Значение творческого труда

Творческий труд и изобразительная деятельность имеют важное значение в воспитании и социальной адаптации де­тей с проблемами в интеллектуальном развитии. Такие заня­тия способствуют развитию сенсорно-перцептивной сферы, особенно зрительного восприятия; развитию умения наблю­дать, анализировать, запоминать; воспитывают волевые ка­чества; раскрывают творческие возможности; развивают эс­тетический вкус (умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, цветосочетания); способствуют познанию окружающего мира.

На занятиях творческим трудом в занимательной форме используются доступные детям виды практической деятель­ности; во внеурочное время воспитываются и прививаются социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, на­стойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Переход к усложненным формам ручной деятель­ности с использованием инструмента совершенствует мел­кую моторику рук.

Задачи занятий творческим трудом.

Коррекция представлений ребенка о цвете, форме и ве­личине.

Развитие аналитических способностей ребенка, возмож­ности сравнивать и обобщать.

Знакомство детей с отдельными видами и направлениями живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры; воспитание активного эмоционально-эстетического отноше­ния к ним, развитие интереса к духовному миру человека.

Развитие волевых качеств, коммуникативных навыков и способности применять полученные знания в повседневной жизни.

Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные по-






ложительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворе­ние, в них просыпаются творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

В содержание программы по творческому труду входят декоративно-объемная аппликация, пластическая лепка и беседы об изобразительном искусстве. Дети учатся состав­лять различные орнаменты; выполнять сюжетные апплика­ции по мотивам сказок; работать с «бросовым» и природным материалами; изготавливать сувениры и украшения; лепить фигурки птиц, животных, посуду.

Беседуя об искусстве, дети получают возможность прого­варивать свои чувства, сюжеты картин, угадывать и анализи­ровать замысел художника. Таким образом, все сферы пси­хической деятельности ребенка активно «работают», осу­ществляется комплексное воздействие на личность. Много времени посвящается экскурсиям по городу, музеям и вы­ставкам.

РАБОТА С ГЛИНОЙ

ЗАНЯТИЕ «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДСВЕЧНИКА»

— -сформировать у детей образ «полного цикла» изготовления подсвечника;
– ознакомить с природным материалом (глиной) для

изготовления керамических изделий;

— познакомить с элементами декорирования,

— обучить изготовлению изделий по эскизу,

— развивать эстетический вкус.

Оборудование:

— образы изделий из глины;

— глина для пластической лепки;

— шликер для склейки деталей;

— инструмент для декорирования.

Ход занятия.

Педагог. Сегодня мы с вами изготовим подсвечник из глины по эскизам, которые вы подготовили на предыдущем занятии. (Каждый ребенок показывает свой эскиз, рассказыва­ет о том, каким будет его изделие.)

Молодцы! Вы все смогли сделать эскизы, они получились разные и интересные. Теперь давайте вспомним приемы, ко­торыми мы можем пользоваться. В какой последовательнос­ти мы будем работать? (Дети вспоминают, что дно подсвеч­ника раскатывается из комочка глины скалкой. Затем вылеп­ляются стенки.)

Чем мы смазываем все детали изделия?

Дети. Детали изделия склеиваются шликером.

Педагог. Кто мне расскажет, что такое шликер?

Дети. Шликер — это густая смесь из глины и воды.

Педагог. Давайте напишем слово «шликер». (Пишет его на доске. Ребята должны самостоятельно прочитать и повто­рить его.)

Возьмите, пожалуйста, каждый по кусочку глины и слегка разомните. Какая она на ощупь? Чувствуете, она приятная, мягкая, эластичная. Это природный материал. Глину добы­вают из земли. Еще в давние времена люди заметили, что если глину положить рядом с костром, то она становится крепкой и прочной. Тогда они стали делать посуду из глины.

А знаете ли вы, как мы называем изделия из глины раз­ных пород?

Дети. Керамика, фарфор, фаянс.

Педагог. Молодцы! Вы хорошо запомнили наши уроки. А теперь приступим к самостоятельной работе. Сейчас мы начнем создавать подсвечники. Внимательно посмотрите на свои эскизы и начинайте работать.

