушению правил; все это вызывает неудовольствие играющих детей, создает конфликты и расстраивает их взаимоотношения.

Виды подвижных игр

В соответствии с программой движения, включенные в игры, а также правила постепенно усложняются: так, для детей двух-трех летрекомендуются игры, в которых все участники выполняют одинаковые движения и при этом довольствуются самим процессом действия («Поезд», «Пузырь»);

а для детей 4—5 лет предусматриваются игры, направленные на достижение определенного результата («Медведь и пчелы», «Кто скорей добежит до флажка»).

В подготовительной к школе группе целесообразным и своевременным является обучение детей подлинным простейшим элементам спортивных игр.

Например, в игре «Мяч через сетку» дети сначала просто перебрасывают мяч напротив стоящему, а потом учатся отбивать его ладонями. В игре «Забрось мяч в корзину» дети обучаются элементам игры в баскетбол и т. д.

Кроме того, дети подготовительной группы под руководством воспитателя могут учиться играть в спортивные игры: городки, настольный теннис, бадминтон, а также упражняться в играх в серсо, кегли, бабки. В целях подготовки к этим играм детям даются упражнения с использованием различных кольцебросов, корзин, целей и т. п.

С детьми подготовительной группы могут проводиться несложные игры-эстафеты. Эти игры содействуют развитию ловкости, быстроты, выносливости в соответствии с возрастными возможностями. Подбор движений в играх-эстафетах осуществляется воспитателем, учитывающим уровень приобретенных детьми двигательных навыков, физическое состояние и индивидуальные особенности детей. В соответствии с этими показателями дети делятся на группы, при этом очень важно, чтобы возможности участников игры в группах были равными.

Наши рекомендации