Б 18 (2) Сетевые профессиональные сообщества, как компонент открытой среды педагога Доу.
Опыт использования технологий у нас и за рубежом.
Монтессори – педагогика.В области специальной педагогики М.Монтессори выдвинула и апробировала принципы: антропологический (идти от ребенка), свободы развития ребенка («помоги мне это сделать самому»), концентрации внимания (активность рук под руководством ума), специально подготовленной обучающей среды (материал – орудие освоение мира), сенситивности, особого места педагога, социального воспитания и интеграции.
Кэмпхиллское движение –форма социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями. Помогающий и нуждающийся в помощи живут рядом, учась друг у друга взаимопониманию, в условиях христианской общины.
Система Глена Домана (США).Врач из Филаделфии использовал для лечения больных детей с тяжелыми поражениями ЦНС стимуляцию непораженных «резервных» клеток головного мозга. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им показывали карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. После нескольких месяцев упражнений больные деи начинали держать голову, ползать, ходить, говорить. Впоследствии эту методику стали использовать для раннего обучения здоровых детей, применяя карточки с различной информацией (изображения, слова и т.д.)
Лечебная педагогика А.А.Дубровского.В работе с детьми инвалидами используются приемы:
• отвлечение ребенка от ухода в болезнь («учись быть активным невзирая на болезнь и она отступит!»);
• использование лечебного воздействия деревьев и растений;
• занятие гимнастикой, движение;
• включение в труд-заботу, труд-радость (посадка деревьев, выращивание цветов);
• внесение игры, романтики в жизнь больных детей (всем коллективом играть с детьми);
• пробуждение ребенка к раздумью о своих отношениях с окружающими (комнаты для размышления);
• помощь в занятиях творчеством;
• занятия по психотерапии.
Б 18 (2) Сетевые профессиональные сообщества, как компонент открытой среды педагога Доу.
Сообщества созданы для профессионального общения, поддержки иннициативы и педагогических инноваций, обмена опытом и информацией с целью повышения качества дошкольного образования.
Участниками сетевых профессиональных сообществ являются: воспитатели, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, методисты, руководители дошкольного образования.
Развитие телекоммуникационных технологий приводит к тому, что благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения – сетевые сообщества. Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.
Цели сетевого сообщества:
- создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
- организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
- инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
- обмен опытом учения-обучения;
- распространение успешных педагогических практик;
- поддержка новых образовательных инициатив.
Сетевые сообщества или объединения педагогов – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет работникам Доу, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.
В сетевых педагогических сообществах используют следующие формы деятельности:
- дистанционное обучение в рамках сообщества;
- обучающий семинар
- виртуальная конференция
- конкурс
- проект
- акция
- виртуальная вечеринка
- мастер-класс
- опрос
- обсуждение в чате
- фестиваль проектов
- телеконференция
- проектировочный семинар
- создание веб-страници т.д.
Размещая свои материалы, педагог получает квалифицированную помощь и оценку коллег. Использование таких ресурсов и возможностей позволяет каждому участнику сетевых профессиональных сообществ выбрать собственную траекторию профессионального роста. Для самообразования педагога очень важно общение с коллегами.
В настоящее время можно говорить о примерно трех десятках относительно успешных крупных и средних Интернет-площадках, уже сложившимися сетевыми педагогическими сообществами. Эти проекты весьма серьезно различаются по стилю и методам работы, по целевым установках, иногда – по аудитории.
Одно из них – методическое объединение воспитателей (МО).
МО – эффективная форма повышения квалификации педагогов, действенное средство обмена опытом. Участие в его работе побуждает педагогов к творчеству, активности; помогает видеть успехи в работе коллег, учит анализировать и критически оценивать свою деятельность.
Школы передового педагогического опыта (ШППО).
Слушатели ШППО представляют собственные практические разработки, обобщенный опыт своей работы, избирают форму иллюстрации своих материалов, высказывают мнение о ценности предложенного коллегами опыта и перспективах его развития.