(Ребята начинают раскатывать дно и лепить стенки под­свечника. Педагог наблюдает за работой и, по необходимости, оказывает помощь. Если детям сложно работать с глиной, педагог предлагает им пластилин.)

Молодцы! Вы уже раскатали дно и колбаски для стенок подсвечника. Теперь мы начнем их соединять с помощью

шликера. (Ребята промазывают шликером детали из глины, используя кисточки.)

Теперь подсвечник должен просохнуть. Кто помнит, сколько времени для этого потребуется? Правильно, 20—30 ми­нут. На следующем занятии мы декорируем наши подсвечни­ки мелкими красивыми деталями.

Заключение.

Педагог. Итак, чем мы с вами занимались на уроке?

Дети. Изготавливали подсвечники.

Педагог. Из какого материала мы изготавливали под­свечники?

Дети. Из глины.

Педагог. Мы изготавливали изделие по образцам или по своим эскизам?

Дети. По своим эскизам.

Педагог. Как называются обожженные изделия из глины?

Дети. Они называются «керамика».

Педагог. Молодцы! Вы все сегодня очень хорошо по­работали, старались. Благодарю всех.

РАБОТА С ПЕСКОМ

Игры в песочнице — одна из форм естественной деятель­ности ребенка. Поэтому целесообразно использовать песоч­ницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок вместе с ребенком, педагог передает в органичной для ре­бенка форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Многие психологи видят в отдельных песчинках симво­лическое отражение автономности человека, а в песочной массе — воплощение Жизни во Вселенной.

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической тера­пии. Быть может, естественная потребность человека «во-

зиться» с песком и сама его структура подсказали К. Юнгу эту идею.

Игра с песком как консультативная методика была опи­сана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 го­ду. В игровом помещении она установила два цинковых под­носа, один наполовину наполненный песком, а другой — водой, и приготовила формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты использовали иг­рушки в игре с песком, а коробки с песком они называли «миром». Поэтому М. Ловенфельд назвала свой игровой ме­тод «мировой методикой».

Формированием концепции «песочной терапии» (или «sand-play») занимались в основном представители юнги-анской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Для обучения детей с ограниченными возможностя­ми развития уникальные возможности песка практически не использовались.

Песок обладает способностью «заземлять» негативную психическую энергию. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие де­тей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Для коррекционных игр в песочнице ис­пользуется следующее оборудование:

1. Водонепроницаемый деревянный ящик размером
50x70x8 сантиметров (такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком). Он может быть снабжен
ручками для удобства транспортировки. Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера.

Внутренняя поверхность ящика окрашивается в синий или голубой цвет. Таким образом, дно будет символизиро­вать воду, а борта — небо. Ящик можно заменить и пласт­массовой песочницей.

2. Чистый просеянный песок (некоторые его даже прокаливают в духовом шкафу). Он не должен быть слишком
крупным или слишком мелким.





Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Песок задает символи­ческую «линию горизонта».

3. «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно не более 8 сантиметров высотой. В набор игрушек могут войти: человечки, здания (дома, школы, церкви, замки), животные (домашние, дикие, доисторические, морские и пр.), машины (сухопутные, водные, космические, боевые), растения (дере­вья, кусты, цветы, овощи и пр.), мосты, ограды, ворота, пор­талы, загоны для скота, предметы естественного происхож­дения (ракушки, веточки, камни, кости и пр.), символи­ческие (источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.), злые и добрые сказоч­ные герои, живая зелень, флаконы из-под духов, гаечки, бол­тики, пластиковые или деревянные сувениры, буквы и циф­ры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды). Словом, все, что есть в окру­жающем мире, может быть использовано в песочных играх.

«Особым» детям сложно самостоятельно создавать карти­ны из песка. Они не могут, как обычные дети, начинать спонтанно строить города, использовать в занятиях игрушки. Всему этому их необходимо научить. Ведь если ребят предо­ставить самим себе возле песочницы, то большая часть песка окажется на полу или в их волосах.

Работу с песком следует начинать со знакомства с так­тильными ощущениями, появляющимися при взаимодейст­вии с нам.

Педагог погружает руки детей и свои собственные в песок и подробно проговаривает свои ощущения. «Я чувствую про­хладу, покалывание, каждую крупинку. А я чувствую тепло и пр.» Поскольку многие дети плохо говорят, они не могут повторять вслед за учителем. Проговаривая свои ощущения, педагог закрывает глаза, всем своим видом показывая, что прислушивается к своим чувствам.

