Значение творческого труда
Творческий труд и изобразительная деятельность имеют важное значение в воспитании и социальной адаптации детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Такие занятия способствуют развитию сенсорно-перцептивной сферы, особенно зрительного восприятия; развитию умения наблюдать, анализировать, запоминать; воспитывают волевые качества; раскрывают творческие возможности; развивают эстетический вкус (умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, цветосочетания); способствуют познанию окружающего мира.
На занятиях творческим трудом в занимательной форме используются доступные детям виды практической деятельности; во внеурочное время воспитываются и прививаются социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструмента совершенствует мелкую моторику рук.
Задачи занятий творческим трудом.
Коррекция представлений ребенка о цвете, форме и величине.
Развитие аналитических способностей ребенка, возможности сравнивать и обобщать.
Знакомство детей с отдельными видами и направлениями живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры; воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к ним, развитие интереса к духовному миру человека.
Развитие волевых качеств, коммуникативных навыков и способности применять полученные знания в повседневной жизни.
Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные по-
3«
ложительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них просыпаются творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».
В содержание программы по творческому труду входят декоративно-объемная аппликация, пластическая лепка и беседы об изобразительном искусстве. Дети учатся составлять различные орнаменты; выполнять сюжетные аппликации по мотивам сказок; работать с «бросовым» и природным материалами; изготавливать сувениры и украшения; лепить фигурки птиц, животных, посуду.
Беседуя об искусстве, дети получают возможность проговаривать свои чувства, сюжеты картин, угадывать и анализировать замысел художника. Таким образом, все сферы психической деятельности ребенка активно «работают», осуществляется комплексное воздействие на личность. Много времени посвящается экскурсиям по городу, музеям и выставкам.
РАБОТА С ГЛИНОЙ
ЗАНЯТИЕ «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДСВЕЧНИКА»
— -сформировать у детей образ «полного цикла» изготовления подсвечника;
– ознакомить с природным материалом (глиной) для
изготовления керамических изделий;
— познакомить с элементами декорирования,
— обучить изготовлению изделий по эскизу,
— развивать эстетический вкус.
Оборудование:
— образы изделий из глины;
— глина для пластической лепки;
— шликер для склейки деталей;
— инструмент для декорирования.
Ход занятия.
Педагог. Сегодня мы с вами изготовим подсвечник из глины по эскизам, которые вы подготовили на предыдущем занятии. (Каждый ребенок показывает свой эскиз, рассказывает о том, каким будет его изделие.)
Молодцы! Вы все смогли сделать эскизы, они получились разные и интересные. Теперь давайте вспомним приемы, которыми мы можем пользоваться. В какой последовательности мы будем работать? (Дети вспоминают, что дно подсвечника раскатывается из комочка глины скалкой. Затем вылепляются стенки.)
Чем мы смазываем все детали изделия?
Дети. Детали изделия склеиваются шликером.
Педагог. Кто мне расскажет, что такое шликер?
Дети. Шликер — это густая смесь из глины и воды.
Педагог. Давайте напишем слово «шликер». (Пишет его на доске. Ребята должны самостоятельно прочитать и повторить его.)
Возьмите, пожалуйста, каждый по кусочку глины и слегка разомните. Какая она на ощупь? Чувствуете, она приятная, мягкая, эластичная. Это природный материал. Глину добывают из земли. Еще в давние времена люди заметили, что если глину положить рядом с костром, то она становится крепкой и прочной. Тогда они стали делать посуду из глины.
А знаете ли вы, как мы называем изделия из глины разных пород?
Дети. Керамика, фарфор, фаянс.
Педагог. Молодцы! Вы хорошо запомнили наши уроки. А теперь приступим к самостоятельной работе. Сейчас мы начнем создавать подсвечники. Внимательно посмотрите на свои эскизы и начинайте работать.
(Ребята начинают раскатывать дно и лепить стенки подсвечника. Педагог наблюдает за работой и, по необходимости, оказывает помощь. Если детям сложно работать с глиной, педагог предлагает им пластилин.)
Молодцы! Вы уже раскатали дно и колбаски для стенок подсвечника. Теперь мы начнем их соединять с помощью
шликера. (Ребята промазывают шликером детали из глины, используя кисточки.)
Теперь подсвечник должен просохнуть. Кто помнит, сколько времени для этого потребуется? Правильно, 20—30 минут. На следующем занятии мы декорируем наши подсвечники мелкими красивыми деталями.
Заключение.
Педагог. Итак, чем мы с вами занимались на уроке?
Дети. Изготавливали подсвечники.
Педагог. Из какого материала мы изготавливали подсвечники?
Дети. Из глины.
Педагог. Мы изготавливали изделие по образцам или по своим эскизам?
Дети. По своим эскизам.
Педагог. Как называются обожженные изделия из глины?
Дети. Они называются «керамика».
Педагог. Молодцы! Вы все сегодня очень хорошо поработали, старались. Благодарю всех.
РАБОТА С ПЕСКОМ
Игры в песочнице — одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок вместе с ребенком, педагог передает в органичной для ребенка форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Многие психологи видят в отдельных песчинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе — воплощение Жизни во Вселенной.
Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «во-
зиться» с песком и сама его структура подсказали К. Юнгу эту идею.
Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой — водой, и приготовила формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли «миром». Поэтому М. Ловенфельд назвала свой игровой метод «мировой методикой».
Формированием концепции «песочной терапии» (или «sand-play») занимались в основном представители юнги-анской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Для обучения детей с ограниченными возможностями развития уникальные возможности песка практически не использовались.
Песок обладает способностью «заземлять» негативную психическую энергию. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Для коррекционных игр в песочнице используется следующее оборудование:
1. Водонепроницаемый деревянный ящик размером
50x70x8 сантиметров (такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком). Он может быть снабжен
ручками для удобства транспортировки. Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера.
Внутренняя поверхность ящика окрашивается в синий или голубой цвет. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта — небо. Ящик можно заменить и пластмассовой песочницей.
2. Чистый просеянный песок (некоторые его даже прокаливают в духовом шкафу). Он не должен быть слишком
крупным или слишком мелким.
Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Песок задает символическую «линию горизонта».
3. «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно не более 8 сантиметров высотой. В набор игрушек могут войти: человечки, здания (дома, школы, церкви, замки), животные (домашние, дикие, доисторические, морские и пр.), машины (сухопутные, водные, космические, боевые), растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.), мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота, предметы естественного происхождения (ракушки, веточки, камни, кости и пр.), символические (источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.), злые и добрые сказочные герои, живая зелень, флаконы из-под духов, гаечки, болтики, пластиковые или деревянные сувениры, буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды). Словом, все, что есть в окружающем мире, может быть использовано в песочных играх.
«Особым» детям сложно самостоятельно создавать картины из песка. Они не могут, как обычные дети, начинать спонтанно строить города, использовать в занятиях игрушки. Всему этому их необходимо научить. Ведь если ребят предоставить самим себе возле песочницы, то большая часть песка окажется на полу или в их волосах.
Работу с песком следует начинать со знакомства с тактильными ощущениями, появляющимися при взаимодействии с нам.
Педагог погружает руки детей и свои собственные в песок и подробно проговаривает свои ощущения. «Я чувствую прохладу, покалывание, каждую крупинку. А я чувствую тепло и пр.» Поскольку многие дети плохо говорят, они не могут повторять вслед за учителем. Проговаривая свои ощущения, педагог закрывает глаза, всем своим видом показывая, что прислушивается к своим чувствам.
Следующий шаг, который делает педагог, заключается в том, чтобы научить детей ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони).
Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять отпечатками рук различные геометрические формы (квадраты, треугольники, круги). Самостоятельно создавая геометрические формы на песке, дети лучше запоминают понятие формы, сенсорные эталоны формы и величины.
Параллельно с этими упражнениями педагог помогает детям делать самомассаж песком: перетирать его между ладонями и пальцами, глубоко зарывать в него руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, выполняют зигзагообразные движения и пр.
После обучения детей манипуляциям с песком педагог переходит к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, горы, долины, по ходу объясняя детям сущность этих явлений. Так постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Из природных материалов педагог совместно с детьми строит мосты, делает из камешков дорожки. В песочнице появляются деревни. Дети узнают и «проигрывают» сельскую жизнь. Потом в песочнице строятся целые города, и педагог рассказывает о том, как протекает жизнь в городе.
Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами, педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия не только развивают представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию.
Параллельно с этими занятиями педагог совместно с детьми «пишет» на песке. Различными трафаретами они оставляют отпечатки, а потом обводят их пальцем. Обводить на песке ребятам проще, чем на бумаге. Но главное, если письмо в тетради не вызывает у детей интереса, то на песке они пишут с удовольствием.
После систематических занятий можно приступить к постановке сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Педагог рассказывает сказку и рукой ребенка передвигает фигурки основных персонажей. Постепенно дети
учатся соотносить речь с движениями персонажей и самостоятельно играют фигурками сказочных героев, передвигая их в соответствии с сюжетом.
Занятия в песочнице являются очень полезными. Они улучшают эмоциональное состояние, внимание; учат перенесению приобретенных навыков в повседневную жизнь, а также соотнесению речи с предметными действиями. После песочных игр детям легче и естественнее даются театрализованные игры и другие занятия.
Таким образом, коррекционные игры в песочнице позволяют:
— совершенствовать координацию движений, мелкую моторику, ориентацию в пространстве;
— стимулировать интерес к занятиям. Дети, не отвлекаясь, могут выдерживать 15—20 минут занятий;
— развивать речь. Дети начинают спонтанно импровизировать, передавать интонации, темп речи педагогов, имитировать звуки, которые издают их персонажи;
— стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, в особенности тактильно-кинестетической чувствительности;
— совершенствовать навыки позитивной коммуникации;
— формировать представления об окружающем мире, «проигрывать» разнообразные жизненные ситуации, объяснять их смысл и способ поведения в них;
— стабилизировать психоэмоциональное состояние.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКОЛ
В системе реабилитационной работы большое место занимает продуктивная деятельность, а именно — творческий труд. Здесь ребенок выступает в роли создателя чего-либо нового, полезного и красивого.
