Уточнение понятия «Образ жизни»
Выше мы определили понятие «Образ жизни» как ЯВЛЕНИЕ взаимодействия открытой энергоинформационной системы, которой является человек, с внешней природной или социальной средой. После детального анализа понятия «Здоровье», можно конкретизировать понятие «Образ жизни» применительно к человеку.
Как человек мыслит, так он и поступает. Его мировоззрение определяет понимание им смысла жизни, который в свою очередь диктует выбор так называемых «жизненных ценностей». Один человек ощущает себя ответственным за судьбы всего человечества, ради чего он готов жертвовать своим временем, благополучием, а иногда и самой жизнью ради Общего Блага. Другой же человек следует принципу: «Один раз в жизни живём, и всё, что сумеем, от жизни возьмём!» - круша и разрушая всё вокруг себя и, в том числе, разрушая самого себя.
И мы видим, - в буквальном и переносном смысле этого слова, - чем этот конкретный человек «дышит», как строит свои отношения с другими людьми, что пьёт, что ест, каковы его увлечения, пристрастия и устремления. Вот это и есть «образ жизни» конкретного человека, определяемый набором его «жизненных ценностей».
Поэтому, обобщая, можно констатировать, что «Образ жизни» как ЯВЛЕНИЕ взаимодействия ЧЕЛОВЕКА с внешней физической (природной) и социальной средой – это следование в процессе жизнедеятельности определённым нормам, схемам, правилам, установкам и программам, которые определяются выбранными «жизненными ценностями».
Одни «духовные» «жизненные ценности», - т.е. нравственные императивы,- заставляют человека действовать по таким нормам, правилам и программам, которые наносят непоправимый вред его здоровью, как духовному, так и физическому, резко сокращая срок жизни такого человека. Это – Нездоровый Образ Жизни (НОЖ).
Следование же некоторым другим нормам, правилам и программам, определяемым высокими духовными (Божественными, скажем так!) жизненными ценностями, позволяет поддерживать работоспособность всех систем и органов человеческого организма на высоком физиологическом уровне достаточно длительное время при сохранении ясного ума и творческих способностей. Это и есть «Здоровый Образ Жизни» (ЗОЖ), т.е. «Здоровому человеку каждый день – праздник!».
Наш анализ был бы неполным, если бы мы не учли влияние экологии, медицины и «Его Величества - Случая» как факторов, тоже определяющих здоровье человека. По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), сделанным на конец минувшего XX–го столетия, здоровье человека, - в среднем по всему Миру, - зависело:
- от образа жизни – на 50%;
- от состояния окружающей среды, включая нравственно-психологический климат в быту и трудовом коллективе – на 20%;
- от наследственных факторов – на 20%;
- от усилий медицины – на 8,5%;
- от прочих факторов (случай) – на 1,5%.
Приведенные данные ВОЗ наглядно отражены на диаграмме, представленной на Рис.5.
Как видим, надежда на медицину – слабая (8,5% факторов). В наследственных факторах мало, что можно изменить и исправить (20%), но следуя определённым нормам и правилам, остроту этих проблем всё-таки можно свести до приемлемого минимума. Окружающей средой (20%) управлять можно и нужно, а Образ Жизни зависит от самого человека напрямую от его поведения.
Итак, здоровье человека почти на 90% зависит от него самого, от его мировоззрения и тех «жизненных ценностей», которые этим мировоззрением определяются. Если же Человек становится сам для себя «главным терапевтом», «главным психотерапевтом», «главным диетологом, гастроэнтерологом, пульманологом, офтальмологом и т.д.», то ещё 8,5% факторов, определяющих здоровье, он добавляет в копилку собственного здоровья. А если Человек вдобавок включает прогностические способности своего «Ума-Разума» как проявление подлинного интеллектуального здоровья, подчиняя себе оставшиеся 1,5% случайных факторов, то его здоровье на 100% зависит от него самого.
Теперь можно ответить на вопрос, поставленный Н.А.Гринченко: что есть «объект и предмет собриологии» [3].
С философской точки зрения некая Реальность, ставшая Объектом внимания познающего Субъекта, является одновременно и Предметом познания для данного субъекта. И наоборот, Предмет познания одновременно является Объектом внимания познающего Субъекта. То есть, Объект и Предмет познания находятся в неразрывной диалектической взаимосвязи. Обратимся вновь к диаграмме Рис.5, на которой образно представлены все факторы, определяющие здоровье человека. Посмотрим на эти факторы в качестве Предметов Собриологии как науки:
1. Образ жизни как следствие господствующего в обществе мировоззрения и «жизненных ценностей», навязанных обывателю с помощью информационных технологий. Благодатное поле действия собриологии как науки, хотя, казалось бы, что это вотчина социологии;
2. Экология – «Россия – страна окурков» и выхлопных газов автомобилей, ГМО, эрзац-продуктов с различными консервантами и прочими «пищевыми добавками». Предмет весьма достойный внимания собриолога не только по причине состояния природной окружающей среды, но и по причине состояния нравственно-психологического климата в быту и трудовом коллективе;
3. Генетика – это прежде всего рождение ущербного потомства вследствие пьяного зачатия, табакокурения, наркомании и токсикомании будущих отцов и матерей. Предмет достойный самого пристального внимания собриологии как науки о здоровье не только ныне живущих, но и будущих поколений;
4. Медицина, которая рекомендует своим пациентам «умеренное» потребление алкогольного наркотического яда и популяризирует в качестве «меры» прозападную «культуру» потребления алкогольных изделий в «дринках»[4] - чем не предмет для пристального внимания собриологии и изучения в плане информационно-идеологического противостояния лжемедицине?
5. «Его Величество Случай» как фактор здоровья - предмет ОБЖ и Собриологии как науки одновременно.
Как видим, все перечисленные выше ПРЕДМЕТЫ в общей совокупности и есть ОБЪЕКТ Собриологии как науки.
Литература:
1. Полян В.И. Защитим будущее. Ключ к свободе от вредных привычек.- Научно-популярное издание.- ИД «Манускрипт», Новосибирск, 2010, 80 с.
См. также ресурс: www.helentales.com/blizkoe_po_duhu/
2. Николаев И.В. Понятие сущности здоровья и здорового образа жизни. Новосибирск-2006.
http://www.optimalist.narod.ru/sbor.st12.htm
3. Гринченко Н.А. Объект и предмет собриологии. В сб.: Основы собриологии, социальной педагогики и алкологии. Материалы XX Международной конференции-семинара. Под общ. ред. проф. А.Н.Маюрова. Н-Новгород, 2011, с. 120 -123.