Следующий шаг, который делает педагог, заключается в том, чтобы научить детей ставить ладонь на ребро и удержи­вать в таком положении (песок помогает детям ровно дер­жать ладони).

Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять отпечатками рук различные геометрические фор­мы (квадраты, треугольники, круги). Самостоятельно созда­вая геометрические формы на песке, дети лучше запоминают понятие формы, сенсорные эталоны формы и величины.

Параллельно с этими упражнениями педагог помогает де­тям делать самомассаж песком: перетирать его между ладо­нями и пальцами, глубоко зарывать в него руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на разви­тие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, выполняют зигзагообраз­ные движения и пр.

После обучения детей манипуляциям с песком педагог переходит к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, горы, долины, по ходу объясняя детям сущность этих явлений. Так постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Из природных материалов педагог совместно с детьми строит мосты, делает из камешков до­рожки. В песочнице появляются деревни. Дети узнают и «проигрывают» сельскую жизнь. Потом в песочнице строятся целые города, и педагог рассказывает о том, как протекает жизнь в городе.

Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами, педагога. При этом дети манипулируют деревьями, живот­ными, транспортом и даже домами. Такие занятия не только развивают представления об окружающем мире, но и про­странственную ориентацию.

Параллельно с этими занятиями педагог совместно с детьми «пишет» на песке. Различными трафаретами они ос­тавляют отпечатки, а потом обводят их пальцем. Обводить на песке ребятам проще, чем на бумаге. Но главное, если письмо в тетради не вызывает у детей интереса, то на песке они пишут с удовольствием.

После систематических занятий можно приступить к по­становке сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Педагог рассказывает сказку и рукой ребенка пере­двигает фигурки основных персонажей. Постепенно дети





учатся соотносить речь с движениями персонажей и само­стоятельно играют фигурками сказочных героев, передвигая их в соответствии с сюжетом.

Занятия в песочнице являются очень полезными. Они улучшают эмоциональное состояние, внимание; учат пере­несению приобретенных навыков в повседневную жизнь, а также соотнесению речи с предметными действиями. После песочных игр детям легче и естественнее даются театрализо­ванные игры и другие занятия.

Таким образом, коррекционные игры в песочнице позво­ляют:

— совершенствовать координацию движений, мелкую моторику, ориентацию в пространстве;

— стимулировать интерес к занятиям. Дети, не отвлека­ясь, могут выдерживать 15—20 минут занятий;

— развивать речь. Дети начинают спонтанно импровизи­ровать, передавать интонации, темп речи педагогов, имити­ровать звуки, которые издают их персонажи;

— стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сфе­ры, в особенности тактильно-кинестетической чувствитель­ности;

— совершенствовать навыки позитивной коммуникации;

— формировать представления об окружающем мире, «проигрывать» разнообразные жизненные ситуации, объяс­нять их смысл и способ поведения в них;

— стабилизировать психоэмоциональное состояние.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКОЛ

В системе реабилитационной работы большое место за­нимает продуктивная деятельность, а именно — творческий труд. Здесь ребенок выступает в роли создателя чего-либо нового, полезного и красивого.

«Особые» дети под руководством опытных педагогов мо­гут добиться больших успехов в изготовлении мягких игру­шек, витражей, расписных тарелок, композиций из природ-

ных материалов. Значительный интерес представляет кукло-терапия с применением марионеток, которые «оживают» в руках ребенка.

Кукла состоит из головы и платья, в которое вшиты кисти рук. Одна нить служит для управления головой, другая по­могает управлять руками. Для того чтобы управлять куклой, нужно скоординировать движения правой и левой рук, вра­щать кистями и пальцами. Все это непросто для наших де­тей, ибо их мелкая моторика недостаточно развита. Однако взаимодействие с марионеткой мотивирует ребенка «рабо­тать» руками. Ведь от него зависит новая жизнь. Последнее чрезвычайно важно для развития личности «особого» ребен­ка. В большинстве случаев он находится в положении «опе­каемого», взаимодействие с марионеткой формирует у него чувство ответственности за чужую (в данном случае куколь­ную) жизнь.

