Формулирование задач воспитательной работы.

Планирование работы классного руководителя.

Планирование воспитательной работы.

План работы классного руководителя – это обязательный педагогический документ. За его составление и выполнение классный руководитель несёт персональную ответственность перед администрацией и общественными организациями школы, перед органами народного образования.

Планы составляются на год, полугодие или учебную четверть (целесообраз.)

Опыт показывает, что лучше, когда классный руководитель имеет перспективный план работы на весь учебный год, а затем последовательно разрабатывает детальные планы на учебные четверти. Однако это определяется опытностью педагога, а также сложившимися традициями школы и возможными указаниями со стороны органов управления образованием.

Считается, что чем старше школьники, тем реальнее составление плана не более длительный срок, т.е. на весь учебный год, и в тех классах, где классный руководитель уже не первый год знает ребят, имеет представление об уровне их воспитанности, возможностях и интересах. И наоборот, чем младше учащиеся, чем меньше времени классный руководитель проработал с данным коллективом, тем целесообразнее планировать воспитательную работу на четверть и полугодие.

Классный руководитель должен начинать работу над планом в конце предыдущего учебного года, когда становится известным распределение учебной нагрузки и классного руководства на новый учебный год. Если классный руководитель принимает новый класс, ему необходимо познакомиться с личными делами воспитанников, их семьями, изучить сложившуюся систему воспитательной работы в классе, традиции, официальную и неофициальную структуру коллектива. Всё это поможет осуществлению преемственности в воспитательной работе.

В конце учебного года целесообразно провести с помощью школьного психолога диагностические «срезы» в классе с целью выявления психологической атмосферы, сплочённости, ценностно-ориентационного единства и других существенных параметров коллективной жизнедеятельности. Полезно выявить преобладающие отношения между собой, а так же к учёбе, труду, природе, искусству и другим явлениям и процессам окружающей действительности.

Технология составления плана.

Подготовительный этап.

В составлении плана воспитательной работы классного руководителя сводится к сбору информации о классном коллективе и отдельных воспитанников, которая определит характер доминирующих воспитательных задач.

Знакомство кл. руководителя с общешк. план. воспит. работы.

Из него необходимо отобрать все те общешкольные мероприятия, а так же общественно полезные дела по параллелям и группам классов, в которых класс должен принять участие. Будучи соотнесёнными с конкретными датами, эти мероприятия заложат основной каркас плана жизнедеятельности коллектива. Здесь необходимо подчеркнуть недопустимость отождествления планов работы классного руководителя и жизнедеятельности коллектива класса.

Формулирование задач воспитательной работы.

При определении доминирующих воспитательных задач надо исходить из принятого нами целостного подхода к организации педагогического процесса. Не разрозненные мероприятия по направлениям воспитательной работы, а реальные дела и разнообразные виды деятельности должны составлять основу планов. Задача воспитания, а следовательно и конкретное содержание на строго очередной период времени должны определять социальная, возрастная и индивидуальная ситуации развития. Социальная ситуация как бы диктует идеи коллективных дел (что делать коллективу), возрастная – обусловливает выбор форм деятельности, а ситуация индивидуального развития придаёт содержательной стороне работы с детьми неповторимость. Соответственно выделяются и три основных объекта внимания классного руководителя: коллектив, деятельность, индивидуальность. (См: Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. – М., 1986.)

Отбор содержания.

В целях обеспечения гармоничного развития личности каждого школьника классный руководитель должен включить в план, а затем и в реальный педагогический процесс познавательную, трудовую, художественно-эстетическую, физкультурно-оздоровительную, ценносто-ориентационную и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы и внутри названных видов деятельности достигалось достаточное разнообразие их конкретных видов.

5. Период «доводки» плана.

Классный руководитель обсуждает его отдельные разделы с коллегами, учителями, работающими в классе, родителями и учащимися, а также осуществляет корректировку с планами работ класса, детских общественных организаций. План классного руководителя богаче плана жизнедеятельности коллектива, поскольку содержит воспитательные мероприятия, касающиеся как коллектива в целом, так и отдельных воспитанников, их изучения, направления работы с родителями. Он, образно выражаясь, составляет своеобразный фон, на который налагается план работы класса, его актива, органов ученического самоуправления и отдельных учащихся. В своей совокупности, дополняя друг друга, эти планы предусматривают необходимое содержание тех учебных и общественно полезных дел, организация и выполнение которых направлены на формирование ценных деловых и нравственных качеств у школьников.

Заключительный этап.

Это обсуждение плана на классном собрании, закрепление ответственных за организацию тех или иных мероприятий, распределение поручений активу и отдельным воспитанникам.

После этого классный руководитель представляет план воспитательной работы класса на утверждение администрации школы.

Чтобы план был действенным документом и содействовал повышению воспитанности школьников, он должен отвечать ряду требований: целенаправленность; разнообразие содержания, форм и методов воспитания; преемственность, систематичность и последовательность в воспитании; реальность; согласованность с общешкольным планом.