«Особые» дети под руководством опытных педагогов могут добиться больших успехов в изготовлении мягких игрушек, витражей, расписных тарелок, композиций из природ-
ных материалов. Значительный интерес представляет кукло-терапия с применением марионеток, которые «оживают» в руках ребенка.
Кукла состоит из головы и платья, в которое вшиты кисти рук. Одна нить служит для управления головой, другая помогает управлять руками. Для того чтобы управлять куклой, нужно скоординировать движения правой и левой рук, вращать кистями и пальцами. Все это непросто для наших детей, ибо их мелкая моторика недостаточно развита. Однако взаимодействие с марионеткой мотивирует ребенка «работать» руками. Ведь от него зависит новая жизнь. Последнее чрезвычайно важно для развития личности «особого» ребенка. В большинстве случаев он находится в положении «опекаемого», взаимодействие с марионеткой формирует у него чувство ответственности за чужую (в данном случае кукольную) жизнь.
Для того чтобы изготовить куклу-марионетку, необходимы следующие материалы:
Небольшой камешек или красивая бусинка.
Чехол от «киндер-сюрприза».
Вата или синтепон.
Чулки или трикотаж телесного цвета.
Белая ткань (50x50 см).
Цветная ткань на верхнее платье (60x60 см).
Пакля или пряжа, шерстяные нитки (для волос).
Нитки, иголки, ножницы.
Толстая длинная игла.
Толстая нить (лучше ирис).
Украшения.
Мастерить куклу следует начинать с изготовления головы. Для этого чехол от «киндер-сюрприза» с «начинкой» - бусинкой плотно оборачивается ватой или синтепоном. Если у куклы должна быть большая голова, значит, нужно сделать «кокон» побольше. После того как основа головы готова, сверху она обтягивается чулком телесного цвета и сшивается на «затылке» куклы. Подготовленная таким образом основа еще раз обтягивается чулком телесного или другого цвета (куклу можно сделать темнокожей, розоволицей и т.д.).
Важно, чтобы в том месте, где у куклы начинается шея, остался «хвостик» из ткани или чулка не короче 5 см. Итак, голова готова. Волосы и украшения на голову пришиваются в последнюю очередь.
Изготовление «нижнего платья». Для этого берется белая ткань 50x50 см. Середину кусочка ребенок может найти сам. На середине нужно сделать маленький надрез и просунуть в него «хвостик», который остался на голове куклы.
Далее необходимо пришить «нижнее платье» к «шее» куклы.
Костюм куклы шьется из цветной красивой ткани размером 60x60 см. В кусочке ткани надрезается середина и вдевается «нижнее платье». Потом ткань расправляется и также пришивается к «шее» куклы.
По бокам к костюму куклы пришиваются руки. Для изготовления рук берется та же ткань, что и для изготовления лица. Из нее нужно вырезать по два прямоугольника 7x4 см, сшить их и оставить небольшую дырочку, чтобы можно было набить ватой. Когда костюм готов и руки вшиты, можно подумать об украшении куклы: сделать ей прическу, дополнительные детали костюма — все, что подскажет воображение.
Кукла полностью готова, теперь можно ее «подвязать». Для этого берется толстая длинная игла с толстой нитью (лучше, если это будет «ирис»). С помощью иглы голова куклы протыкается в области висков, и кукла повисает на нитке. Высота нити над головой куклы должна быть не больше 12— 15 см. (чтобы ребенку было удобно ее «водить»). Концы нити связываются. Для того чтобы «подвязать» руки, потребуется еще одна толстая длинная нить. Один ее конец привязывается к запястью правой руки, а другой — к левому запястью куклы.
Итак, кукла готова, осталось только ее «оживить»: взять в руки и начать «водить». Для этого ребенок берет в одну руку нить, управляющую головой, а в другую — нить, управляющую руками.
Куклы помогают ребятам разыгрывать различные ситуации из своей жизни и сказочные сюжеты. Для многих ребят
марионетки являются настоящими помощниками: помогают снимать напряжение, советует что-то важное. Часто от имени куклы проводятся развивающие занятия.
Работа с марионеткой позволяет совершенствовать не только моторные навыки, но и развивает эмоционально-волевую сферу. С помощью куклы можно «проигрывать» различные эмоциональные состояния: «Покажи, как кукла радуется, печалится, сердится, боится, удивляется». Проигрывание с марионеткой можно сопровождать работой с зеркалом: «А ты можешь сделать так же, как она? Покажи!» Параллельно дети фантазируют относительно ситуаций, которые могли вызвать то или иное эмоциональное состояние: «Давайте подумаем, чему радуется кукла, что произошло с ней забавного (печального и пр.)» Таким образом, осуществляется связь эмоциональных состояний с конкретными ситуациями, которые могут встретиться ребенку в жизни. «Проигрывая» состояния через куклу, ребенок моторно закрепляет психоэмоциональный опыт, отрабатывает механизм саморегуляции. На образном уровне он «держит себя в руках», учится адекватно выражать свои чувства.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
И РАЗВИТИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ
СФЕРЫ