Преемственность ДОУ и школы
Программа преемственности дошкольного и начального образования
Пояснительная записка
«От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания
что он будет переживать, зависит весь дальнейший
путь к знаниям».
В.А. Сухомлинский.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Задачи непрерывного образования на дошкольном этапе:
- Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
- Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, его положительного самоощущения;
- Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению; расширение знаний об окружающем мире, стимулирование познавательной, коммуникативной игровой и других видов активности.
На этапе начальной школы преемственность обеспечивает:
- Осознанное принятие ребенком ценностей здорового образа жизни и регуляцию поведения в соответствии с ними;
- Готовность у активному эмоциональному, интеллектуальному, коммуникативному взаимодействию с окружающим миром;
- Желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию;
- Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности;
- Развитие и совершенствование личных качеств ребенка, сформированных в дошкольном детстве.
Цель:обеспечить создание системы непрерывного образования, связь и согласованность целей, задач, методов и средств воспитания и обучения в детском саду и школе.
Ожидаемые результаты:
- Создание благоприятных условий для обеспечения:
личностного развития ребенка;
укрепления психического и физического здоровья;
целостного восприятия картины окружающего мира.
- Формирование социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению.
- Совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса и методов развития в ДОУ и начальной школе.
- Обеспечение успешной адаптации детей к обучению в начальных классах, сохранение желания дошкольников учиться и развиваться.
- Для педагогов организация работы по преемственности дает возможность изучить особенности детей и выстроить свою работу в соответствии с их развитием.
Содержание работы | Срок | Ответственные |
Содержание совместной работы воспитателей детского сада и учителей школы | ||
Взаимное посещение школы и детского сада (непосредственно образовательной деятельности, уроков) | В течение года | Воспитатели подготовитель ной группы |
Участие в педагогических советах. | ||
Взаимное консультирование. | ||
Проведение совместных родительских собраний | ||
Содержание работы по ознакомлению детей со школой | ||
Посещение торжественной линейки в школе | Сентябрь | Воспитатели |
Экскурсия к зданию школы | ||
Экскурсия в библиотеку школы | Октябрь | |
Беседа о школе | ||
Беседа о профессии учителя (с приглашением учителя начальных классов) | ||
Чтение и рассказывание стихов о школе | Ноябрь | |
Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь | ||
Изобразительная деятельность на тему школы | В течение года | |
Выставка детских работ «Что я знаю о школе» | ||
Сюжетно-ролевая игра «В школу» | ||
Словесные и дидактические игры школьной тематики | ||
Знакомство с пословицами и поговорками об учении | ||
Вечер загадок «Скоро в школу» | ||
Рассматривание школьных принадлежностей и дидактическая игра «Собери портфель» | ||
Экскурсия в спортивный зал школы | Декабрь | |
Экскурсия в класс, встреча с первоклассниками | По плану школы | |
Посещение праздника «Прощание с букварем» | Январь | |
Экскурсия в актовый зал школы | ||
Праздник «До свидания, детский сад!» | Май | |
Содержание работы по взаимодействию с родителями | ||
Консультация «Первые трудности или как проходит адаптация детей к школе». Правила для родителей. | Сентябрь | Воспитатели подготовитель ной группы. |
Родительское собрание «Скоро в школу» | Сентябрь | Воспитатели подготовитель ной группы, учителя начальных классов |
Консультации по запросам родителей | Октябрь-май | |
Родительское собрание с присутствием учителя начальных классов с показом занятия воспитателей ДОУ | Апрель |
Взаимодействие с социумом
Для качественной реализации Программы, детский сад должен быть открытой социально-педагогической системой.
Взаимодействие детского сада с социальными партнерами, обладающие дополнительными ресурсами и резервами, расширяет культурно-образовательную среду ДОУ, создает единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.