План будет помощником в работе, если при его составлении выдерживается этот ряд требований:

1. Целенаправленность, то есть планируемое содержание и формы работы, должны предусматривать реализацию кон­кретных целей и задач. Каждое дело, действие должны спо­собствовать решению поставленных задач. В зависимости от цели, каждая форма работы имеет свою специфику использо­вания.

2. Ориентация на реализацию потребностей и интересов де­тей, на их развитие, что предполагает учет предложений школь­ников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации.

3. План должен быть результатом совместного творчества педагогов, учащихся, родителей.

4. Связь педагогического процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей, что означает: создание условий для применения школьниками знаний на практике; отражение основных событий страны в жизни коллектива; включение детей в активную деятельность, преобразование окружающей среды.

5. Ориентация на комплексный характер планов, что пред­полагает:

— разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие многообразных интересов и способностей детей;

— положительное влияние на разные стороны, свойства лич­ности;

— включение школьников в разные виды деятельности;

— целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей.

6. Предусмотрение условий для выбора учащимися различ­ных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.

7. Обеспечение преемственности содержания и форм дея­тельности: исключение неоправданного дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспективы.

8. Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, что предполагает учет особенностей каж­дого ученического и педагогического коллективов, уровня их развития, сложившихся традиций; педагогическая обоснован­ность планируемой работы в соответствии с задачами коллек­тива, каждая из которых может быть реализована конкретны­ми делами.

9. Реальность и разумная насыщенность плана. Общий ход планирования можно представить тремя этапа­ми:

— составление классным руководителем проекта плана (его контуров);

— коллективное планирование (апробация, корректиров­ка, проверка замыслов классным руководителем, сбор пред­ложений, идей учащихся, родителей, учителей класса);

— внесение классным руководителем корректив в первона­чальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллек­тивного планирования; окончательное оформление плана.

При планировании работы классному руководителю необ­ходимо учитывать:

— результаты предыдущей работы и выводы, полученные входе анализа;

— педагогические и организационно-педагогические зада­чи;

— материалы, рекомендации педагогических и методичес­ких исследований по работе с учащимися и классным коллек­тивом, родителями;

— передовой опыт страны, города, школы;

— возможности родителей, общественности;

— воспитательный потенциал социального окружения шко­лы, предприятий, культурных учреждений;

— традиционные праздники учебного года;

— события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;

— события, даты, связанные с жизнью и деятельностью вы­дающихся людей;

— традиции школы, классного коллектива;

— дела, проводимые ближайшими культурными учрежде­ниями;

— планы школьного коллектива;

— предыдущие планы классного коллектива и классного ру­ководителя;

Структура плана.

В реальной школьной практике планы работы классных руководителей имеют различную структуру. Это связано с различными условиями функционирования школ и отдельных классных коллективов как педагогических систем. Структура, а следовательно, и сами формы планов работы зависят и от уровня педагогической квалификации классного руководителя. Если опытный педагог может ограничиться кратким планом работы, то начинающим учителям целесообразно рекомендовать составление подробных, развёрнутых планов.

Традиционная структура плана:

1. Краткая характеристика класса.

2. Воспитательные задачи.

3. Основные направления и формы деятельности классного коллектива.

4. Координация воспитательной деятельности учителей, работающих в классе.

5. Работа с родителями и общественностью.

1. Краткая характеристика класса. Все планы должны открываться кратким анализом состояния воспитательной работы за предыдущий год и характеристикой класса. Характеристика отражает уровень общей воспитанности коллектива, его успеваемость и дисциплину, а также сформированность таких качеств, как трудолюбие, ответственность, организованность, общественная активность и др. Анализируется структура межличностных взаимоотношений (лидеры, аутсайдеры, микрогруппы), преобладающее настроение в классе, содержание ценностных ориентаций, определяющих общественное мнение. Даётся характеристика отдельных воспитанников, в частности допускающих отклонение от принятых норм поведения, отстающих в учёбе и др.

2. Воспитательные задачи. Формулируются основные, доминирующие воспитательные задачи, которые будут решаться в новом учебном году. Их должно быть немного, чтобы гарантировалось их действенное, не формальное выполнение. Важно, чтобы задачи учитывали состояние классного коллектива, уровень его развития, а так же общие задачи, стоящие перед школой. Поскольку нет одинаковых коллективов, то и задачи не могут быть одинаковыми даже в параллельных классах. Во многом они зависят от опытности и квалификации классного руководителя.

3. Третий раздел несёт основную содержательную нагрузку, определяя как главные направления деятельности, так и способы решения воспитательных задач. Именно этот раздел определяет структурное своеобразие плана, поскольку в нём отражаются те или иные подходы к развитию и формированию личности.