Для того чтобы изготовить куклу-марионетку, необходи­мы следующие материалы:

Небольшой камешек или красивая бусинка.

Чехол от «киндер-сюрприза».

Вата или синтепон.

Чулки или трикотаж телесного цвета.

Белая ткань (50x50 см).

Цветная ткань на верхнее платье (60x60 см).

Пакля или пряжа, шерстяные нитки (для волос).

Нитки, иголки, ножницы.

Толстая длинная игла.

Толстая нить (лучше ирис).

Украшения.

Мастерить куклу следует начинать с изготовления головы. Для этого чехол от «киндер-сюрприза» с «начинкой» - бусинкой плотно оборачивается ватой или синтепоном. Если у куклы должна быть большая голова, значит, нужно сделать «кокон» побольше. После того как основа головы готова, сверху она обтягивается чулком телесного цвета и сшивается на «затылке» куклы. Подготовленная таким образом основа еще раз обтягивается чулком телесного или другого цвета (куклу можно сделать темнокожей, розоволицей и т.д.).





Важно, чтобы в том месте, где у куклы начинается шея, остался «хвостик» из ткани или чулка не короче 5 см. Итак, голова готова. Волосы и украшения на голову пришиваются в последнюю очередь.

Изготовление «нижнего платья». Для этого берется белая ткань 50x50 см. Середину кусочка ребенок может найти сам. На середине нужно сделать маленький надрез и просунуть в него «хвостик», который остался на голове куклы.

Далее необходимо пришить «нижнее платье» к «шее» куклы.

Костюм куклы шьется из цветной красивой ткани разме­ром 60x60 см. В кусочке ткани надрезается середина и вде­вается «нижнее платье». Потом ткань расправляется и также пришивается к «шее» куклы.

По бокам к костюму куклы пришиваются руки. Для из­готовления рук берется та же ткань, что и для изготовления лица. Из нее нужно вырезать по два прямоугольника 7x4 см, сшить их и оставить небольшую дырочку, чтобы можно было набить ватой. Когда костюм готов и руки вшиты, можно подумать об украшении куклы: сделать ей прическу, допол­нительные детали костюма — все, что подскажет вообра­жение.

Кукла полностью готова, теперь можно ее «подвязать». Для этого берется толстая длинная игла с толстой нитью (лучше, если это будет «ирис»). С помощью иглы голова кук­лы протыкается в области висков, и кукла повисает на нитке. Высота нити над головой куклы должна быть не больше 12— 15 см. (чтобы ребенку было удобно ее «водить»). Концы нити связываются. Для того чтобы «подвязать» руки, потре­буется еще одна толстая длинная нить. Один ее конец при­вязывается к запястью правой руки, а другой — к левому запястью куклы.

Итак, кукла готова, осталось только ее «оживить»: взять в руки и начать «водить». Для этого ребенок берет в одну руку нить, управляющую головой, а в другую — нить, управ­ляющую руками.

Куклы помогают ребятам разыгрывать различные ситуа­ции из своей жизни и сказочные сюжеты. Для многих ребят

марионетки являются настоящими помощниками: помогают снимать напряжение, советует что-то важное. Часто от име­ни куклы проводятся развивающие занятия.

Работа с марионеткой позволяет совершенствовать не только моторные навыки, но и развивает эмоционально-во­левую сферу. С помощью куклы можно «проигрывать» раз­личные эмоциональные состояния: «Покажи, как кукла ра­дуется, печалится, сердится, боится, удивляется». Проигры­вание с марионеткой можно сопровождать работой с зеркалом: «А ты можешь сделать так же, как она? Покажи!» Параллельно дети фантазируют относительно ситуаций, ко­торые могли вызвать то или иное эмоциональное состояние: «Давайте подумаем, чему радуется кукла, что произошло с ней забавного (печального и пр.)» Таким образом, осущест­вляется связь эмоциональных состояний с конкретными си­туациями, которые могут встретиться ребенку в жизни. «Проигрывая» состояния через куклу, ребенок моторно за­крепляет психоэмоциональный опыт, отрабатывает механизм саморегуляции. На образном уровне он «держит себя в ру­ках», учится адекватно выражать свои чувства.



ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

И РАЗВИТИЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ

СФЕРЫ

Наши рекомендации