4. В четвёртом разделе намечаются конкретные мероприятия по координации воспитательных воздействий всех учителей, работающих в классе. Это могут быть педагогические совещания, специальные консилиумы, индивидуальные беседы с отдельными учителями и другие формы работы.

5. Раздел «Работа с родителями» содержит круг вопросов, предполагаемых для обсуждения на родительских собраниях, хотя темы лекций и бесед могут корректироваться в зависимости от складывающихся обстоятельств; намечаются сроки посещения семей с целью изучения условий жизни и воспитания детей; планируются формы индивидуальной работы с родителями, связь с родительским комитетом и возможности привлечения родителей к участию в жизни класса и школы.

Разделы плана:

1. Дата.

2. Направление деятельности (Организация к деятельности; учеб. работа; эстетич.; нраств.; трудов.; физич.).

3. Содержание работы.

4. Ответственные.

5. Педагогическая инструментовка.

I. Работа с коллективом класса.

Опираясь на уровень развития коллектива, планировать разнообразные виды деятельности; обеспечивать разностороннее развитие интересов, потребностей и наклонностей школьников.

Важными направлениями являются:

А) организация деятельности кл. руководителя (планирование, организация дежурства, организация питания);

Б) развитие познавательного интереса школьников, воспитание сознательного отношения к учёбе. Какие уроки у каких учителей посетить, какую работу учителя – предметники будут проводить.

В) взаимопомощь в учебном процессе.

Г) формы работы в развитии познавательных интересов (кружки, факультативы, смотры по предметам, конкурсы, викторины КВН).

Д) организация труда школьников и трудовое воспитание (шефская работа, ОПТ, производственный труд, самообслуживающий труд).

Е) физическое развитие (спортивные секции, кружки, школы спорта).

Ж) эстетическая направленность (ознакомление с живописью, музыкой, включение в творчество художественного вида деятельности, кокурсы).

З) нравственное и политическое воспитание, воспитание политической культуры.

И) работа с активом класса.

II. Работа с родителями.

Работа с родительским комитетом, его основные виды деятельности, родительские собрания, включение родителей в педагогический всеобуч (консультации для педагогически запущенных детей, неуспевающих учащихся). Определение конкретной школе поручения каждому родителю.

III. Работа с трудными детьми.

Краткая характеристика этих детей, их социальные условия, составить карту занятости трудных детей, продумывать конкретные формы и методы работы с детьми.

IV. Профориентация.

V. Работа с учителями класса, классные консилиумы.

Перекрёстные характеристики на каждого ученика, исходя из них, учитель подбирает формы и методы воздействия на детей, на одарённых детей, на неуспевающих и т. д.

Планирование осуществляется на основе конкретных задач. Составляется перечень наиболее общих задач.

Требования к планированию.

1. Соответствие целям и задачам, вытекающим из задач воспитания конкретного школьника.

2. План должен быть конкретным (что, когда и кто организует, проводит).

3. Разнообразие форм и методов работы.

4. Чередование творческих поручений каждому.

5. Отражать повседневную жизнь в работе.

Виды планов.

Перспективный план работы.

Планируется на год, в конце года даётся анализ, определяются перспективные задачи на год – два. Ведётся отбор содержания, форм, их реализация.

Календарный план работы.

Конкретизация общих задач на определённый период (месяц, четверть, полугодие и т.д.).

Недельный план работы.

Они помогают конкретизировать основной план и обеспечить большую оперативность в организации воспитательной работы в классе. В плане указывают конкретные мероприятия на предстоящую неделю, сроки и исполнителей. Так же недельный план позволяет более тщательно продумать формы и методы организации воспитательной работы в классе.

Рабочий план классного руководителя на неделю составляется примерно по такой форме: дата и время; плановые мероприятия и исполнители; отметка о выполнении, примечания.

План – сетка.

(суть, структура)

Планы проведения отдельных мероприятий.

В плане проведения различных воспитательных мероприятий указывают: тему и форму работы; цель и задачи его проведения; время проведения (дата, часы); место проведения мероприятия; кому поручается его подготовка и проведение (распределение поручений); оборудование и оформление; форму учёта результатов проведения работы. К подготовке такого плана классный руководитель привлекает актив класса.

Планирование воспитательной работы классного руководителя – процесс сложный. Он требует глубокого понимания воспитательных задач, хорошего знания уч-ся, их психолого-физиологических особенностей коллектива и методов индивидуальной и коллективной работы с учащимися, родителями и общественностью. Наличие хорошего плана – необходимое условие повышения эффективности и качества воспитательной работы.

Литература:

1. Педагогика. Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

2. Н.Е. Щуркова. Вы стали классным руководителем. – М., 1986.

3. Т.А. Стефановская. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

4. Методика воспитательной работы. Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

5. В.П. Сергеева. Классный руководитель в современной школе. – М. – Ставрополь – Н. – Новгород, 2000.

Наши рекомендации